Вместе с Samsung CityDog.by делает проект «Новаторы» – о том, как люди и компании прямо здесь и сейчас делают вещи, которые уже меняют город. В этот раз рассказываем о девушке, которая делает из Минска Берлин, потому что не может по-другому.
Бюджет вечеринки – меньше 200 рублей
Ночью за железные ворота у здания №16 на Октябрьской направляются люди: сегодня в местном баре отмечают день рождения фронтмена Joy Division – Йэна Кертиса. Первый раз такая вечеринка – с тортом и декорациями – прошла в 2014 году по инициативе Людмилы Погодиной и Максима Кульши (Super Besse), теперь это уже традиция.
Впереди небольшой контроль: он заключается в проверке рюкзаков и выдаче браслета, который позволяет курсировать между вечеринкой и туалетом в соседнем подъезде.
– Аккуратно с ними. Они рвутся, – предупреждают охранники на входе. Через полчаса девушки достают лопнувшие браслеты из сумок и рюкзаков, чтобы вернуться на конкурс двойников Кертиса.
Браслеты рвутся, потому что во время подготовки организаторы сделали выбор между профессиональной печатью и DIY в пользу техники «сделай сам». Из экономических, но в первую очередь – эстетических соображений. Двух одинаковых браслетов нет – каждый раскрашен вручную, некоторые содержат в себе скрытые послания вроде «Теперь ты Сергей». К сожалению, арт-объект не справляется со своей основной функцией – прочно держаться на запястье.
В целом, минимальный бюджет вечеринки не превышает 200 рублей: декорации, подарки победителям конкурса (книга Достоевского, веревка, мыло), ватман для зоны рисования, такси, охрана – основные затраты.
– Вся магия – в умении договориться, – рассказывает Погодина. Это она вместе с командой #KeepMinskWeird и волонтерами седьмой год подряд делает самые атмосферные вечеринки в городе.
С 2000 года Люда Погодина публиковалась в более чем 30 изданиях Беларуси, Украины, России, Германии и Норвегии, а также издала две книги – Л.Погодина, А.Диченко «Сто легенд рок-музыки»; Людмила Погодина, Дженезис Пи-Орридж «Видишь обрыв – прыгай» в альманахе «Кабинет Щ. Картины мира VI».
Провела более 110 мероприятий в Минске и более 30 – в Берлине. Выступала на ежегодной вечеринке Einstuerzende Neubauten (2017, Berlin), фестивале MyFest (2016, Berlin), в рамках женского арт-проекта What The Frau (2015, Berlin) и модерировала программу-трибьют Дэвиду Боуи «Watch That Man! - David Bowie Musikvideos 1972 – 2013» в кинотеатре Babylon Kreuzberg (2014, Berlin).
Также участвовала в парной выставке с фотографом Юлией Вишневетской «MELTING POT Berlin/Minsk/Mosсow» (Дрезден, 2013); групповой выставке "Блiжэй чым блiзка" (Минск, 2015); аудио-инсталляции – интервью с Дженезисом Пи-Орриджем, Мари Лозье и Эдли О’Даудом на персональной выставке Мари Лозье Портрет авангардной культурной сцены «Hello, happiness!» в НЦСИ (Минск, 2016).
«Это не то, как делается шоу-бизнес. Но мы бизнес и не делаем»
Людмила играет свой сет рядом с открытым окном, через которое можно попасть на террасу бара. Вместе с ней на сцене – брестский музыкант Вовка Плюмбум (Plum Bum, NABR), который сегодня ночью презентует свою новую программу «Не прислоняться», а потом, не дожидаясь конца вечеринки, уезжает обратно в Брест.
«Это не то, как делается шоу-бизнес. Но мы бизнес и не делаем», – говорит Люда. Команда #KeepMinskWeird делает в Минске то, что не делал никто – где еще вы видели арт-лабораторию в честь Дэвида Боуи с трехметровым портретом-паззлом и выставкой в виртуальной реальности работ английской художницы Хелен Грин, которая сотрудничает с Леди Гага?
Кто еще устроит секретную акцию с вишневым пирогом в кофейне, станет искать по городу Лору Палмер и построит на заводе лес, бордель и красную комнату из Твин Пикса накануне выхода третьего сезона сериала?
10 лет назад Люда впервые попала в Берлин. В 2008 году ее поездку профинансировал минский бизнесмен Сергей, который читал Люду в ЖЖ, устраивал тусовки жж-блогеров и стремился инвестировать деньги во что-то интересное и перспективное. Для стартапов Сергей выбрал Люду, которая писала о путешествиях, музыке и кино, и Таню – девушку, которая писала о моде.
С Таней, признается Люда, было проще – стиль, тренды, советы, а вот концепцию проекта с Погодиной долго не удавалось сформировать:
– Да, это интересно. Но что полезного можно предложить пользователю? Сергей – человек практичный, он вкладывал в проект деньги, и ему нужно было понимать, в чем здесь прибыль. А я художник – в моем арсенале только интуиция и горсть профессиональных навыков. Мы садились за стол и думали.
В конце концов, мы решили, что я поеду на Берлинский кинофестиваль, потому что там была Мадонна, там были The Rolling Stones, а главное туда ехали Gogol Bordello – единственные знакомые лица, за которые я могла бы зацепиться, – рассказывает Люда.
Сергей оплатил командировку, взял у жены «мыльницу» (фотоаппарат у Люды был, а вот видеокамеры не хватало) и отправил Погодину в Берлин. Она «отлично потусовалась», привезла HQ фотографии и lo-fi видеозаписи, но не понимала, что со всем этим делать.
– Как традиционный журналист на фестивале я мало что сделала – не успела сориентироваться. Но как гонзо-журналист, тусуясь по вечеринкам, я завела много полезных знакомств, – признается Люда.
Следом за Берлином Сергей отправил ее в Канны. Еще через год, когда удачную концепцию стартапа все еще не нашли, они решили попробовать последний раз.
– После второго визита на Берлинский кинофестиваль я поняла: будь что будет, но ездить сюда я уже не перестану, – признается Люда.
За последующие восемь лет в Берлине Людмила обросла множеством знакомств, завела отношения и начала играть в клубах.
– В конце концов, полгода в году я проводила там, потому что берлинский образ жизни мне нравился больше, а по деньгам выходило примерно одинаково, – рассказывает Погодина. 2018-й – первый год, когда она не поехала в Берлин по семейным обстоятельствам, но еще несколько лет назад поняла, что взяла от этого города достаточно. – Я решила, что могу и в Минске делать что-то, чтобы хорошо себя здесь чувствовать. Потому что было время, когда возвращаясь в Минск, я чувствовала себя плохо.
«Всегда найдутся желающие вставить вам палки в колеса»
«Переносить Берлин в Минск» Погодина начала лет семь назад – после того, как в Германии друзья впервые дали ей поставить пару треков с айпода в публичном месте: «Я подумала, что уже давно хочу показать соседям, какие классные песни знаю».
С соседями не сложилось («и хорошо!»), но получилось с баром «Граффити», в котором стартовала серия вечеринок Born to DJ, где играли только непрофессиональные диджеи. Погодина пришла туда с Машей Грудько.
– Мы покрутили – и нам понравилось. Первое выступление, конечно, оставляло желать лучшего, но у нас было второе, третье. А через несколько лет «Граффити» предложили делать наши вечеринки каждую неделю.
Но это уже совсем другой режим, когда в какой-то момент тебя начнет выворачивать от того, что делаешь. Я не могу повторять слишком долго одно и то же – мне становится физически плохо. Чтобы чувствовать себя лучше, мы начали придумывать новые форматы.
Оттуда пошли вечеринки с переодеваниями (вечеринка овощей, вампиров, догма- и gender-changer party) и с живым барабанщиком (Артем Залесский, «Серебряная Свадьба»), день рождения Йэна Кертиса и вечеринки в честь Боуи. Ребята играли, потому что в 2011 году им самим негде было слушать рок-н-ролл, панк и пост-панк. И слушали их те, кому этого в городе не хватало.
Позже пост-панк-вечеринки начал проводить бар «ДК» – фактически, у Погодиной появились конкуренты. «Но это хорошо, – признается Люда, – мы же к этому и стремились».
– Я никогда не понимала, зачем вставлять палки в колеса друг другу, когда вы делаете общее дело, но по отдельности. Мы начинали это делать, когда и потому что в городе этого не было. Когда этим стали заниматься другие, значит, пришло время нам двигаться вперед и делать что-то еще. Или делать иначе. Поэтому дальше мы взялись за арт-лабораторию, фестиваль, подкасты и сериал.
Где в Минске так же хорошо, как в Берлине
В какой-то момент в «Граффити» команда играть перестала. По словам Люды, у них случился человеческий конфликт.
– Мы очень давно знакомы, но, на мой взгляд, алкоголь победил. Ребята некрасиво себя вели, и работать стало тяжело. Но, возможно, у них другое объяснение. Мы подарили друг другу все, что могли.
Это был толчок, чтобы выйти из зоны комфорта и больше не привязываться к определенному месту. За это время «условно Западного Берлина» в Минске стало больше, и Люде вместе с командой есть, куда пойти.
Важно: это видео 360 градусов – вы можете смотреть его и скроллить.
«Хорошо, что я не буду делать это всю жизнь, но сегодня я могу»
– Ты останешься в Минске?
– Сейчас у меня одна задача – выжить, – улыбается Люда. – А потом продолжать путешествовать, искать место, где я почувствую себя хорошо и легко. Я еще не везде была, чтобы точно сказать, что здесь я хочу жить. Боуи ведь тоже проколесил всю жизнь. У него не было своего дома, пока, в конце концов, он не осел в Нью-Йорке. Наверное, для него Нью-Йорк, как для меня сейчас Берлин. Хотя этот город для нас обоих много значит.
В Берлине Люда писала тексты, играла сеты, курировала кинопоказы, фотографировала на документы, занималась переводом с украинского на английский, разрисовывала медведей, работала в гардеробе и мыла туалеты в ночных клубах.
– Когда у тебя есть друг, которому сегодня надо помочь помыть полы, ты говоришь: «Хорошо, что я не буду делать это всю жизнь, но сегодня я могу». В общем, я берусь за любую работу, которая мне подворачивается, а деньги откладываю на то, что мне нравится делать.
– За какой бюджет ты никогда не выходила при организации мероприятий?
– Больше 300–500 долларов, наверное, никогда. Мы все еще ищем партнеров, которые понимают и разделяют наши идеи, но если мы рассчитываем только на свои силы, я не буду проводить мероприятие, которое вгонит меня в долги. Не хочу быть кому-то должна, тем более, самой себе. А 300–500 долларов я способна заработать.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910