Это уродливый «совок» или «архитектурная жемчужина»? Иностранцам такой Минск нравится – а вы как считаете?

Это уродливый «совок» или «архитектурная жемчужина»? Иностранцам такой Минск нравится – а вы как считаете?
Уродливый «совок», который давно пора снести, или «архитектурная жемчужина» Минска, которую нужно сохранить? К нетиповым советским зданиям 50–80-х годов относятся по-разному. О том, почему их нужно сберечь, поговорили с минчанином Павлом Пиловцом – создателем аккаунта minsk_brutalism.

Уродливый «совок», который давно пора снести, или «архитектурная жемчужина» Минска, которую нужно сохранить? К нетиповым советским зданиям 50–80-х годов относятся по-разному. О том, почему их нужно сберечь, поговорили с минчанином Павлом Пиловцом – создателем аккаунта minsk_brutalism.

Кто такой Павел

Художник-дизайнер компьютерной графики. Занимается рекламой в игровой индустрии.

Интерес к архитектуре у молодого человека появился параллельно с изучением истории дизайна в университете. Но экспертом он себя не считает, просто называет себя «сочувствующим человеком, которого осенило, что нужно попытаться сохранить нетиповые здания, пока их все не уничтожили».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by 小_烟 xiao yan (@minsk_brutalism) on

Для этого Павел создал петицию, которую направил в Министерство архитектуры и строительства, а также Министерство культуры. Ее главная цель – «придать зданиям, построенным в стиле брутализм, функционализм, конструктивизм, модернизм и всем нетиповым постройкам позднего СССР (50–80-е гг.), статус историко-культурных ценностей, сохранить их и при необходимости реконструировать».

Что это за здания: кинотеатр «Октябрь», гостиница «Турист», обувной завод «Луч», Дом печати, здание Министерства архитектуры и строительства, спорткомплекс «Раубичи», Дворец искусств и многие другие – полный список здесь.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by 小_烟 xiao yan (@minsk_brutalism) on

Петицию подписало более 200 человек. Ответ Министерства культуры, который фолловеры аккаунта назвали отпиской, тоже не заставил себя ждать: решение должны принимать «местные исполнительные и распорядительные органы, при которых созданы городские советы по вопросам историко-культурного наследия».

– Пока что никаких активных действий я предпринимать не планирую, – говорит Павел. – В ответе Министерство культуры рекомендует также собирать и подавать документы по каждому зданию отдельно. Но я не эксперт, поэтому пока буду продвигать идею сохранения архитектуры позднего СССР через соцсети. В том числе через аккаунт minsk_brutalism.

Что еще за брутализм

По мнению Павла, «чистого» брутализма в Беларуси и Минске нет. Этот стиль родился в 50-е годы в Западной Европе из модернизма. К 70-м добрался и до СССР.

– Брутализм происходит от французского bеton brut – «необработанный бетон». Однако в советской архитектурной традиции «голым» бетон оставляли редко, стараясь его чем-нибудь обшить, – объясняет Павел. – Поэтому зданий в стиле брутализм у нас нет, но есть те, которые были построены по принципам, характерным и для этого стиля.

Но я бы сказал, что на советский модернизм оказывал влияние как брутализм, так и функционализм, конструктивизм, рационализм. Поэтому в аккаунте появляются фото зданий, построенных в разных стилях, – ограничений нет. Хотя изначально это был просто аккаунт без названия со снимками того, что мне нравится.

Только со временем я понял, что чаще всего фотографирую какие-то советские модернистские здания. И вот когда появилась «тема» и набрались подписчики, решил переименовать аккаунт.

Minsk_brutalism – это не только Минск (я публикую фото, сделанные и в других городах, где встречаются интересные здания) и не столько брутализм. Нужно было придумать название, а слово «брутальный», как мне кажется, наиболее ярко характеризует тип той архитектуры, которую я снимаю. Она неуютная и некомфортная, но при этом очень выразительная и интересная. И где-то на 90% Минск, да и вся страна состоит именно из такого рода зданий.

Кстати, основная аудитория аккаунта – молодежь до 20 лет. Им интересна такая архитектура, и для меня остается загадкой, почему. Люди же постарше пишут, что это «совок», который давно пора снести, и не понимают, что в ней такого. Возможно, это потому, что для них такая архитектура привычна, так как они всю жизнь прожили в этой визуальной среде. Эти здания не представляют для них ценности, а ведь они – наша особенность.

И что особенного в «брутальной» архитектуре, которая так нравится иностранцам?

Понять, почему «брутальная» архитектура – уникальная и отличительная черта Минска, можно, по мнению Павла, попутешествовав по миру. Тогда станет ясно, что такая архитектура есть не везде. Но, чтобы ее принять и научиться относиться хотя бы с пониманием и интересом, понадобится не одно десятилетие, считает молодой человек.

– Для этого минчанам нужно сделать усилие над собой и попробовать понять, что двигало архитекторами, которые строили эти здания, зачем они все это делали, – говорит Павел. – К слову, большинство иностранцев, которые приезжают в Минск, данные постройки интересуют больше, чем историческая часть города, например.

Где-то в 70-е в некоторых странах модернистские здания активно сносились. У нас же они есть. И если мы их сохраним, то сможем сделать это фишкой, которая привлечет в Беларусь и Минск туристов.

Так если другие снесли, зачем нам сохранять?

– Во-первых, это часть нашей истории, – отмечает Павел. – Минск был практически полностью разрушен в годы Второй мировой войны. А послевоенное развитие советской экономики поспособствовало строительному буму и расцвету модернистской, «брутальной» архитектуры.

Во-вторых, мы можем сколько угодно обижаться на то, что Минск и Беларусь в целом – «совок». Но объективно это действительно так. Минск, каким мы его сегодня знаем, сформировался в советское время. Если мы хотим что-то изменить, нужно сделать в архитектуре что-то новое, что будет лучше, чем «совок». Однако пока удачных примеров крайне мало.

На мой взгляд, в нулевые в Минске было построено много неудачных зданий, уступающих модернистским постройкам 50–80-х гг., но и их в последнее время перестраивают или сносят.

Перебирая старые фото, можно понять, что эти здания раньше выглядели по-другому и чаще всего лучше. Мне кажется, что волна изменений началась в начале нулевых, когда стали ставить пластиковые окна и обшивать здания вентфасадами. Модернистские здания все чаще теряют свой внешний вид, свою брутальность и величественность. Становятся «плохими китайскими подделками» самих себя.

Поэтому мне хочется хотя бы запечатлеть то, что у нас осталось, и каким-то образом повлиять на мнение людей, которые, возможно, смогут найти в этой архитектуре что-то привлекательное, необычное и интересное. Если наблюдаемые сегодня тенденции продолжатся, то модернистские здания как минимум будут зашиты и перестроены, а как максимум – снесены. А нам нужно научиться сохранять то, что есть. И хотя бы в том виде, в котором оно нам досталось.

Поэтому и появилась петиция, которую подписало более 200 человек. И я понял, что не всем безразлична ситуация, которая сложилась с постройками позднего СССР.

Что именно снесли и сделали плохо

Павел выделяет 10 зданий, которые уже, к сожалению, не вернуть: НВЦ «БелЭкспо» на улице Янки Купалы, автовокзал «Московский», ресторан «Заславль», кинотеатры «Современник» и «Дружба», 2-я больница, здание музея ВОВ на Независимости, фарфоровый завод, бассейн «Орленок» и типография «Красная звезда».

В список плохих реконструкций, по мнению Павла, попали кинотеатр «Берестье», ТЦ «Рига», ресторан «Журавинка», Дворец спорта, завод «Атлант», административное здание завода «Агат» и многое другое – полный список здесь.

– Все здания оказались в чарте плохих реконструкций из-за того, что утратили после обновления свой изначальный облик, – объясняет Павел. – Например, из-за утепления вентфасадами изменился силуэт и сместились композиционные акценты административного здания завода «Агат».

До использования вентфасадов был строгий контраст между белой чистой бетонной формой, которая играла роль композиционного центра, и основным фасадом с окнами и ритмическим рисунком от направляющих. Теперь бетонная форма перестала восприниматься как центр композиции, а здание утратило свою индивидуальность и выглядит как рендер начинающего архитектора.

Вентфасады – великолепный материал для зданий, которые изначально спроектированы под него. Но использование вентфасадов для модернистских зданий недопустимо. Они заслуживают более уважительного отношения и большего внимания к деталям.

А удачные реконструкции есть

Примеров удачных реконструкций намного меньше, чем плохих, но они все-таки есть. Павел выделяет пять: фабрика-кухня на улице Свердлова, бывшее здание Национальной библиотеки на Красноармейской, Дом правительства на площади Ленина, административное здание БелЖД (ул. Вокзальная, 22) и комплекс зданий на площади Ленина (дом на Независимости, 6 + Мингорисполком).

– Реконструкция фабрики-кухни – удачный пример того, как можно было сохранить такого рода здания, – отмечает Павел. – Оно грамотно восстановлено и, на мой взгляд, выглядит ультрасовременно даже сейчас, несмотря на то что построено в 1930-е годы. Не вставлены белые стеклопакеты, здание не обшито вентфасадами, и более-менее сохранена первоначальная идея. При этом используются современные технологии и материалы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by 小_烟 xiao yan (@minsk_brutalism) on

Остальные здания попали в топ удачных реконструкций из-за сохранения внешнего вида и начальной задумки архитектора.

И что, «брутальная» архитектура может стать туристическим брендом Минска?

– Однажды я разместил снимок музыкальной школы на Золотой Горке, и мне начали писать люди, которые ведут аккаунты с похожей тематикой, чтобы узнать точный адрес, – говорит Павел и объясняет: – Изначально я ничего не писал под снимком, а уже потом по просьбе подписчиков стал указывать информацию про здание и адрес.

Так вот, через время я видел у этих ребят снимок музыкальной школы. Они специально приезжали из России и Украины, чтобы ее сфотографировать. Еще у меня есть в подписчиках ребята из Китая, что подтверждает тот факт, что советской архитектурой интересуются не только на Западе, но и на Востоке.

Поэтому ее нужно сохранять. Что для этого нужно: проводить реконструкции и по необходимости менять функциональное назначение зданий; использовать для этого оригинальные материалы и пытаться делать так, как было задумано архитекторами, а если те еще живы – интересоваться их мнением.

И я уверен, что благодаря такой архитектуре можно и даже нужно привлекать туристов. Мы могли бы, например, создать свой «советский Лас-Вегас» (ведь большинство россиян приезжает в Минск, чтобы поиграть в казино) или «модернистский Диснейленд». И таким образом продвигать город.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.

поделиться