Минск стоит на месте исчезнувшего города Немига – и еще 4 загадки белорусской столицы, из-за которых спорят до сих пор
CityDog.io
13.07.2021

Минск стоит на месте исчезнувшего города Немига – и еще 4 загадки белорусской столицы, из-за которых спорят до сих пор

Минск стоит на месте исчезнувшего города Немига – и еще 4 загадки белорусской столицы, из-за которых спо...
Чего-чего, а «белых пятен» в истории Минска предостаточно. Собрали самые важные загадки белорусской столицы.

Чего-чего, а «белых пятен» в истории Минска предостаточно. Собрали самые важные загадки белорусской столицы.

Битва на Немиге – это битва не на реке, а в одноименном городе?

«…И придоша ко Меньску, и меня незатворишася в граде. Си же братья взяша Менеск, и исекоша муже, а жены и дети вдаша на щиты, и поидоша к Немизе, и Всеслав поиде противу. И совокупишася обои на Немизе, месяца марта в 3 день; и бяша снег велик, и поидоша против усобе. И бысть сеча зла, и мнози падоша, и одолеша Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежа…»

Одно из самых загадочных событий в «биографии» Минска – битва на Немиге. Историки до сих пор не знают, где именно в марте 1067 года произошло легендарное сражение.

Во-первых, на ранних картах города и его окрестностей реки Немиги нет. Во-вторых, территория Минска не включала Немигу (если верить научному исследованию начала ХХ века). В-третьих, князьям Ярославичам с войском незачем было после битвы идти «к Немизе», если та впадала в большую реку Свислочь в самом центре города.

Вот и получается, что битва, красочно описанная в «Повести временных лет», имеет другую геолокацию. Какую? Ученые предполагают, что она произошла в одноименном городе Немига, который стоял на месте современного Минска.

«На это указывает и сама летописная фраза “поидоша к Немизе”. Ведь выражение “пойти к…” чаще всего использовалось, когда разговор шел о движении в направлении к городу. Значит, и выражение “поидоша к Немизе” показывает на движение по направлению к городу», – пишет в книге «На скрыжалях вякоў» этнограф и фольклорист Константин Цвирко.

Есть и более весомый аргумент. На то, что город Немига действительно существовал, указывает его упоминание вместе с Менском в «Списке русских городов дальних и ближних», который был составлен в конце XVI века.

Где все-таки начинался Менск?

Если битва действительно произошла на реке Немига в одноименном городе, то где находился древний Менск? Эту загадку историки называют самой важной, споры не утихают и сейчас.

Одни считают, что на берегу Свислочи, другие называют деревню Городище на реке Менка, что в 15 километрах от Немиги. Существование древнего города и там, и там подтверждают многочисленные предметы, обнаруженные во время археологических раскопок начиная с 1920-х годов.

При этом, по официальным данным Национальной академии наук Беларуси, в X-XI веках Минск начинался у реки Менка. В марте 2019-го там, в центре городища, с разрешения академии установили памятный камень «Здесь начинался Минск в X веке». Тогда же построили деревянные лестницы, чтобы туристы могли комфортно и безопасно подниматься на валы.

А год назад в деревне Городище открылась уникальная усадьба-музей «Стары Менск», созданная журналистом и краеведом Глебом Лободенко. Здесь можно окунуться в эпоху полоцкого князя Всеслава Чародея и подержать в руках любой экспонат, имеющий непосредственное отношение к древнему городу на Менке.

Кстати, историки считают, что именно Всеслав Чародей спустя 200 лет после возведения перенес город с Менки на Немигу. Чтобы защитить: к тому времени Менск пережил несколько нападений и пожаров.

Есть подозрение, что Минску давно перевалило за тысячу лет

В сентябре Минск отпразднует свой 954-й день рождения. Отсчет ведется с 1067 года, когда город впервые был упомянут в летописи в связи со своим, парадокс, разрушением. Сколько на самом деле лет белорусской столице – еще одна важная и, увы, нерешенная загадка.

Если Менск начинался в деревне Городище, то ему уже намного больше тысячи лет, ведь есть версия, что поселение на Менке появилось еще в IX веке. С городом на Свислочи тоже не все однозначно. Самые ранние поселения на территории белорусской столицы также датируются IX веком. Если верить «Википедии», конечно.

Тогда долину реки Свислочь заселили кривичи и дреговичи. А около 980-го эта земля вошла в Полоцкое княжество.

– Пры тым першае тут гарадзішча – Банцараўшчына – узнікла яшчэ ў ІІІ стагоддзі да нашай эры, – отмечает историк архитектуры и искусствовед, преподаватель Европейского гуманитарного университета Сергей Харевский. – Яно месцілася на гары на беразе Свіслачы, цяпер – вадасховішча Дразды каля Ждановічаў. І яно праіснавала тут да VII стагоддзя.

Яго стваральнікамі былі балцкія плямёны, якія пакінулі нам назвы тутэйшых рэк, урочышчаў і само «імя» горада. Бадай, ад тых старажытных балцкіх часоў паходзіць і паданне пра волата Мянеска, з якім звязваюць і ўзнікненне горада.

Строили, строили – и не достроили

Если вы не знали, около станции метро «Няміга» под землей спрятано первое каменное здание Минска – замковая церковь. Точнее, остатки древнего храма законсервированы на глубине 1,5 метра недалеко от восточной стены здания СДЮШОР (раньше – Дом физкультуры ДСО «Трудовые резервы») на проспекте Победителей, 2.

Найти его просто: наверху выложен символический макет фундамента церкви в натуральную величину и установлен памятный знак.

Ни разу не упомянутая ни в летописях, ни в старинных актах, церковь была обнаружена только в 1949-м во время раскопок. Ученые предполагают, что построили ее спустя несколько лет или десятилетий после битвы на Немиге.

– Па тэхналогіі будавання храм не мае аналагаў у старажытнарускім дойлідстве, толькі ў Скандынавіі, – рассказывает Сергей Харевский. – Вераемна, яго пачалі ўзводзіць тыя майстры, якія прыбылі сюды з Даніі, разам з дваром каралеўны Рыксы. Яна стала жонкаю менскага князя Валадара. Тут нарадзілася іх дачка Сафія – каралева дацкая, чые дзеці сталі манархамі ў некалькіх краінах Еўропы.

Бадай, менавіта з тымі падзеямі звязаны пачатак будаўніцтва ў Менску першага мураванага храма. Але чаму яго не дабудавалі?

Графическая реконструкция храма, его план по данным раскопок и сохранившийся фундамент.

Стены храма возвели лишь до метровой высоты, их толщина достигала 1,5 метра. После прекращения строительства недостроенную церковь превратили в некрополь. Во время раскопок в 1950-х там нашли 21 деревянный гроб. По одному неплохо сохранившемуся захоронению женщины ученые выяснили, что вокруг ее головы была уложена коса.

В первой половине XIII века по фундаменту первого каменного минского храма прошла уличная мостовая.

Защитница и главное «божество» Минска

Минская икона Божией Матери не просто один из древнейших белорусских артефактов. Это покровительница города и его главная опекунша, которой минчане поклоняются уже более 500 лет. Но как икона появилась в Минске?

Еще одна загадка, решить которую хотели бы многие знатоки истории города. Среди них – экскурсовод и краевед Тимофей Акудович. Он считает, что правда может оказаться гораздо интереснее, чем легенды.

По наиболее правдоподобной из легенд, около 1500-го, когда татары грабили Киев, один из них вынес икону из храма, сорвал с нее драгоценные украшения и бросил в Днепр. После этого она была перенесена в Минск либо водой (чудом против течения), либо ангелами и появилась на берегу Свислочи, где ее заметили по необычному сиянию.

Практически все совпадает с реальными историческими событиями. В конце XV века татары действительно разграбили Киев, который стоит на Днепре, куда они могли бросить икону. Одна неувязка: храм, где татары ее взяли, к тому времени уже был разрушен.

Памятный знак в честь 500-летия явления Минской иконы Божией Матери в Верхнем городе. Установлен недалеко от места, где ее обнаружили минчане.

Кстати, по еще одной легенде икона «отомстила за себя», поспособствовав победе над татарами в битве под Клецком (1506 г.). Тогда поражение врага, который много лет терроризировал земли ВКЛ, связали именно с ее возникновением в Минске. Еще святыня помогала останавливать эпидемии, исцеляла слепых и душевнобольных.

Возможно, именно из-за этого изображение Матери Божьей в окружении ангелов на голубом небе появилось на гербе Минска. Он был утвержден в 1591-м королем Речи Посполитой Сигизмундом III Ваза. Правда, для многих до сих пор остается загадкой, почему именно изображение Вознесения Богородицы украсило символ города.

Однозначного ответа на этот вопрос нет, а вот легенд предостаточно. Одна из них, кстати, про «Мисс Менск-1591».

Благодарим за помощь в подготовке материала историка архитектуры и искусствоведа, преподавателя Европейского гуманитарного университета Сергея Харевского, а также экскурсовода и краеведа Тимофея Акудовича.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: runivers.osm-tiles.net, yandex.by, wikiway.com, minsk-old-new.com, ru.wikipedia.org, info.paladins.ru, puteshestvyie.ru.