Для большинства людей пора новогодних украшений еще не наступила, но для некоторых она и не заканчивалась. Как, например, для коллекционера Андрея Бегуна, под чьим руководством в ТРЦ Galleria Minsk открылся первый в Беларуси музей-фабрика елочных игрушек.
– Кто-то во время путешествий собирает тарелочки, кто-то магнитики, а я вот начал собирать елочные игрушки, – рассказывает Андрей. – Все началось с хобби: во время своих поездок я покупал что-то из елочных украшений. Сначала просто собирал для себя, а потом их накопилось достаточно много, и мое увлечение переросло во что-то более масштабное. За всю свою жизнь я побывал в нескольких десятках стран, и теперь во время поездок я уже целенаправленно искал экземпляры для своей коллекции. Копался в традициях, изучал новогоднюю историю страны, а потом ходил по блошиным рынкам и антикварным ярмаркам, чтобы привезти что-то уникальное.
Первую выставку мы сделали в 2014 году. Тогда на нее пришло около 30 тысяч человек – этот успех был очень вдохновляющим. Сегодня у нас не просто музей: с одной стороны, я представляю свою коллекцию, с другой – мы показываем производство игрушек. Ну, и есть кое-что на продажу: люди, вдохновившись всем этим новогодним антуражем, часто хотят купить что-то себе.
Сегодня моя коллекция состоит из нескольких тысяч экспонатов, 99,9% которых я выбирал и покупал в разных странах собственноручно. Здесь представлена только часть.
Выставочное пространство с ходу погружает в не по-октябрьски праздничную атмосферу: вот ты шел по дождливому Минску, а вот будто попал в одну из сцен старого рождественского фильма. Фотозоны с камином, санями, гигантскими шарами и снежками – не самая типичная для музея, но очень атмосферная обстановка.
Еще одна зона, мимо которой просто невозможно пройти, – игрушечный рождественский городок. Легким движением руки Андрей нажимает кнопку пульта, и тут происходит что-то нереальное: шоколадная фабрика начинает работать, карусель кружится, окошки домов светятся, на катке играют хоккеисты, а над всем этим летают сани Санта Клауса.
– Дети тут просто разрываются от счастья, – говорит Андрей. Признаемся, от счастья чуть не разорвались и мы: как минимум залипли на все это волшебство минут этак на десять, а потом дружно сошлись на том, что именно этого в детстве нам и не хватало.
Все пространство заставлено искусственными елками – ощущение, будто зашли в магазин в конце декабря.
– Традиции Нового года в большинстве стран очень европеизированы: даже в Африке теперь продаются пластмассовые елки, которые принято украшать, – поясняет Сергей.
Насмотревшись на декоративные элементы вдоволь, переходим к самому музею. На входе нас встречает елка, украшенная яблоками.
– Почему яблоки? Потому что стеклянной елочной игрушке всего лишь 150 лет, – начинает с истории коллекционер. – А раньше в немецких деревушках рождественские елки украшали самыми обычными яблоками. Однажды случился неурожай – и немецким стеклодувам пришлось сделать аналог фруктов из стекла. С тех пор и пошли украшения в привычном для нас варианте.
Мы проходим мимо стендов с экспонатами: большинство из них классифицированы по разным странам – от европейских до самых экзотических.
Голландские игрушки – это массивные шары, роспись которых очень напоминают гжель, и небольшие цветные статуэтки.
– Видите этого чернокожего мальчика? На самом деле он белый. Это Пит – помощник святого Николая, который лазит место него в печные трубы.
Иран, Северная Корея и США объединены в одну витрину – тут и елочные гирлянды в виде персиков, и фигурки корейской женщины, которая делает традиционный хлеб, и горлицы – символ американского Нового года.
– Кажется, во второй части культового «Один дома», где, кстати, снимался Дональд Трамп, почти таких же горлиц Кевину подарил хозяин магазина игрушек.
Подходим к стенду с игрушками из Австралии и Новой Зеландии и погружаемся в экзотику: тут вместо Санты на оленях видим коалу в новогоднем костюме, сидящую в санях, запряженных кенгурятами, и украшения в виде птички киви – символа Новой Зеландии.
– Какое у них там Рождество? Температура +30 – пей, гуляй и развлекайся. Поэтому, как правило, семьями там особо Новый год не встречают, а отмечают его на пляжах в шумных компаниях.
Африканская витрина – одна из самых интересных. Туда, по словам Андрея, китайское производство еще не добралось – игрушки африканцы до сих пор делают из местных материалов, например из листа бананового дерева. Наше внимание привлекает коллекция колоритных ритуальных масок:
– Местные надевают их перед Новым годом и исполняют в таком виде дикие танцы, – смеется Андрей.
Стенд с игрушками польской фабрики, которые не уступают по красоте яйцам Фаберже, бросается в глаза издалека.
– Это, я бы сказал, «Бентли» в мире елочных украшений, – с гордостью говорит коллекционер.
Рассматриваем и красные фонари из Китая, и игрушки из Перу, за которыми Андрей три часа плыл на лодке по Амазонке в старую деревеньку. А возле индонезийской витрины узнаем, что местное производство елочных украшений стало таким массовым, что вытеснило Китай.
Полюбовавшись старыми европейскими открытками с рождественскими сюжетами, подходим, наконец, к самому узнаваемому стенду – с советскими елочными игрушками. Ватные фигурки, стеклянные сосульки, бумажные маски и шары с серпом и молотом – все то, что так хорошо знакомо всем нам с детства.
– Вот эта звезда висела на елке у меня дома, мы вместе с бабушкой постоянно ее наряжали, – показывает один из экспонатов Андрей. – Кстати, вы знали, что первые советские игрушки делали с профилями вождей? Правда, довольно скоро это практиковать перестали: вот так ненароком разобьешь Сталина – а потом 7 лет лагерей.
Помимо характерных игрушек из разных стран в музее есть и уникальные вещи, как, к примеру, копии шаров, подаренных Папе Римскому и занесенных в Книгу рекордов Гиннесса из-за своих размеров, или коллекция шаров, расписанных репродукциями известных картин.
– Это очень тонкая работа, – отмечает Сергей. – Нарисовать картину в принципе непросто, а сделать это на хрупкой сфере – ювелирная работа. Каждый шар расписывается несколько месяцев.
Из необычного тут – коллекция Дедов Морозов из разных стран: от африканских Сант до знакомых краснощеких старичков.
– Знаете, чем отличается Дед Мороз от Санта Клауса? Во-первых, одежда: наш дед ходит в шубе, Санта – в куртке и штанах. Во-вторых, Дед Мороз ездит на санях, Санта Клаус летает на оленях, – проводит ликбез наш эксперт. – А еще у Санты нет Снегурочки – зато у него есть Миссис Клаус. Кстати, всем известный образ Санта Клауса в том виде, в каком мы его знаем сейчас, придумали маркетологи Coca-Cola.
Под конец нашей экскурсии новогоднее настроение поглощает настолько, что хочется бежать за мандаринами и пересматривать «Карнавальную ночь». Но вместо этого создатели музея предлагают кое-что покруче – сходить на мастер-классы по производству и росписи елочных шаров. К слову, возможность сделать собственную игрушку – а потом унести ее с собой – есть у каждого посетителя.
Мастер-классы, кстати, будут работать каждый день вплоть до закрытия музея-фабрики – 15 января. Так что повесить на елку шар с собственным дизайном вы наверняка успеете.
Выставка находится на 5-м этаже ТРЦ Galleria Minsk (пр-т Победителей, 9), попасть туда можно ежедневно с 10:00 до 22:00, входной билет стоит 5 руб. для детей и 7 руб. для взрослых.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
ООО «Сетте Студия», УНП 192409356
Жаль, что очень дорого всё это стоит в РБ.
Фотографии не подобраны под текст, читать неприятно