«Везде такая же водка и кола. Хотя у аристократии немного по-другому». Посмотрите на удивительную выставку о польских свадьбах и похоронах

«Везде такая же водка и кола. Хотя у аристократии немного по-другому». Посмотрите на удивительную выстав...
В Минске (а еще Бресте и Гродно) полным ходом идет вот уже 5-й Месяц фотографии – это 18 выставок, экскурсии и дискуссии о фотографии как феномене и инструменте обмена опытом. Мы поговорили с Пшемиславом Покрытским, автором фотопроекта «Ритуалы перехода» – архива типичных семейных праздников в Польше, который сейчас можно увидеть галерее «Ў» (ул. Октябрьская, 19).

В Минске (а еще Бресте и Гродно) полным ходом идет вот уже 5-й Месяц фотографии – это 18 выставок, экскурсии и дискуссии о фотографии как феномене и инструменте обмена опытом. Мы поговорили с Пшемиславом Покрытским, автором фотопроекта «Ритуалы перехода» – архива типичных семейных праздников в Польше, который сейчас можно увидеть галерее «Ў» (ул. Октябрьская, 19).

– Добро пожаловать в Минск, Пшемислав. Это ваш первый визит ?

– Да, и мне все очень нравится – я наконец увидел эту вашу хипстерскую улицу. Мне очень нравятся названия улиц, я пошел сначала по улице Ленина, потом на Кирова и потом на Комсомольскую. Ленина, Энгельса, Маркса – это невероятно. Я родился во времена коммунизма, а живу во времена хипстерские (смеется).

– Да, такое совмещение традиций и новаций, как и в вашем проекте «Ритуалы перехода», представленного в этом году на Месяце фотографии в Минске. Почему у проекта такое название? Ритуалы имеют для вас персональное значение?

– Дело в том, что много лет назад антрополог Арнольд ван Геннеп написал книгу «Ритуалы перехода» и описал в ней ритуалы в разных, но очень похожих друг на друга культурах.

Эта книга объяснила для меня многие вещи. Потому что в Польше я часто видел, что традиционные христианские ритуалы – свадьба, первое причастие, отпевание и прочие – очень похожи в культурах. И, чтобы убедиться в этом, я просто стал много фотографировать.

В Польше у меня есть фирма, которая снимает свадьбы, поэтому с доступом к полю проблем не было (смеется). Таким образом, я сам финансирую свои проекты – не надо ни у кого просить гранты.

– Эмиль Дюркгейм, классик социологии, тоже описывал различные ритуалы и их символическое значение для развития общества. Как вам кажется, ритуалы сегодня – это то, что уже не соответствует природе современного общества и что должно быть преодолено, или, скорее, то основание, на котором держится любое общество?

– В Польше много ритуалов происходит из католической культуры. Но многие люди сегодня просто не ходят в костел. Наше общество сильно расколото между активными приверженцами католической церкви и ее противниками. Мои родители были христианами, мои прабабушка и прадедушка, мои дети тоже. Но если моя дочка была крещена, то сын – уже нет.

– Почему?

– Потому что иногда нет времени – мы практически не ходим в костел. Кроме того, в Польше есть разделение между двумя основными костелами.

Я был участником ритуалов: и мужем, и крестным отцом, и свидетелем на свадьбе. Я фотограф, который не просто снимает, но и участвует. И это важно, потому что эти ритуалы не что-то внешнее для меня. Я их понимаю изнутри. 

Меня интересуют универсальные ритуалы, которые есть во всех культурах: рождение, крещение, свадьба.

– На тех многочисленных свадьбах, что вы были, у вас случались смешные истории?

– Я очень люблю слушать, что люди обычно говорят, когда их никто не слышит. На одной из свадебных церемоний я устанавливал камеру, и официант сказал другому официанту: «Это шампанское, что получше, ставим на стол молодых, а то, что похуже, – для гостей». При этом «лучшее» шампанское – это было газированное вино за 2 евро (смеется): ну, знаете, такое, которого лучше много не пить. А плохое – это «Советское шампанское» за 1,5 евро. То есть четырехзвездочный отель, нарядные гости – и «Советское шампанское»!

– Сегодня многие просто отказываются от таких традиционных церемоний и соблюдения ритуалов, потому что не видят в этом какой-то честности, правды…

– Для меня очень интересно и важно снимать людей и то, как они выглядят: оформление, одежда, сервировка стола, их окружение. Я снимаю за столом, перед столом. Потому что окружение очень многое может сказать о людях.

Молодые люди, которые устраивают свадьбы сегодня, – это те, кто уже зарабатывает сам и хочет выглядеть «роскошно», иногда именно создавая себе на один день ту жизнь, которую им бы очень хотелось иметь постоянно. Но родители или бабушки-дедушки, приглашенные на свадьбу, особенно из маленьких городов, часто выбиваются из этой атмосферы.

Но очень важно, что это все наша культура: не надо стыдиться того, что мы из небольших городов, где принято так или иначе справлять свадьбы.

– Но это постановочные фото?

– В центре фотографии – молодая пара, но я никогда не группирую других участников снимка, они всегда выстраиваются спонтанно. И это каждый раз очень показательно: кто где стоит, кто как держит руки и так далее. То есть для меня это оказывается своеобразным репортажем.

– Но вы все же документальный фотограф? Как вы определяете для себя понятие документалистики?

– В Польше была такая фотодокументалистка Зофья Рыдет (Zofia Rydet). Она снимала черно-белую фотографию, работала преимущественно дома и снимала вещи. А я снимаю людей: и богатых, и бедных. И тех, кто празднует во дворцах, и тех, кто в пожарной части. 

Когда я начинал снимать свадьбы, я думал, что будет культурная разница в разных регионах Польши – Кракове, Варшаве, Лодзи – и что они будут сильно различаться в зависимости от социального статуса участников. Но, поверьте, везде такая же водка, кока-кола, люди так же выпивают (смеется).

А потом я стал снимать польскую аристократию. Вот здесь уже есть разница: одежда, окружение. К примеру, в небольших городах в каждом доме будут висеть образы святых – в городе нет. Как-то один ксендз пришел ко мне домой, посмотрел на мои стены, на которых фото и дипломы, покачал головой и спрашивает: «Так а где святые образы?» А я говорю: «Так вон у меня над дверями крест». А он посмотрел и говорит: «Такой маленький!» (смеется). Это и есть польский костел.

– А ваша свадьба была традиционной?

– У меня были две свадьбы. С одной женой (смеется).

Я переехал в Варшаву – город, из которого моя жена, – и 12 лет назад мы сделали свадьбу: только торт, вино и церемония в костеле. А моя мама сказала: «Ну, это не дело». Мол, как это, я не могу пригласить родственников, которые передали подарки, а повеселиться не смогли (смеется).

И мой тесть тогда купил много овощей, сделал кучу салатов, еды для фуршета, и уже тогда мы сделали «вяселле». Но моя мама сказала, что все равно так не годится, – и через два дня сделала свадьбу для моей родни уже в своем городе. То есть мы с женой поехали за 300 километров от Варшавы и снова попали на собственную свадьбу.

Месяц фотографии продлится в Минске до 6 октября. Следить за анонсами мероприятий в рамках Месяца можно здесь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Александра Кононченко, CityDog.by.

поделиться