Фотограф Татьяна Менская сделала великолепный фотопроект о Национальном художественном музее – и в честь международной Ночи музеев делится им с вами на нашем сайте.
– Вы давно были в художественном музее? У вас есть любимые картины? – спрашивает Татьяна. – Три месяца я узнавала, какие же все-таки картины любят те, кто сам работает в Национальном художественном музее, и почему. Дворник, столяр, бухгалтер, юрист, научные сотрудники, хранители ценностей и сам директор – и я полюбила музей и тех, кто там… живет. Знакомьтесь!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3827-web.jpg)
Елена Давидович, 25 лет, инженер, о картине Юрия Пэна «Портрет Марка Шагала» (1914 г.):
– Во-первых, Шагал – это Шагал. Ну и, гуляя по музею, я совершенно неслучайно нашла очень странную схожесть.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_5996-web.jpg)
Дмитрий Солодкий, 31 год, заведующий отделом научно-просветительской работы, о картине Игоря Тишина «Саломея» (1991 г.):
– Здесь свет и тьма. Человек всегда поставлен перед выбором. Все как в жизни. И рефлексия после содеянного.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_4324-2.jpg)
Катерина Изофатова, 33 года, заведующая отделом современного белорусского искусства, о картине Анатолия Кузнецова «Полифония» (1995 г.):
– Эта картина – чувственное начало, активизация собственно живописности, тактильности, энергетической самоценной силы живописи.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_8251-3P.jpg)
Катерина Грачева, 25 лет, художник-реставратор, о картине Василия Пукирева «Неравный брак» (1862 г.):
– С этой картины началось мое знакомство с музеем. Мама рассказывала, что, когда я была маленькая, меня так растрогала легенда о неравном браке, что я приходила в музей, садилась на лавочку и плакала… А еще я с детства мечтала работать в музее, так что картина напоминает мне о сбывшейся мечте.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_6251-web.jpg)
Наталья Селицкая, 33 года, заместитель генерального директора по научной и просветительской работе, о картине Федора Рокотова «Портрет Кутайсовой» (1780-е):
– Мне нравится пройтись по экспозиции перед открытием, когда еще нет людей или совсем вечером. Давно заметила, что в разное время предпочтение отдаешь разным произведениям. Бывает так, что твоим вниманием всецело завладевает картина, мимо которой ходишь каждый день и как бы не замечаешь ее. Так случилось у меня с портретом Анны Кутайсовой. Гениальный портрет. Женственность, скромность, интеллигентность, внутреннее обаяние в сочетании с внешней красотой Анны Кутайсовой рождают поистине идеальный женский образ. Мне кажется, что именно ради таких женщин во все времена мужчины готовы слагать стихи, совершать подвиги, рисковать жизнью…
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_2871-web.jpg)
Денис Никитик, 41 год, монтажник выставочного отдела, о картине Мая Данцига «Мой город, древний, молодой» (1972 г.):
– Эта картина как взгляд через портал времени. Ты видишь то, что было, хотя есть некое искажение правды, но на общее это не влияет. Это место – наслоение истории, и если включить воображение, то можно заглянуть еще глубже. И сегодня в этом месте города вновь кипит работа. Вновь то, что было вчера, завтра уже изменится. История никогда не стоит на месте.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/000000001.jpg)
Виктория Мозгова, 19 лет, секретарь приемной, о картине Мая Данцига «О Великой Отечественной» (1968):
– Рассматривая эту картину, я и не думала, что она о войне. Мне захотелось ее внимательно рассмотреть и, может, даже выглянуть в окно, посмотреть, что же там.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_6050-2web.jpg)
Елена Наборовская, 25 лет, заведующая сектором отдела маркетинга, о картине Израиля Басова «Дома и деревья» (1972 г.):
– Не я выбрала эту картину – она выбрала меня. Вот смотрю я на нее и как будто нахожу какое-то успокоение. Словно шагаю по любимой Малиновке, где давно уже не живу.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_2117-2web.jpg)
Юлия Маспанова, 35 лет, ученый секретарь, о картине Валентина Серова «Портрет Анны Гиндус» (1910–1911 гг.):
– Для меня портрет Анны Гиндус являет собой лицо русской аристократии, унесенной ветром Первой мировой войны и революции. Такие лица, к сожалению, исчезли из нашего общества.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3247-2.jpg)
Виктор Млявый, 62 года, главный энергетик музея, о картине Ивана Шишкина «Старый валежник» (1893 г.):
– Мне нравятся все картины Шишкина, но больше всех – «Старый валежник». Она самая лучшая по свету!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3331-weblast.jpg)
Вадим Млявый, 30 лет, начальник отдела автоматизированных систем управления и технических процессов музея, о картине Язепа Дроздовича «Пророк» (1931 г.):
– Вот смотрю я на эту картину в картине… И чувствую любовь. Оттуда. Это правда.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7676-webkv.jpg)
Екатерина Крутова, 43 года, главный бухгалтер, о картине Людвиги Здановской «Выступление стахановки» (1940 г.):
– По роду деятельности, да и по духу ну очень близкая мне картина… Да, я такая!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3274-web.jpg)
Елена Ткачева, 44 года, заведующая отделом договорно-правовой работы, о картине Михаила Станюты «Портрет дочери» (1923 г.):
– Мало кто знает, что это портрет актрисы Стефании Станюты. Художник так любит свою дочь, гордится ею и как будто говорит: «Будь уверена в себе и жизнерадостна, сознавай, что красива, и все у тебя получится!»
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7635-web.jpg)
Сергей Вечер, 54 года, заместитель генерального директора по фондовой работе и реставрации, и Катерина Штаненко, 22 года, инспектор канцелярии, о картине Владимира Товстика «Мелодия уходящей ночи» (1994 г.):
Сергей Вечер: Яркая эмоциональная картина с сюжетом. В ней чувствуется драйв и экспрессия, а саксофон… Ну это же такой инструмент! Напоминает о Билле Клинтоне.
Катерина Штаненко: Картина – просто сплошное веселье!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3714-last.jpg)
Чинара Марченко, 70 лет, продавец сувениров в музее, и Михаил Рыбко, 62 года, дворник, о картине Шкарубо «Осенний свет» (2002 г.):
Чинара Марченко: Многие не любят позднюю осень, говорят, что это пора депрессий, а я, когда смотрю на любимую картину, нахожу успокоение и даже вдохновляюсь! Как же мне нравится это тихое шуршание листьев под ногами.
Михаил Рыбко: Я заядлый рыбак, люблю природу. А этот осенний лес на картине какой-то особенный, так и хочется побродить по нему.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3943-web.jpg)
Антон Потапович, 22 года, электромонтер, о картине Валентина Волкова «Освобождение. Минск 3 июля 1944 года»:
– Я коренной минчанин, и накануне праздника Победы перед глазами – картина Валентина Волкова. В ней все так реалистично, что можно часами рассматривать все детали…
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_4246-2web.jpg)
Дмитрий Монич, 30 лет, главный хранитель музея, о картине Василия Поленова «Сидящий Христос». Этюд к картине «Мечты (На горе)»:
– Хачу быць як Хрыстос: рэальна глядзець на рэчы і не спыняцца марыць-верыць.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_5430-web.jpg)
Никита Монич, 27 лет, научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства, о дворцовой шестигранной вазе с росписью (Китай, XVIII век):
– Она такая большая и красивая, как наш музей!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_5795-weblast.jpg)
Елена Сенкевич, 59 лет, ведущий научный сотрудник отдела русской и зарубежной культуры, востоковед, о храмовых завесах Каламкари (Индия, XX век):
«Словно в багряную краску
Окунули тысячу раз –
Так густо окрашено небо,
Когда к зубцам дальних гор
Нисходит вечернее солнце».
Минамото Санэтомо
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7248-webR.jpg)
Юлия Мишакова, 40 лет, ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы, о картине Михаила Кунина «Искусство коммуны» (1919 г.):
– Эту картину я выбрала из-за цвета и света внутри полотна! Мне нравятся неровные контуры, резкость ярких красок, какая-то ломкость линий – живая она! Особенный, чуть нервный мир предметов.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7374-web.jpg)
Алла Василевская, 30 лет, научный сотрудник научно-фондового отдела, хранитель русской живописи, о картине Михаила Севрука «Жатва» (1937 г.):
– Жатва для меня совершенно волшебная вещь. Простой сюжет в исполнении Михаила Севрука наполнен магической атмосферой безвременья идиллического патриархального бытия, где все образы просты и сложны одновременно. Это буквально гипнотизирует меня.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7283-web1.jpg)
Надежда Красуцкая, 51 год, заведующая сектором музейной педагогики отдела научно-просветительской работы, о картине Василия Сумарева «Мой дом» (1974 г.):
– Это полотно очень созвучно характеру моей деятельности в музее. Художник собрал вместе всех людей, которые дороги ему, с которыми объединяют общие воспоминания. Работа очень теплая и искренняя. Я бы тоже хотела своими проектами помогать людям стать ближе другу к другу и к искусству, а в целом – к наследию.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7963veb.jpg)
Наталья Калашник, 67 лет, ведущий сотрудник научно-фондового отдела, хранитель музейной мебели:
– Это кресло и стол первой трети XIX века: дерево, резьба, позолота шпон сделаны русскими мастерами с особой любовью к материалу и с прекрасным знанием своего дела. И для меня они ценны своей особой теплотой и выразительностью.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_5921-wlast.jpg)
Сергей Ревко, 50 лет, заведующий столярной мастерской, о картине Виталия Цвирко «Лазурный день» (1980 г.):
– Как я могу не любить эту картину, если собственноручно вымерял все, когда делал раму к ней!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3216-web.jpg)
Ольга Чумак, 32 года, ведущий экономист, о картине Даниэля Сегерса «Мадонна в цветах» (XVII век):
– Это своеобразный герб Любви. Она – о предназначении Женщины во Вселенной, и мне это очень близко.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7295-2web.jpg)
Марина Смагина, 39 лет, старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы, о картине Константина Коровина «Гурзуф» (1914 г.):
– Лично для меня мало городов в мире, которые могут сравниться с Гурзуфом по красоте, живописному ландшафту и южному уюту. Каждый раз, проходя мимо этой картины, вспоминаю свои лучшие семейные путешествия в этот чудный и незабываемый городок!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_8045o.jpg)
Надежда Усова, 59 лет, ведущий научный сотрудник, методист отдела научно-просветительской работы, о картине Василия Сумарева «Ночь, в которую расцвел кактус» (1974 г.):
– Эту работу считаю одним из самых романтических и эмоциональных натюрмортов в белорусском искусстве ХХ века. Когда художник был молод и безнадежно влюблен, однажды он бродил по ночному Минску при свете Луны, мечтая о любимой, и увидел странного человека, несущего раскладушку. «Что же вывело его из дому в этот час?» – удивился художник и, придя в мастерскую, сделал живописный эскиз запомнившегося образа, а когда его случайно поставил вверх ногами, то в очертаниях человека живописцу почудился кактус. Вот так случайно и родилась идея этой картины, в которой художник выразил свои любовные переживания. К сожалению, картина сейчас в запасниках.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7856-2.jpg)
Ольга Клецкина, 28 лет, заведующая сектором международных выставок, о картине Анны Розина Лишевска «Портрет Михала Казимира Огинского» (XVIII век):
– Я много читала про Михала Казимира Огинского, белорусского аристократа и эрудита, это – Человек своей эпохи. Люблю такие вещи, они показывают, как разные страны на самом деле близки друг другу.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7555-web.jpg)
Александр Лагунович-Черепко, 31 год, художник-реставратор, о картине «Мифологичная сцена» Джироламо Троппа (XVII век):
– Люблю барочную живопись, но именно эту картину выбрал еще и потому, что рама здесь огромная, как золотой торт!
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7494-web.jpg)
Ольга Михайлова, 29 лет, художник-реставратор, об иконе XVIII века из Михайловской церкви, деревня Рубель Столинского района:
– Я ее реставрировала.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_4226-web.jpg)
Елена Карпенко, 56 лет, заведующая отделом древнебелорусского искусства, о картине неизвестного художника «Елизавета Кишка из рода Радзивиллов»:
– Коллекция портретов из Несвижа является знаковой для нашего музея. Это показательное явление развития нашей национальной культуры в русле западноевропейской культуры.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_3556-web.jpg)
Аркадий Шпунт, 69 лет, заведующий отделом научно-реставрационных мастерских, художник-реставратор высшей категории, об иконе «Богоматерь Умиление» XVIII века:
– Я не могу любить какую-то одну картину или икону в музее, слишком много я уже отреставрировал за свою жизнь. Люблю ту, над которой работаю здесь и сейчас.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_8183web-2.jpg)
Алексей Хоряк, 38 лет, заведующий отделом русского и зарубежного искусства.
О картине Осипа Браза «Воспоминание» (1901 г.) из запасников музея:
– Это европейская картина. По свободе письма, эмоции. Иногда мы забываем, что русское искусство – это часть европейского художественного наследия.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7205-weblast.jpg)
Владимир Прокопцов, 63 года, генеральный директор Национального художественного музея, о картине Леонида Щемелева «Тепло земли» (1989 г.) :
– Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло земли, которая меня родила…
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2018/05_may/19_13269/IMG_7229-web.jpg)
Идея, фото и обработка – Татьяна Менская, ассистент фотографа – Диана Панкова. Вот тут вы можете посмотреть на бэкстейдж проекта. А еще прочитать наш гид по Ночи музеев – и пойти наконец смотреть искусство!
Вопрос только: кажется, не упомянут мужчина на фото с картиной, что описываема Надеждой Усовой; уж не автор ли - Василий Сумарев?
С сайта фотографа:
"К сожалению, картина сейчас не в экспозиции. И чтобы показать ее Вам, мы достали ее из запасников и пригласили самого художника Василия Сумарева."
Гипотеза подтвердилась.