«Я увидел ведро с куском золота. Оно стоило тысяч 50 долларов». Известный минский рекламист делает ювелирные изделия, которые сложно забыть

«Я увидел ведро с куском золота. Оно стоило тысяч 50 долларов». Известный минский рекламист делает ювели...
Вместе с Samsung Galaxy Z Fold3 мы делаем рубрику «Мечтатели» – о людях, которые однажды бросили себе вызов и кардинально изменили жизнь.

Вместе с Samsung Galaxy Z Fold3 мы делаем рубрику «Мечтатели» – о людях, которые однажды бросили себе вызов и кардинально изменили жизнь.

– Как-то мы с другом зашли к знакомому сторожу, – вспоминает Ян Карпов начало одной из своих карьер. – Мы стали хвастать, что мы самые крутые специалисты по трехмерной графике в Минске.

На следующий день парням предложили работу в частной телекомпании – сторож оказался в ней по совместительству главным редактором. Ян согласился и скоро действительно стал крутым трехмерщиком.

– Это история о том, что достаточное условие для начала карьеры – желание ее начать. В худшем случае провалишь. И что? У меня в жизни была куча провалов, когда все шло не так. А сколько пошло так!

«Очень нравится соприкасаться с металлом. Работая с ним, чувствуешь контроль над материальным миром».

Как ведро с куском золота помогло найти себя: «Оно на тысяч 50 долларов было»

Однажды Ян решил сделать серебряный брелок для ключей в виде обычной пластины, на одной стороне которой написан номер телефона, на другой – имя.

– Я постоянно все теряю. На паспорте, банковских карточках, кошельке у меня написано имя и телефон: чтобы нашедший знал, куда звонить.

Но изготовить такой простой брелок оказалось почти невыполнимой проблемой. Ян долго убеждал знакомую ювелира взяться за заказ. В итоге пришел к ней в мастерскую. Она была занята: «Сделай сам, это просто». Ян сделал. Процесс ему понравился.

Карпов выложил фото брелока в Facebook, ему тут же пришло семь сообщений от друзей с одним вопросом: «Сделаешь мне такой?» Ян согласился, назвав цену «с потолка».

 

Тот самый брелок.

– Я заработал несколько сотен долларов за приятным времяпрепровождением. Похоже на бизнес. Только обычно при открытии люди пишут бизнес-планы, выходят на окупаемость через год-два. А я получил прибыль в тот же день. Конечно, после такого старта захотелось продолжать.

Впрочем, с ювелирным делом Ян познакомился задолго до истории с брелоками. Как-то у него заказали разработку бренд-стратегии для ювелирного завода (так появилась та самая Zorka). Ян стал изучать производственный цикл, днями находился в цехе. Самое яркое впечатление тогда оставило ведро.

– Иду, стоит ведро – обычное обшарпанное эмалированное ведро. А в нем – огромный кусок золота тысяч на пятьдесят долларов. Золото остывает. Это было очень необычное зрелище.

Вообще тот опыт создания ювелирного бренда мне помог: я на старте собственного дела хорошо понимал сферу, у меня было полное представление, как работает ювелирное производство.

«У вас рубрика, что я что-то взял и изменил в своей жизни. Только я не могу по-другому вообще – я постоянно что-то меняю. Это как писать про рыбу, что она решила жить в воде».

Но не технические знания оказались главными – а то, как откликались на ювелирные начинания Карпова друзья в «Фейсбуке». Ян уверен: без той обратной связи история закончилась бы серебряным брелоком.

– Я не делал ничего фантастического. Но сработало отсутствие конкуренции и большое количество социальных связей – тех, что я наработал раньше. Мой фейсбук хорошо отзывался на каждый шаг.

Яну стали потоком идти заказы на частные, а потом и корпоративные подарки, на сувениры и даже награды.

– В какой-то момент мне уже нельзя было делать вид, что ювелирка – забава и хобби. Пришлось сказать себе: «Чувак, ты ювелир, признай уже, не пытайся делать вид, что это несерьезно. Нет, это всерьез». Хотя, по сути, мой основной вид деятельности не менялся: я и в рекламе сначала придумываю, а потом продаю.

«Белорусы любят тихо и незаметно сидеть в углу. Моя задача – дать людям какую-то оригинальность, заметность».

Подарок для мужчины, у которого все есть: серебряные ведра-рюмки.

Пришла известность: «А, это тот парень, который придумал удлинитель»

Как-то жена Яна Дарья сказала, что хочет украшение, которого нет ни у кого на Земле: «Ты же ювелир, придумай что-нибудь!»

Ян сделал серебряную цепочку-удлинитель с рубином. Если втыкаешь вилку в розетку, камень загорается. Через несколько дней об этом необычном украшении написали многие белорусские и российские СМИ. Так про Яна и стали говорить: «А, это тот парень, который придумал удлинитель».

Тот самый удлинитель.

Карпов уверен: креативность не прирожденное качество, ему может научиться абсолютно любой человек. Нужно просто много смотреть по сторонам.

– Что такое творчество? Это генерация нового смысла из уже существующих. Если у тебя в голове пусто, ты ничего не сгенерируешь. Количество гарантированно переходит в качество, это механический процесс, так работает мозг. И важно питать его в детстве – когда он «съедает» все, что ему предлагают.

В чем разница между Беларусью и Италией? В Беларуси сын самого лучшего архитектора каждый день выходит из совкового подъезда, идет по совковой улице, смотрит на совковые здания. А сын итальянского водопроводчика в это время накапливает совсем другую визуальную информацию. И у него внутри будет больше данных, благодаря которым формируется хороший вкус.

«Яркое украшение – начало коммуникации. Ты интроверт, хочешь, чтобы с тобой заговорили, надень на руку такое кольцо. Гарантированно тебе зададут вопрос, что это такое. Все. Разговор начат».

Насмотренность во взрослой жизни Карпова – это путешествия. Наш герой объехал полмира – от Северной Америки до Антарктиды. Путешествия планировал сам или с друзьями, всегда заглядывал как можно глубже внутрь страны.

Ян показывает нам свое любимое кольцо. На создание его вдохновило путешествие в Африку. Там большинство мужчин носят такие: если у них появляется какая-то задача, они идут к шаману, тот дает заклинание. И это заклинание нужно носить на руке, в кольце.

– Во время путешествия по Африке мы забрели в разграбленный краеведческий музей. Не знаю, почему его разграбили, но картина была печальной. Разбитые стекла, вынесенные двери, разбросанные экспонаты. И среди них – оберег вуду. Вот его я и вставил себе в кольцо.

Никто из белорусов пока такое кольцо себе не заказал – слишком необычное. Зато коллекция копий африканских масок вызывает интерес.

– Любая визуальная среда, отличная от той, что ты уже видел, – это громадный толчок для любого творчества. Африканские музеи, японские гравюры, украшения, сделанные пять тысяч лет назад, – все подходит. Важно добраться, смотреть и не застревать в том мусоре, которого сейчас полно в интернете.

Любимое кольцо Яна с частичкой оберега вуду, которое он сделал после поездки в Африку.

Украшения – копии африканских масок, которые Ян привез из Африки.
Это фото снято на Samsung Galaxy Z Fold3.

Больше 15 профессий, которые освоил сам: «С точки зрения бизнеса я поступаю неправильно»

Первое время заказы Ян делал у знакомых ювелиров. Потом стал обрастать оборудованием, в доме появился токарный станок, для которого пришлось сделать «чехол» – деревянный ящик-комод: маленькие дети слишком активно интересовались агрегатом.

Со временем Карпов переехал в отдельную мастерскую и наконец-то получил лицензию на производство ювелирных изделий. На вопрос, где он учился на ювелира, Ян отвечает:

– Моя особенность не в том, что я могу паять цепочку. Я делаю ювелирный дизайн: в нашей стране таких очень мало, уровень ювелира в Беларуси определяется тем, насколько технично он может скопировать Картье. А производственная часть очень простая, ювелир – это рабочая специальность, ее получают в ПТУ.

Тот самый токарный станок с чехлом-комодом.

 

Осваивать новые профессии для Яна привычно: однажды он посчитал, что у него в багаже их больше 15. Начинал он с программирования (выучился программить в 7-м классе вместе с другом), есть в арсенале специальности «фотограф», «художник-постановщик», «столяр», «аудиоинженер», «мультипликатор», «дизайнер», «специалист по 3D-моделированию».

– Я экономлю кучу времени и сил. Иначе как было бы: я – ювелирный дизайнер, сделал эскиз, отдаю «трехмеру». Мне нужно объяснить ему идею, чтобы по дороге не потерять суть. А в моем случае такая история просто исключена. Я сам могу и моделировать, и визуализировать, и проектировать обработку.

С точки зрения бизнеса я поступаю очень неправильно. Бизнес – это когда ты расширяешь и делаешь то, что будет работать самостоятельно. А для меня смысл в том, чтобы непосредственно участвовать в процессе, получать удовольствие.

«Старшей дочери подарили фамильный рубин. Она попросила сделать с ним украшение. Овальный рубин – максимально слоупочная вещь. И что с ней можно сделать? И ровно в тот момент, когда я выключил шаблон, перестал смотреть на него как на камень, все решилось. Он – птичка».

Любить то, что делаешь: «Авторское самовыражение для меня особой ценности не имеет»

Ян говорит, что лучше всего умеет видеть потребности людей. Всегда сначала изучает человека, а потом придумывает изделие, опираясь на вкусы заказчика, на то, что он любит.

– То есть Ван Гогом бы не стали?

– Нет. Авторское самовыражение для меня особой ценности не имеет. А удовольствие человека имеет. Человек уходит от меня счастливым. Вот это главное. А я питаюсь обратной связью. Я люблю признание людей, для меня это супермотивация. Это мой авторский стиль.

На протяжении всего разговора наш герой не раз повторял, что он успешный ювелир только потому, что живет в Беларуси.

– Здесь нет конкуренции. Мне не раз предлагали работать за границей, всегда отказывался. В Беларуси очень комфортно делать какую угодно карьеру. Если ты стараешься, искренне любишь то, что делаешь, ты обречен на успех.

В других странах мне пришлось бы пробиваться на рынки и к заказам, которые здесь могу получать. В Беларуси меня знают все. В Москве десятки дизайнерских студий с офигенным уровнем технологий, к которым я только подступаю. В Израиле – сотни потрясающих мастеров, которыми я восхищаюсь. И что бы я там? Ничего бы я там.

Кстати, недавно в список новоприобретенных профессий Яна добавилась еще одна: скульптор.

Почти все вещи, которые есть у Яна, с историей. Эти клещи произвели в 19-м веке на заводе Peugeot. До того как начать делать автомобили, эта компания была основным поставщиком инструментов в царской России.

Это видео снято на Samsung Galaxy Z Fold3.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото и видео: архив героя; Андрей Кот для CityDog.by.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

поделиться