Вместе с Samsung мы делаем проект «Новаторы» – о том, как люди и компании прямо здесь и сейчас создают вещи, меняющие Минск в лучшую сторону. Сегодня рассказываем о белорусском издательстве «Интеджер», которое выпускает очень необычные книги.
– В одной нашей энциклопедии есть такой сюжет: на экране появляется танк, вы джойстиком разворачиваете его дуло на себя, стреляете – и «разбиваете» экран своего смартфона. На самом деле он, конечно, остается целым и невредимым – это всего лишь эффект наложения дополненной реальности, но поначалу люди пугаются, – улыбается Александра Хмелевская, замдиректора издательства «Интеджер». – И это тот самый «вау»-эффект, которого мы и хотели добиться.
С чего все начиналось: «Почему бы и да?»
Около 10 лет назад директор издательства «Интеджер» Игорь Резько подумал: а почему бы не сделать книгу с дополненной реальностью?
– Он по образованию программист, поэтому и смог сориентироваться, как новые тенденции «привязать» к издательскому делу, – рассказывает Александра Хмелевская. – Всерьез о проекте мы задумались в конце 2016 года и уже к апрелю следующего держали в руках первые издания.
Использование обычных 3D-моделей показалась новаторам не совсем интересным, тем более эта идея уже была воплощена в других бумажных изданиях. В «Интеджер» решили пойти дальше – и первыми на постсоветском пространстве создать тематические энциклопедии с 3D-играми.
По словам Александры, темы для книг с дополненной реальностью выбирали исходя из многолетнего опыта работы.
– Динозавры, например, интересны детям во все времена. Танки и техника привлекают мальчишек – и эти книги получились наиболее интересными, на мой взгляд.
В марте 2017 года в свет вышли «Танки и бронетехника» и «Автомобили, самолеты, корабли и другая техника». В апреле – «Все тайны динозавров» и «Вселенная и космос». В мае – «Боевая техника и оружие», «Животные нашей планеты», «Подводный мир» и «Планета Земля». Сейчас на полках книжных магазинов можно найти более двадцати книг под торговой маркой Astar.
Как это работает: «Мы только создаем – печатают россияне»
Для того чтобы картинки в книгах «оживали», нужно установить бесплатное приложение Astar. Потом находите в издании страницу-«маркер», наводите экран смартфона. На нем после считывания запрограммированного кода появятся трехмерные объекты: они могут перемещаться в пространстве, издавать звуки и выполнять действия, на которые укажет игрок.
Так и получается, что читатель стреляет сам в себя.
Смотрите, как все это работает
– В книгах мы определили страницы-маркеры, стали прописывать возможные сценарии действий для каждого персонажа. Поначалу все делали сами: половину сюжетов для 3D-игр сочинил Игорь, половину я. Потом объяснили свою идею программистам и далее работали с ними совместно, – рассказывает Александра.
В какой-то момент мы столкнулись с тем, что некоторые сценарии приходилось существенно корректировать или вообще переписывать заново: далеко не все изначально соответствовали нашим требованиям. Например, одни модели могли только ходить и бегать, другие – прыгать и издавать определенные звуки.
По признанию Александры, поначалу у нее голова шла кругом – до этого она никогда не сталкивалась с темой дополненной реальности.
– Но чем больше изучала вопрос, тем интереснее было работать. Легче всего дались сюжеты с техникой и животными, а вот над космосом пришлось поломать голову.
– «Интеджер» – не совсем обычное издательство в привычном понимании этого слова, – говорит Александра. – Мы полностью создаем контент, делаем книгу с нуля – но только в электронном варианте. Наш стратегический партнер – московское издательство АСТ, с которым сотрудничаем уже не первый год. Именно оно занимается печатью тиражей и их распространением. Поэтому в выходных данных книг указываются контакты и нашей компании, и АСТ. А книги продаются не только в Беларуси, но и по всей России.
Зачем им это все?
Недавно в издательстве узнали, что в «националке» проводят интерактивную экскурсию «Ожившие книги» – с книгами Astar. Детям выдают планшеты со скачанным приложением и объясняют, как «оживить» картинки в книге.
– Нет, мы к этим экскурсиям не имеем никакого отношения, – смеется Александра. – Но мы рады: сейчас оттянуть детей от гаджетов практически невозможно, а мы хотим вернуть их к чтению. И делать это лучше не через давление, а через интерес.
Как говорит замдиректора, потенциал использования дополненной реальности в книгах огромен. AR можно широко применять в профессиональной и технической литературе, научных изданиях и как дополнение к учебникам и самоучителям.
– На следующий год у нас запланирован выход книги с искусственным интеллектом – мы очень надеемся, что будем первыми, кто сможет ответить на сложные детские вопросы с помощью голосового помощника.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Андрей Кот.
*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910
Совок сдох почти три десятка лет тому. Но не для москвоголовых.