Slow fashion – феномен, пришедший к нам из Америки и Европы, где люди уже успели порядком пресытиться массмаркетом и теперь делают ставку на уникальность и качество.
А потому останавливаются на лимитированных дизайнерских предложениях или поддерживают локальное производство. Насколько такой подход к одежде актуален среди минчан? CityDog.by узнал у минчанок с разным отношением к массмаркету и у владелицы модного бренда, почему slow fashion (не) будет популярен.
НАДЕЖДА
юристка, владелица мультибрендового магазина белорусской одежды
«ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА БЕЛОРУССКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ – МАРКЕТИНГ»
– Основу моего гардероба уже лет десять составляют вещи белорусских брендов. К этому я шла с раннего возраста: моя мама занимается торговлей белорусской одеждой, поэтому я с детства знала, что Брест – это «белорусский Милан» и у нас умеют шить красиво и качественно.
Думаю, основной проблемой белорусских производителей был и остается маркетинг, точнее – его отсутствие. Как итог, потребители просто не знают о стильной, трендовой и качественной белорусской одежде. Поэтому после очередного вопроса моих знакомых «где купила?» и последующего удивления при моем ответе я поняла, что пора действовать, и решилась открыть мультибрендовый магазин белорусской одежды OfficeLook.
Со временем у меня появилась большая мечта – убедить людей в том, что одежда отечественных брендов может быть качественной, стильной и недорогой.
Что меня привлекает в одежде белорусского производства? В первую очередь, соотношение цены и качества. По своим характеристикам эти вещи ничуть не хуже, чем массмаркет даже более высокого ценового сегмента – того же Massimo Dutti. Да, вы никогда не найдете у белорусских брендов таких суперскидок с ценами по двадцать рублей, как в дешевых сетевых магазинах, но зато получите идеальный крой, идеальную посадку и качество тканей.
Да и в принципе цены у различных локальных производств очень разнятся: в той же Zara жакет из натуральных тканей стоит более 200 рублей, а у нас за эти деньги можно приобрести комплект из трех вещей.
Помимо качества меня волнует и лимитированность. Покупая белорусское, я могу быть уверена, что не увижу каждого третьего в такой же одежде, как у меня: фабрики отшивают коллекции небольшими партиями, и основная масса вещей уходит на экспорт. А то, что идет на внутренний рынок, распространяется по собственной фирменной сети либо в таких мультибрендовых магазинах, как Officelook, так что предложение весьма ограничено.
К тому же у нас есть много компаний, просто потрясающих по своему попаданию в тренды, – это действительно стильная, красивая одежда, и мне обидно, что большинство людей недооценивают наше производство, ограничивая собственное представление вешалками в ЦУМе и ГУМе.
«БОЛЬШИНСТВО ВСЕ ЕЩЕ ПРЕДПОЧИТАЕТ МАССМАРКЕТ»
Мои взгляды, к сожалению, разделяют немногие – большинство знакомых все еще предпочитают массмаркет. Но людей, выбирающих уникальность, все же становится больше – стоит хотя бы посмотреть на популярность фэшн-маркетов.
И я все чаще сталкиваюсь с тем, что люди вокруг отдают предпочтение каким-то местным брендам, отходя все дальше от предложений массмаркета. Возможно, срабатывает эффект ожидания и я слышу то, что хочу слышать, но мне кажется, что slow fashion с обращением потребителя к качественному, локальному, уникальному обретает все большую популярность.
ОЛЬГА
студентка, работает в массмаркете
«FAST FASHION ДАЕТ МНЕ ВЫБОР И ВОЗМОЖНОСТЬ МЕНЯТЬСЯ ПО ЛОЯЛЬНЫМ ЦЕНАМ»
– Массмаркет я выбираю для себя уже много лет – наверное, с того осознанного возраста, когда сама начала покупать себе одежду. Массово он пришел к нам не так давно, поэтому раньше я всегда привозила одежду из путешествий или целенаправленно выезжала на шопинг в более развитые в торговом плане города постсоветского пространства.
Мне нравится, что массмаркет делает моду доступной для широкого круга потребителей – такие бренды практически мгновенно подхватывают мировые тенденции. Да и помимо каких-то ультрамодных вещей всегда можно найти что-то базовое. Выбор – то, за что я люблю магазины этой категории.
«НИ РАЗУ НЕ ВСТРЕЧАЛА ДЕВУШЕК, ОДЕТЫХ ТАК ЖЕ, КАК Я»
Не знаю, почему, говоря о массмаркете, часто шутят про одинаковых людей на улицах, – я еще ни разу не встречала девушек, одетых так же, как я. Не исключаю возможности, что такие есть, но мне не попадались. Я уверена, что, если выбирать интересные вещи и грамотно их комбинировать, образ всегда будет разным и оригинальным.
Да и по большей части мой гардероб не пестрит эпатажностью – это больше базовые элементы, которые можно миксовать так, что и не поймешь, что на ком-то такая же белая рубашка.
Но если для кого-то это проблема, то выход есть – сегодня во многих магазинах fast fashion есть лимитированные коллекции. Да, они будут немного дороже основной массы вещей, но там точно можно выбрать что-то оригинальное и менее распространенное.
Преимущество массмаркета в том, что он бывает разным: можно найти что-то очень бюджетное и что-то довольно дорогое, что-то повседневное и что-то более экстравагантное.
«БЕЛОРУССКОЕ ПРОИЗВОДСТВО БОЛЬШЕ НАЦЕЛЕНО НА ЖЕНЩИН ПОСТАРШЕ»
Что я думаю о наших локальных брендах? Они не вызывают у меня сомнений по поводу качества, но вот по актуальности моделей наши компании, на мой взгляд, порядком отстают. Складывается впечатление, что все белорусское производство больше нацелено на женщин постарше, а вот молодым девушкам найти что-то действительно интересное и оригинальное довольно тяжело. По итогу одежда большинства белорусских дизайнеров и предприятий вызывает реакцию на уровне «ну, неплохо».
Если бы увидела что-то «вау» – купила бы с радостью, но, увы, пока такого не нахожу. Коллаборации с иностранными дизайнерами, которые практикуют некоторые наши бренды, тоже не дают особого эффекта – зато не слабо влияют на цены, а они далеко не всегда соответствуют предложению. Обувь, верхняя одежда, сумки – на это я готова тратить больше, но блузку у белорусского дизайнера по цене крутых мировых брендов я покупать не готова.
«БЫСТРАЯ МОДА ХОРОША ТЕМ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ МЕНЯТЬСЯ»
Хотя массмаркет в приоритете у большинства покупателей не только из-за цен: людям нравится менять свой образ, играть со стилями и пробовать что-то новое. Да, я люблю качественную одежду, но по цене одной дизайнерской можно приобрести три неплохих вещи разного стиля в той же Zara – каждую под разное настроение.
Быстрая мода хороша тем, что позволяет меняться: сегодня мне хочется выглядеть как жена олигарха, а завтра остановлюсь на спортивном стиле – массмаркет позволяет мне выбрать всё.
Именно по этим причинам дизайнерское и промышленное производство вряд ли когда-то потеснит магазины быстрой моды – в ближайшее время так точно. Конечно, к slow fashion не перестанут обращаться для определенных случаев, когда хочется чего-то особенного и уникального, и всегда будет определенный процент людей, выбирающих локальное производство на постоянной основе, – но вряд ли большое количество людей станет составлять весь свой повседневный гардероб по таким канонам. Поэтому уверена: массмаркет еще не скоро сдаст свои позиции, особенно в нашей стране.
АННА КУЛАКОВА
Основательница бренда KrasA
«ПРИХОД МАССМАРКЕТА СТАЛ СВОЕОБРАЗНЫМ ГЛОТКОМ ВОЗДУХА»
– С каждым годом все популярнее становится так называемая теория «крафт-революции» – это больше заметно на американском и европейском рынках, но постепенно приходит и к нам. Все потому, что во всем мире вырастает спрос на вещи с частичкой индивидуальности. Люди все больше хотят выделяться и чувствовать себя уникальными, поэтому готовые образцы, растиражированные на весь мир, удовлетворяют далеко не каждого.
Пока большинство производителей одежды еще не пришли к нам, на постсоветском пространстве все было довольно грустно: прилично одеться в Беларуси можно было разве что у ипэшников, которые закупали одежду в одном месте, возили ее к нам и продавали за какие-то невероятные деньги.
Поэтому приход массмаркета стал своеобразным глотком воздуха – казалось бы, что может быть лучше огромного выбора по невысокой цене? Но постепенно небольшие белорусские предприятия и дизайнеры влились в эту среду и стали предлагать нечто большее – индивидуальный подход и лимитированность, по сути, по цене европейского массмаркета.
У женщин появилась возможность выделиться, не переплатить и избежать на корпоративе встречи с еще несколькими девушками в таких же платьях из новогодней коллекции одного магазина.
«СЛОУ-ФЭШН – УНИКАЛЬНОСТЬ, И ЭТО НЕЛЬЗЯ ОТРИЦАТЬ»
Первый критерий слоу-фэшн – уникальность, и это нельзя отрицать. Ну а второй, не менее важный, – высокий уровень обслуживания. Цель каждого дизайнера – перевести любого случайного покупателя в ранг постоянных. Именно поэтому дизайнерское производство – это постоянная работа с аудиторией, проведение мастер-классов, системы лояльности, накопительные карты, персональные скидки и многое другое. Это сочетание отличного сервиса и индивидуального подхода – вплоть до подгона вещи по фигуре.
Эпоха массмаркета постепенно уходит. Конечно, он не перестанет существовать – но останется для случаев, когда нужно выбрать что-то максимально быстро и просто. Такие магазины хороши для того, чтобы одеть ребенка или купить базовые вещи – я и сама так делаю, хотя в основном одеваюсь на маркетах у друзей-дизайнеров. И не вижу в этом ничего критичного: у женщины, в конце концов, должно быть много одежды.
«ДИЗАЙНЕРЫ НЕ СЧИТАЮТ МАССМАРКЕТ УГРОЗОЙ»
Да, неоспоримое преимущество массмаркета в распродажах – большие объемы продукции дают возможность продавать их по себестоимости, а диких скидок по 80% у дизайнеров, как правило, не увидишь.
Однако, думаю, скоро в массмаркет станут заходить за обычной белой майкой или стандартными джинсами, но ту часть гардероба, которая характеризует индивидуальный стиль, купят у дизайнеров.
Конечно, нужно понимать, что есть определенная часть людей, которая как не одевалась в дизайнерскую одежду, так и не будет. Но ту нишу, которую занимаем мы со своими уникальными предложениями, у нас отнять будет трудно. Поэтому дизайнеры не считают массмаркет угрозой – у нас есть свои преимущества.
«ДИЗАЙНЕРАМ НЕ НУЖНО МНОГО КЛИЕНТОВ»
За то время, что я занимаюсь дизайнерской деятельностью, портрет нашей типичной клиентки не особо изменился. Но сегодня это не только люди, которые давно знают о нашем бренде через дизайнерские маркеты, это и просто те, кто нашел нас, прогуливаясь по торговому центру.
Еще одна тенденция – расширение возрастного диапазона: мы очень рады тому, что востребованы не только у девушек от 18 до 30, но и у женщин постарше. Сейчас мы максимально увеличили ассортиментную линейку и размерные ряды, потому что расширили наше производство. Но, как правило, дизайнерам, которые не нацелены на массовость, и не нужно много клиентов: они просто не справятся с большим потоком, если не подключатся к какому-то массмаркетовскому конгломерату.
Поэтому их первостепенная задача – наработать свою клиентуру и взаимодействовать непосредственно с ней. Да, цена у такого производства будет выше – но в большинстве случаев люди, предпочитающие slow fashion, могут себе это позволить.
«ПОКУПАТЕЛЮ ПЛЕВАТЬ НА ТО, ГДЕ СДЕЛАНА ВЕЩЬ»
Однако конкуренция сегодня велика и в дизайнерской среде. Произвести всегда проще, чем продать, – поэтому теперь помимо продукта нужно предложить клиенту какие-то фишки, которые отличают тебя от остальных.
Дело в том, что лозунги про поддержку отечественного производителя не работают: покупателю абсолютно плевать на то, где сделана вещь, если она не будет ему нравиться. Поэтому задача белорусского производства – прийти к клиенту и показать, какой он классный. Чтобы покупатель выбрал продукт не из каких-то патриотических побуждений, а потому что он действительно крутой, – и тогда человеку будет вдвойне приятно, что эта одежда произведена в Беларуси. А все остальное – сказки идеологов.
Перспективы развития slow fashion в Беларуси велики. Во-первых, многие предприятия и многих дизайнеров побудило к действию упрощение сертификации собственного производства – и чем больше в законодательстве будет таких моментов, тем проще предлагать что-то свое. К тому же из всех остальных стран постсоветского пространства белорусы наиболее по своей ментальности, темпераменту и умению работать близки к Европе – а значит, европейские тенденции не заставят себя ждать.
Более того, наша страна даже на постсоветском пространстве всегда считалась неким кладезем «швейников». Просто умение хорошо и качественно производить у нас есть, а навыков позиционировать и продавать себя нет, и это касается не только производства одежды. И если мы научимся это делать, а мы учимся старательно, то slow fashion войдет в наши жизни гораздо быстрее.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из личного архива героев, CityDog.by.
самая большая беда это ткани :(
ну и да, ценник у большинства белорусских мастеров не православный ни разу. к тому же одежда - это всего лишь тряпочки, которые со временем становятся немодными. все же удобнее купить на сезон копеечную юбку в какой-нибудь заре и со спокойной душой от нее избавиться, как надоест, а не тратить всю зп на дизайнерскую вещь, которую пару раз наденешь, а после - в шкаф, место занимать, ведь выбросить-то жалко.
- Из Никарагуа и Боснии-и-Герцеговины, стоит полагать?
где Минск а где слоуфэшн
насчет верту, кстати. телефон-то по сути убог чуть более, чем полностью, если учесть, что ставится на него андроид, а чтобы вложиться в брильянты и прочие золотые слитки, не нужно покупать себе это чудовище. так что пример такой себе).
вы как будто статью не читали, а реагируете на какие-то отдельные фразы в комментариях других. а речь меж тем идет о том, что тенденции в целом еще не про нас. а вовсе не про то, что кому-то денег жалко на кардаш и иже с ней
А вы, видимо, не читали треды, если думаете, что я дрочу на Верту (ойфон навсегда, ололо). Просто тут разворачивается (уже не в первый раз) экранизация басни про зелёный виноград, и это бесит.
1) качество. Заплатить приличную сумму за костюм из итальянской шерсти я могу, но заплатить ту же приличную сумму за костюм из полиэстера - нет уж, увольте
2) размер. Что ни "дизайнерское решение" в Беларуси, то рост 170. В лучшем случае - 164. А что делать тем, у кого 158? А у кого 175,а то и 180?
Поэтому увы,на данный момент масс-маркет и индивидуальный пошив - наше все
интересно, а почему только минчанок спросили, а не минчан?