«Дэт-металлисты поют про чернягу, а хэви-металлисты – про мечи и принцесс». Блогер Денис Блищ о том, с чего начинать слушать тяжелую музыку

«Дэт-металлисты поют про чернягу, а хэви-металлисты – про мечи и принцесс». Блогер Денис Блищ о том, с ч...
Вместе с МТС Music мы продолжаем делать рубрику Play. На этот раз блогер Денис Блищ расскажет, с чего начать слушать тяжелую музыку.

Вместе с МТС Music мы продолжаем делать рубрику Play. На этот раз блогер Денис Блищ расскажет, с чего начать слушать тяжелую музыку.

Как я стал слушать тяжелую музыку

– Тяжелую музыку я начал слушать лет в 12 или 13. Подтолкнул дворовый товарищ, хотя и до этого тянуло к року – уже тогда слушал Guns’n’Roses. Но друг познакомил с музыкой Iron Maiden, и после этого все изменилось – этот настоящий, максимально классический хэви-метал меня действительно зацепил.

И я начал слушать все подряд. В 1990-х достать музыку в Минске было достаточно сложно: тяжелую поставляли несколько точек, но и там выбор был весьма ограничен. Я наткнулся на такие группы, как Sepultura и Pantera, и меня потянуло на все более и более тяжелые стили.


 

 

– В десятом-одиннадцатом классе лицея я уже спокойно слушал Cannibal Corpse, эта музыка мне была понятна и доступна. Возможно, мои родители не всегда одобряли мои вкусы – «перерастешь и забудешь». Но годы прошли, а я как-то не перерос – тяжелая музыка близка мне и сейчас.

Большое влияние на вкусы Блища в свое время оказал журнал «Легион» – его издавал «важный деятель подпольной белорусской движухи» Андрей Мэн. Правда, решением властей журнал закрыли через несколько лет. После «Легион», к слову, переродился в легендарный «Музыкальный журнал».

– Когда я был студентом, у меня было ощущение, что тяжелая музыка – прерогатива людей более думающих и образованных. Каково же было мое удивление, когда во время подработки в дорожной службе я познакомился с парнем постарше, простым работягой, который слушал группу Sodom – классический немецкий трэш-метал. Тогда я понял, что ощущение принадлежности к интеллектуальной элите, скорее всего, было ошибочным: я попросту не общался с ребятами, скажем, из ПТУ.


 

 

 

«Директор “Онлайнера” играл дэткор»

В 90-х мода на тяжелую музыку постепенно начала уходить – хотя в Минске это направление было еще очень распространено, вспоминает Денис.

– Встретить волосатого парня в толстовке с надписью Sepultura было в порядке вещей каждый день. Сейчас таких не увидишь – одежду с логотипами групп больше не носят, да и волосатых парней значительно поубавилось. Сейчас люди, которые слушают подобную музыку, конечно, не выглядят так, как мы в свое время: по внешнему виду человека теперь вы вряд ли узнаете его музыкальные предпочтения.

К примеру, во время моей работы в «Онлайнере» наш бывший директор Артем Рабцевич играл в дэткоровой группе – но при этом ходил в рубашечке, работал с клиентами и руководил компанией. Разве что тоннели в ушах и выглядывающие из-под рукавов татуировки что-то выдавали – но все равно вряд ли кто-то мог подумать, что этот парень умеет рычать, как горилла. А вот ребята в косухах и цепях сейчас могут не иметь к тяжелой музыке вообще никакого отношения.

Сейчас, с появлением компьютерных технологий, появилось много новых стилей, и их звучание сильно разнообразилось. По сути, образовались две большие категории – в первой используются только классические инструменты, а во второй и компьютерная обработка. Последнее предпочитают новомодные группы, играющие металкор, дэткор и прочий «кор» – в общем, все это я как-то не принял. Пытался слушать не раз, но всё равно все они для меня почему-то на одно лицо. Да, у них есть интересные ходы, нужная агрессия и качественное исполнение, но, увы, не мое. Может, из-за своего возраста я все же предпочитаю старую школу. 

Какое-то время я очень внимательно отслеживал все новинки, сейчас же не так плотно в это погружен. Раньше у меня была собственная коллекция музыки, до сих пор лежит где-то дома. Там были тысячи две альбомов, серьезно. Большинство из них – блэк-метал и много дэт-метала.

А еще мне всегда нравились группы с женским вокалом. Сейчас на повторе кручу один диск – финнов Battle Beast, альбом одноименный. Вот эта группа действительно очень крутая. Откуда они взялись и как они это делают, я не понимаю, но их музыка – это очень и очень здорово.

Из современных групп еще понравились Trivium, неплохие ребята.


 

 

 

С чего начинать слушать тяжелую музыку

Людям, которые никогда отношения к тяжелой музыке не имели, но хотят с ней познакомиться, Денис рекомендует начинать с классики хэви-метала. К примеру, с самых популярных песен Judas Priest или Crematory. А после таких традиционных примеров можно переходить к чему-то более экспериментальному.

– Я могу перечислять знаковые для меня группы бесконечно: Manowar – номер один, был на их концертах несколько раз. Специально ездил за ними в Москву, в Вильнюс, в Минске даже сделал фотографии с основателем. Их стиль максимально простой, но одновременно максимально хитовый – в общем, на все времена.


 

 

Мне всегда нравился так называемый гетеборгский саунд: In Flames, Dark Tranquillity – группы, которые буквально сделали Швецию поставщиком мелодик-дэт-метала номер один. Всегда с удовольствием слушаю норвежцев Darkthrone – большинству их музыка мало понятна, но мне нравилась их атмосфера.

Тяжелая музыка вообще очень разнится по месту происхождения. Мой любимый регион – однозначно Скандинавия. Германия – кузница хэви-метала и трэш-метала. Абсолютная классика, к которой вопросов нет. Сюда же плюсуем Британию.  

Нравится польская школа – там умеют рубить классный блэк-метал. Как пример, очень крута группа Vader. Особенная по стилю и звучанию греческая тяжелая музыка, она достойна всяческого внимания. Франция абсолютно непонятна мне – очень странный музыкальный регион.

Удивительно, но мне не нравится практически ничего из того, что делают американцы. У них там безумная движуха, отличные студии и крутые продюсеры, но мне их музыка заходит редко. Россиян я как-то не слушаю вообще, потому что российская тяжелая музыка – это вообще какая-то особенная штука. У них есть очень мощное направление такого сопливого хэви-метала, где мужчины высокими голосами поют про драконов и мечи. Может, это сделано хорошо и качественно, но я это не очень воспринимаю.

А уж какой-то совсем андеграунд почему-то до меня не доходит. Когда-то нравились «Северные врата» – выглядели в своих кольчугах на сцене странновато, но в целом ребята неплохие. 

Из белорусов без вариантов могу выделить Gods Tower – группа, достойная мировой сцены. Я хорошо знаком с их вокалистом и основателем, очень уважаю этот коллектив за то, что они делают. Песни они выпускают редко, но очень метко. 

Из наших я, пожалуй, сейчас не слушаю больше никого. Хотя, было время, нравилась группа Kamaedzitca.


 

 

Кстати, на смысловую составляющую большинства песен не стоит обращать сильного внимания. Я считаю, что в тяжелой музыке вокал – это в первую очередь инструмент, а потом уже средство донесения какой-то информации.

То, о чем поет большинство ребят, чаще всего вызывает улыбку и кажется полной чушью. К примеру, тексты всем понятной группы «Ария» – это еще очень неплохо. На самом деле дела обстоят намного хуже. Некоторые блэк-металлисты поют про сатану и ненависть ко всем, дэт-металлисты могут петь о всякой черняге, связанной со смертоубийствами, а хэви-металлисты если не про социальные проблемы, то про мечи и принцесс.

В общем, все достаточно странно, и всерьез к этим текстам относиться явно не стоит – группы, играющие в тяжелых стилях, как правило, делают ставку на музыкальную составляющую.

Кстати, Блищ и сам в свое время состоял в группе – был вокалистом. Ребята пытались делать мелодик-дэт-метал, вдохновленные тем самым гетеборгским саундом. Выступали не один раз и в Минске, и в других городах и даже записали один диск, но так и не издали его – качество записи было не самым лучшим. Позже Денис ушел из группы, но она продолжила свое существование под названием Lost Regrets. Участники коллектива выпустили два альбома и даже сняли клип – правда, тоже потом разбежались.

Что происходит с тяжелой музыкой сейчас

– Сейчас популярность метал-групп спала, но их количество увеличилось. Мне кажется, белорусских исполнителей в этих стилях сейчас просто три миллиона (смеется). Когда играли мы, такого не было. Сейчас же возможностей куда больше – скачай на компьютер нужные программы, и вот тебе уже домашняя студия. Сиди себе и музицируй. Так что, с одной стороны, интерес к тяжелой музыке у людей есть.

С другой – само комьюнити, которое существует на базе субкультуры, распалось. И дело не в идеологии – это хипстеры появились и исчезли, потому что ее у них не было. А вот у металлистов идеология была всегда. Но не было интернета – с его появлением люди перестали общаться в офлайне, на концерты стало ходить куда меньше людей. Да и люди стали более всеядны – теперь любители тяжелой музыки, как правило, слушают что-то еще. Раньше ты не мог себе такого позволить, потому что составлять коллекции из разных стилей и жанров стоило бы немалых денег.

Время меняется, популярность тех или иных жанров тоже. И это абсолютно нормальные процессы. Если раньше по этому поводу я мог испытывать какие-то эмоции и даже переживать, то сейчас мне абсолютно все равно. Потому что те, кто захочет слушать тяжелую музыку, будут это делать – а те, кого она не привлекает, не слушали бы такое и во времена ее максимальной популярности.

Да и, в конце концов, все циклично – как знать, может, мода на такие стили внезапно вернется опять. Но вот ребята с цепями, косухами и банданами вместе с ними вернутся вряд ли.


 

 


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Иллюстрации: CityDog.by.

УП «Проспектпресс», УНП 101520868

Еще по этой теме:
«В Radiohead тотальная обнаженка внутри». Пассажиры минского метро рецензируют свои любимые альбомы
«Твин Пикс», «Очень странные дела», «Настоящий детектив» и еще пять сериалов с крутыми саундтреками
«Секретные композиции, которые не найти в Shazam». Какая музыка играет в модных минских заведениях
поделиться