«Тренируемся на специальных столбиках». Каково это – работать водителем, который делает новые снимки «Яндекс.Панорамы» для Минска

«Тренируемся на специальных столбиках». Каково это – работать водителем, который делает новые снимки «Ян...
Сегодня «Яндекс» обновил свой сервис с панорамами Минска – к старту II Европейских игр. Подсев в кабину «фотокара», Тарас Тарналицкий расспросил водителя-оператора Владислава Макарова об особенностях его работы, нестандартной реакции горожан на съемку и общей фотогеничности Минска.

Сегодня «Яндекс» обновил свой сервис с панорамами Минска – к старту II Европейских игр. Подсев в кабину «фотокара», Тарас Тарналицкий расспросил водителя-оператора Владислава Макарова об особенностях его работы, нестандартной реакции горожан на съемку и общей фотогеничности Минска.

Как стать оператором фотокара

– Съемки городских панорам – это отдельное ремесло, хотя я сам попал в профессию случайно. Пару лет назад познакомили с одним специалистом, он рассказал про такую работу, предложил поучаствовать. На тот момент я был менеджером, руководил рядом проектов и успел слегка заскучать. Так что предложение мне понравилось, поскольку работа предполагала путешествия, было желание слегка изменить жизнь, сделать ее более разнообразной.

Под требования подошел идеально – ни одного ДТП и восьмилетний водительский стаж. Я сам москвич и все это время езжу за рулем, раньше по личным делам, сейчас по работе. Оператором-водителем работаю уже два года, успел намотать более 50 тысяч километров, в основном по России. В Беларуси пока снимал только Минск.

Рабочий день длится по световому дню

На данный момент можно снимать с 8:30 и до 17:30 вечера. Если будет монотонная облачная погода, то спокойно работать можно точно до семи вечера. В дождливую погоду ничего не снимается.

Перед съемкой каждый водитель обязан пройти обучение. Разобраться, как ставить и настраивать фотоустановку, планировать маршруты и прочее. 

Мы отрабатываем фотонавык на специальных столбиках

Надо снимать улицу так, чтобы камера словила конкретный участок маршрута и обзору ничего бы не мешало. Это критичный момент, которому я довольно долго учился. Для этого мы специально ездили на автомобиле и отрабатывали фотонавык на специальных столбиках.

Но самая важная вещь, которую необходимо соблюдать, – это правильно и аккуратно ездить по городу. Потому что все перекрестки нужно снимать обязательно посередине, не мешая при этом другим участникам движения.

У меня есть пульт с кнопкой, который делает дополнительные кадры

Он запускает и останавливает съемку, чтобы не нужно было тянуться к планшету. Дорога разная бывает, не всегда удается попасть в нужный участок. Кроме перекрестков, важны пересечения, выезды со дворов и т.д.

Как определяется маршрут

Перед съемкой я изучаю город на предмет одностороннего движения, «кирпичей», выстраиваю маршрут на три-четыре улицы вперед. Планирование происходит в динамике, потому что определиться с маршрутом на день невозможно – постоянно попадаешь в непредвиденные ситуации: где-то случилась авария, ремонт покрытия или пробка.

Чтобы не терять время, я еду работать по другой улице. Каждые полчаса мне приходится залезать наверх машины протирать камеры. Потому что это город: пыль, капли, насекомые. Все это мешает обзору.

В конце рабочего дня отсматриваю весь материал, и если что-то не нравится, например отдельные участки маршрута плохо видны, то на следующий день приходится переснимать.

Зачем делать уже третье обновление «Панорам» Минска

Первая съемка была в 2014 году, потом в 2016-м и сейчас в 2019-м. Была идея снимать в прошлом году, но посчитали, что во время Европейских игр много чего будет достраиваться плюс снимут заборы строящихся станций метро. Стало ясно, что лучше работать в мае-июне перед самыми состязаниями.

А так решение по обновлению панорам принимается комплексным образом. Компания определяет это по съемкам со спутников и находит те места, которые необходимо обновить. Где-то за прошедшие несколько лет произошли обновления: прорыли новую улицу, изменились фасады домов.

Плюс приходит много обратной связи от пользователей. Город меняется, он живой, и горожане сами подсказывают, где и что поменялось. Соответственно, когда набирается критическая масса отзывов или строятся значимые объекты – огромные развязки, которые меняют трафик целого района, – дается задание на съемку.

Мы не можем просто так приехать в город и начать что-то снимать

Любая работа здесь проходит процедуру получения разрешения на съемку у местных властей.

У меня коллега тоже работает сейчас на таком же автомобиле, он сказал, что на подъезде к Администрации президента его остановил ОМОН. Представители органов не поняли, что происходит, и отреагировали. Коллега показал разрешение на съемку, и ситуация исчерпалась.

А так в городе попадаются места, где невозможно проехать на автомобиле: например, «кирпичи», где въезд запрещен. Такие места не снимаются.

Если это важный участок, то дальше идет пешеходная съемка с помощью обычной камеры на штативе.

Были ли в Минске особенности по съемке?

У вас в городе я работаю с 10 мая, и скоро мы закончим съемку всех объектов, находящихся внутри МКАД. Панорамируем не только улицы, но и спортивные объекты: «Минск-Арену», «Чижовка-Арену», стадион «Динамо» изнутри. Еще сняли гребной канал.

В Минске работается довольно комфортно – как и в любом другом мегаполисе. Если же мы говорим про какие-то маленькие города, деревни и т. д., где дорожное покрытие хуже, то там просто скорость движения нужно держать меньше, а сюжеты снимаются дольше.

Каждый город требует от тебя разных водительских навыков и хитростей

Например, в Москве автомобилисты могут не пускать на свою полосу, очень динамичное движение. В Минске не подрезают, спокойно становятся в очередь на светофорах, поворотах и т.д. Все культурно и вежливо, никаких проблем.

В среднем отснять город занимает 18 дней

Минск – город без пробок, с хорошими дорогами, снимается все очень быстро.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Тарас Тарналицкий для CityDog.by.

поделиться