Сейчас в новой галерее «ЦЭХ» (пр-т Независимости, 58, к. 6) проходит выставка «Минск: (Ре)конструкция»: 25 белорусских художников (Артур Клинов, Сергей Шабохин, «Лена красит» и др.) при помощи фотографии, живописи, стрит-арта, перформанса рассказывают про повседневность столицы. Мы сходили на экскурсию.
Среда – последний день очень стремительной выставки «Минск: (Ре) конструкция». В воскресенье молодые кураторы Илона Дергач и Виталий Щуцкий провели три экскурсии, чтобы объяснить горожанам, какие объекты были выбраны и почему именно они лучше всего описывают наш город с 1970-х по наши дни. Все начинается с короткого учебного фильма 1972 года о Минске и двух идей выставки: Минск как утопический социалистический город и Минск как новый город, незаполненный, пустой, с широкими проспектами и зелеными парками – каким он должен был быть по плану. Конечно, не обошлось и без «Города Солнца» вечно молодого художника Клинова. Пожалуй, все уже видели альбом об утопичном Минске, а кураторы предложили нам еще и вообразить себя горожанами нереального города. После советского кино для школьников – проще простого! От утопии – к живописной геометрии. Художник Алексей Иванов впечатлился минской архитектурой и показывает неприветливость, прямолинейность и острые углы города: «Заброшенный дом и bigboard», «Саркофаг», 2003 год. Минск и правда до сих пор довольно пустой город, и заполнить его пытаются, пожалуй, лишь владельцы казино и художники. Первых вряд ли затащишь на выставку. Зато здесь можно вспомнить несколько нашумевших городских перформансов: например, акции Алеся Пушкина «Подарок П.» и Михаила Гулина «Персональный монумент». У них разный посыл и временная разница в 12 лет, но оба проекта завершились похоже – задержаниями художников. Серия фотографий Сергея Ждановича «Tabula Rasa»тоже о пустоте. Откуда у Минска имидж чистого города? Чистота может не нести негативного оттенка, а значить, например, что на улицах не слишком много рекламы или что у города есть потенциал – можно заполнить это пространство. Тогда чистота – это творческая возможность, предложение действовать. Скульптура «Коридор вечности» Александра Кудряшова стояла в сквере Симона Боливара недолго, но успела подвергнуться вандализму – часть работы была сломана, часть расписана тегами: это значит, что горожане не готовы к художественному высказыванию на улицах города? Но уличные райтеры могут быть и полезными – именно из их совместного с ЖЭСами творчества родился новый вид уличного искусства, который делает наш город уникальным. Об этом серия фотографий «Implications» Олега Юшко с 2002 по 2007 год. Эти работы Сергей Шабохина вы тоже, возможно уже видели: художник в фотошопе разрушает те места Минска, которые связаны с искусством. Можно поиграть со школьниками в игру: какие арт-места художник не тронул разящим ластиком? Нам и правда намного больше нравится, когда художник не только играет сам, но и предлагает всем свои игрушки: Игорь Савченко недавно удивил всех тем, что показал не как обычно фотографии, а схемы и тексты. Все несложно: берем инструкцию «Двадцать семь секунд. Практикум Демиурга» и едем на улицу Аранскую управлять потоками машин. В интернете это видео не нашлось, поэтому есть повод все же заглянуть в «ЦЕХ»: Марина Напрушкина взяла интервью у минских архитекторов, которые занимались планированием города. Интересно, что в архитектуре советского Минска, кроме собственно сталинского ампира, действовало такое правило: сначала строился завод, а потом он обрастал спальными районами. Из цепочки дом-работа-дом в таких условиях очень тяжело выйти, правда? Видео оформлено серией комиксов «Ванечка», где рассказывается история жизни архитектора, который не родился и не жил в Минске, но стал одним из его создателей. Часть выставки отдана работам художников 1970–1980-х: Данциг, Басов, Казаков, Молчанов – можно сравнить идеологический, ритмичный и личный, современный и советский город. Самые активные работники городского пространства – уличные художники, их на выставке немного: «Визуальная диверсия» Димы Dream’а и остановившая свою деятельность группа ЛенаКрасит с милыми шалостями в городском пространстве. На выставке есть еще чему подивиться: видео Ирины Мощенской в рамках проекта «Ленин выходит из музея», где героиня прошлась по городу в большой голове из скотча, и ни у кого это не вызвало изумления; видео про метаболизм жилого пространства Сергея Кирющенко, оказывается, не просто кислотная геометрия, а тоже про Минск и Немигу; Ольга Сазыкина и вопросы самоидентификации в видео «Вильнюс, Минск, Вильнюс и снова Минск» и много интересного. Загляните на выставку сегодня: дожди – самое время для галерей. |
Фото: CityDog.by