«Мы съездили в Сан-Франциско, посмотрели, как наша работа открывает фестиваль». Минчане о том, как начать кинокарьеру с 600 000 рублей

«Мы съездили в Сан-Франциско, посмотрели, как наша работа открывает фестиваль». Минчане о том, как начат...
CityDog.by поговорил с молодыми минскими режиссерами, которых знают не только в Беларуси, о наглости, деньгах и самопродвижении. 

CityDog.by поговорил с молодыми минскими режиссерами, которых знают не только в Беларуси, о наглости, деньгах и самопродвижении. 

МИТРИЙ СЕМЕНОВ-АЛЕЙНИКОВ

окончил Академию искусств, выиграл фестивали в Беларуси, Австрии и Румынии, работал в Comedy Club

– После Академии искусств я полтора года проработал в театре, а потом поступил во ВГИК. Это был экспериментальный курс, где совместили две специальности: драматургию и режиссуру, – рассказывает Митрий.

Теперь ему осталось защитить диплом. Дипломный фильм уже отснят, а над сценарием полнометражного художественного фильма молодой человек работает прямо сейчас. Но до ВГИКа у него уже было несколько режиссерских проектов. Первый – ролик для фестиваля velcom Smarfilm, где он выиграл специальный приз в двух номинациях. 



– Это было в 2011 году, мы с другом оканчивали Академию и случайно увидели приглашение на фестиваль. За час придумали историю, которая нам безумно понравилась, и начали снимать. Из оборудования у нас был телефон, старый советский штатив (телефон мы приматывали к нему изолентой), стул на колесиках (мы делали плавные красивые панорамы) и гофрированная бумага. Бумагой мы закрывали лампы и чуть не сожгли всю квартиру. В итоге пришлось менять проводку.

На весь фильм ребята потратили около 50 долларов: «По сценарию у актера были глаза разного цвета, поэтому большая часть бюджета ушла на линзы». Дальше были клипы: для группы «Или-или», «Без билета» и для одного из российских диджеев.

– Клипы никогда не были моей целью, тем более что на них в Беларуси особо не заработаешь. Это своеобразная халтура для режиссера. Но из клипов я сделал шоу-рил – нарезку лучших моментов – и выложил в интернет, – рассказывает герой.

Нарезку заметили в «Останкино» и пригласили Митрия снимать для программы «Вечерний Ургант».

– Меня позвали в отдел, который занимался всеми съемками за пределами студии. Там работало всего три человека, и, чтобы успеть сдавать проекты вовремя, они буквально не вылезали из студии.

Согласиться на высокооплачиваемую работу для Митрия означало забить на учебу и личную жизнь, а в Москву он приехал все-таки учиться. Поэтому молодой человек отказался от заманчивой работы и стал зарабатывать по-другому: набрал много заказов на монтаж, неделя работы над которым стоит 1 000 долларов. Так он накопил денег на свой дипломный проект – фильм «Одной крови». Фильм выиграл фестивали в Вене, Румынии и Беларуси, а скоро поедет в Берлин, Лондон и США.

– Бюджет у фильма был около 8 000 долларов, и я эти деньги не отбил, даже учитывая призовые за победу в фестивалях. Например, в Вене я выиграл полторы тысячи, из которых мне придется заплатить 13 % налогов, – говорит он. И добавляет, что в Беларуси бюджетов для съемок нет. – Если в России бюджет среднего фильма 3­–5 млн долларов, то для Беларуси 2 – это уже дичь.

– Митрий, почему многие уезжают из Беларуси в своих профессиональных поисках? 

– В Академии искусств я учился на актера, но многое знаю и про режиссерский курс. Если сравнивать ВГИК и Академию искусств, то у нас режиссерского образования просто нет. Почему– для меня загадка.

Я не понимаю, почему нельзя «украсть» вгиковскую систему. Она простая: 50 заданий, которые ты должен выполнить и таким образом получить базовые знания о профессии. Ты постоянно что-то делаешь – снимаешь, монтируешь, работаешь с актерами, – постоянно учишься. Работа с актерами – это вообще огромный плюс. Если ты плохой режиссер, но у тебя есть талантливые актеры и сценарий, фильм может получиться, – рассказывает Митрий. – В нашей же Академии я не вижу четкой и логичной системы обучения молодых режиссеров. Ну нельзя на первом курсе заставлять людей снимать короткометражный фильм. Не получив каких-то базовых основ (что такое кадр, какие есть виды монтажа), нельзя снять нормальный фильм. Такие режиссеры просто не понимают элементарных понятий и, например, не могут объяснить оператору, чего они хотят. 




ЛИНА ЧАЙКОВСКАЯ

окончила Академию искусств, уехала учиться в Россию, участвовала в международном фестивале в Лос-Анджелесе,
работала над российскими сериалами

– Где-то на втором курсе, когда я училась в Академии искусств, у нас в университете поставили большой телевизор с рекламой фестиваля velcom Smartfilm – приглашали всех поучаствовать и выиграть фотоаппарат. Мне очень хотелось фотоаппарат, поэтому мы с подругой Марией Курачевой решили участвовать, – рассказывает Лина. – У нас было всего 600 000 рублей. С Машей, которая написала и срежиссировала историю, мы нашли коттедж в Заславле. Хозяин разрешил нам там жить и снимать два дня практически бесплатно. iPhone, на который и снимался фильм, я взяла у своего друга. А остальную технику нам выделила студия FirstRental. В общем, бюджет у фильма получился самый минимальный – на еду.



Фильм Лины выиграл: «Мы успели созвониться с ребятами, поорать друг другу в трубку, что мы победили, а после этого с нами связались организаторы и поздравили официально». Выигрыш не раз ее выручал: «Я снимала на площадках, сдавала фотоаппарат в аренду и зарабатывала».

Это было в 2011 году. Тогда же Лина загрузила фильм в свое портфолио на Vimeo с тегами #iPhone, #iphonefilms, #mobilefilms, забыла и уехала путешествовать по Исландии. Мария уехала в Нью-Йорк.

– Потом нам пришло письмо от ребят из Лос-Анджелеса, которые предложили поработать вместе – снять часть их фильма, которая касалась русской мафии, на iPhone. Они не хотели тратить большие деньги на съемки в других странах. Для съемки нам понадобилось четыре дня, гелендваген и 600-й Merсedes. Мы все это нашли, а оборудование нам опять предоставил FirstRental. Только сейчас генеральный директор компании Сергей Якубовский выступал в качестве продюсера. Получилось очень смешно: у нас было навалом профессиональной техники, дорогущий реквизит, а снимали мы все на iPhone, – улыбается Лина.  

Отснятый материал из трех стран смонтировали и отправили на фестиваль iPhoneFilmFestival: «Мы съездили в Сан-Франциско, посмотрели, как наша работа открывает фестиваль, и пообщались с ребятами, которые до сих пор хотят привлекать нас к своим проектам», – рассказывает Лина.

К этому моменту девушка уже окончила Академию искусств, устроилась работать и уехала в командировку в Москву: «Там я и осталась. Сначала работать, потом учиться», – говорит Лина. В Москве, по ее словам, дела с обучением обстоят лучше, чем в минской Академии искусств. 

– В Академии искусств я училась у прекрасного мастера Юрия Санжаревского. Большинство операторов, которых я считаю классными специалистами и которые сейчас работают в Беларуси, учились у него. В принципе, это было единственное хорошее в Академии – он доносил до нас много теории, но, поскольку там нет никакой технической базы – камер, света, площадей,  работать было трудно.

В Москве же, признается Лина, все по-другому: «У нас очень большой съемочный павильон, прекрасное оборудование, которое сложно найти даже на коммерческих проектах. Там у тебя есть возможность поэкспериментировать с любым оборудованием, а это 50 % работы оператора».

С того момента, как Лина поступила в Академию искусств, прошло 8 лет. За это время она успела снять фильм для международного проекта и поработать на площадках коммерческих проектов в России.

– Я работала на «Реальных пацанах», «Интернах», «Универе». Только сейчас я начинаю понимать, что это очень тяжелый путь. Это везение, стечение обстоятельств, упрямство. Советовать кому-то идти этим путем… Не знаю, он не сладкий. Моя мама говорит, что не стоит биться головой о стену. В кино вы будете биться головой о стену часто и много.



– Что бы я посоветовала белорусским кинематографистам? Ехать в Московскую школу кино. Серьезно! Можно еще в Польшу, можно в Таллинн. Правда, везде есть свои «но». Например, чтобы уехать в Польшу учиться, нужно платить 11 тысяч евро в год  это если нет карты поляка. Во ВГИК и МШК достаточно сложно поступить.

А еще я бы посоветовала как можно раньше идти работать в кино. Кем угодно: рабочим, техником, фотографом. Студентов берут с удовольствием. Конечно, не на самые высокие должности, но это бесценный опыт, который поможет в будущем. 

НИКИТА ЛАВРЕЦКИЙ

математик, режиссер, выиграл фестивали «Лiстапад» и Cinema Perpetuum Mobile

Съемками Никита увлекся еще в детстве, но конкретной цели снимать фильмы не было: «Просто мне это было интересно. Ну все же, наверное, в детстве что-то снимали».

С серьезными амбициями Никита стал снимать намного позже.

– Наверное, это все произошло интуитивно. Мне казалось, что у меня могут получиться неплохие работы, но я никогда не считал это занятие своей профессиональной карьерой. Я просто пытался создать что-то красивое, – рассказывает Никита.

При этом он поступил не в Академию искусств, а на факультет прикладной математики БГУ: «Когда я поступал, у меня не было амбиций получить кинематографическое образование и стать режиссером. Основа математического образования – логика, а это помогает вообще в любом деле: все в жизни построено на логике. Ну, кроме искусства. Поэтому в съемках фильма часто приходится прибегать к интуиции», – смеется Никита.



Кроме «Лiстапада» и Cinema Perpetuum Mobile Никита отправлял свои работы еще на несколько международных фестивалей. Правда, не признается, на какие именно: «Мне кажется, что фестивали – это уже старый формат. Может быть, будущее за интернет-фестивалями. Например, можно сделать ограниченный стриминг на 24 часа и показывать конкурсные работы. Так будет ощущаться эксклюзивность показанного». Сам же Никита отправляет свои работы далеко не на все фестивали: «Чтобы участвовать в более-менее приличных фестивалях, нужно платить за заявки. А я не могу выкладывать по 50 евро на каждый фестиваль», – рассказывает Никита.



Не вкладывая деньги в проект, зарабатывать тоже не получается: «Я снимаю довольно специфическое кино – на коленке, без бюджета. Мои актеры – друзья, которые соглашаются сниматься бесплатно. Поэтому не совсем понятно, кому будет интересно, чтобы я снимал для них. При этом теоретически на белорусских фильмах можно заработать. Ведь всем интересно посмотреть на себя со стороны», – считает Никита. 


ДЕНИС ЗОСИК

эколог, режиссер, победитель фестиваля velcom Smartfilm, режиссер тв-шоу «Битва экстрасенсов»

– Снимать мне хотелось все время. Началось это еще тогда, когда я учился на эколога. Уже после университета я созрел и понял, что хочу заниматься именно съемками, и пошел получать второе высшее в Академию искусств. По итогу потратил время и деньги, но так ничему новому и не научился, – рассказывает Денис, имевший опыт съемок еще до поступления в Академию.

Перед самым окончанием экологического факультета Денис с друзьями снял короткометражку и отправил ее на различные фестивали. Зачем? «Прелесть фестивалей в том, что ты ни от кого не зависишь: можешь снимать о чем угодно, как угодно и где угодно. А еще это сжатые сроки, которые подстегивают тебя, и конкурсная основа, которая мотивирует выиграть».

На трейлер для прошлогоднего фестиваля Smartfilm Денис потратил месяц и около 100 $.

– Мы снимали трейлер в жанре «криминальная комедия», по сценарию мне нужна была инкассаторская машина. Были расходы на еду, – рассказывает Денис. – Вообще, в Беларуси можно снимать бесплатно – многие идут навстречу. Например, для одной сцены мне очень нужен был автомат. Я пришел в военный магазин, попросил телефон управляющего, который прямо по телефону разрешил бесплатно взять автомат на время съемок.

Сейчас Денис – свободный художник. Снимает под заказ рекламные ролики, клипы, презентационные фильмы: «Я принял для себя решение быть свободным художником, чтобы быть на плаву, но при этом не зависеть на 100% от какой-то организации, – признается Денис, добавляя, что в Беларуси режиссеры вполне себе могут зарабатывать. Правда, с оговоркой: – Не на авторском кино».



Студентам Денис советует больше снимать: «Это шанс чего-то добиться, потому что, когда окончите универ и начнете снимать под заказ, времени на свои проекты не останется. Сейчас масса фестивалей, и на них очень рады видеть хорошие работы, потому что 80 % того, что обычно присылают, – ужас».

А вот в профильный университет Денис идти не советует: «Там тебя ничему не учат. Я даже жалею немножко. Перед тем, как я поступил в Академию искусств, один хороший режиссер предложил мне за те же деньги научить всему, но не за 4 года, а за пару месяцев. Тогда я принял это за шутку, но уже после окончания универа понял, что надо было соглашаться. Правильнее было бы найти своего мастера, которого ты уважаешь, и стать его учеником. Это работает в любой сфере, не только в кино».


21 января в IMAGURU пройдет 5-й мастер-класс от студии velcom Smartfilm. Мастер-класс будет разбит на две части: ток-шоу и воркшоп. На ток-шоу будут рассказывать о том, где взять денег на производство фильма. Своим опытом поделятся Денис Зосик, Влада Сенькова и Владимир Нефедов. Вторая часть мастер-класса будет посвящена созданию образов для съемок, ее проведут художник по костюмам Ольга Кубекина, гример Лера Сидорко и художник-постановщик Дмитрий Наркевич.

ООО "ТДИ ПРОМИВЕНТ", УНП 190771520

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, из личных архивов героев.

Еще по этой теме:
Есть и про Минск – лучшие трейлеры фестиваля Smartfilm
«Снимите трейлер на Камасутру»: жюри фестиваля Smartfilm о том, как сделать хороший буктрейлер
Фестиваль velcom Smartfilm: как победить в конкурсе буктрейлеров и получить 30 миллионов
поделиться