«Можно представить, что ты в Праге». Посмотрите на мастерскую художника в самом центре Минска, которая раньше была мансардной квартирой

«Можно представить, что ты в Праге». Посмотрите на мастерскую художника в самом центре Минска, которая р...
Мастерские художников расположены по всему Минску. Самые известные – на проспекте Независимости, а также в башнях напротив железнодорожного вокзала. Но их больше, чем может показаться. И мастерская может быть даже в вашем подъезде. Вероника Малыщиц из Realt.by заглянула в совсем не шаблонную мастерскую – дореволюционный домик в исторической части Немиги. Здесь на мансардном этаже по 500-летним технологиям печати работает белорусский график Роман Сустов.

Мастерские художников расположены по всему Минску. Самые известные – на проспекте Независимости, а также в башнях напротив железнодорожного вокзала. Но их больше, чем может показаться. И мастерская может быть даже в вашем подъезде. Вероника Малыщиц из Realt.by заглянула в совсем не шаблонную мастерскую – дореволюционный домик в исторической части Немиги. Здесь на мансардном этаже по 500-летним технологиям печати работает белорусский график Роман Сустов.

«Машеровский треугольник» и искусство в СССР

Этот дом приметишь не сразу. Он скрывается в глубине Раковского предместья и окружен посольством Италии, зданием «Белгосстраха», кафе и гостиницей. Даже на первый взгляд дом не кажется обычным. Но об этом мы узнаем позже.

В доме из самых верхних окон по вечерам можно увидеть свет. Именно здесь, на мансардном этаже, расположились несколько мастерских художников.

Вообще в Минске много нежилого фонда, который еще при СССР отдали художникам под мастерские. Союз художников арендует эти помещения на льготной основе. Роман проводит для нас небольшой ликбез.

– Но у Союза есть и мастерские, которые ему принадлежат. Например, в самом известном доме на улице Сурганова, где живут все художники. Идея его строительства принадлежала Петру Машерову. Тогда искусство в стране имело иное значение – это был, скажем, элемент пропаганды, а художники плотно взаимодействовали с политикой.

Белорусская академия искусств, дом художников, где им выделили квартиры и мастерские, художественный комбинат – эту триаду называют «Машеровским треугольником». Идея была чисто коммунистической: художник оканчивает академию, идет работать на комбинат и, если хорошо работает, получает квартиру и мастерскую в доме.

Кстати, на одном из ребер этого треугольника находится сегодня Центр современного искусства, главой которого был Михаил Савицкий – хороший друг Машерова.

– Когда идею воплотили в жизнь, все получилось очень своеобразно. Когда художников селят под одной крышей – это не всегда хорошо заканчивается. Быт, разумеется, у всех общий. Поэтому и случались ситуации, когда один художник в халате выносил мусор, а рядом мог пройти знаменитый лауреат премий. Бывало, что дети этих лауреатов между собой дрались. Короче говоря, было весело и странно.

«Сначала получил здесь же мастерскую на 8 “квадратов”»

Роман знает район Раковского предместья почти как родной. Мастерскую в этом же доме изначально получил его отец – Николай Романович Козлов. Тогда Роману было 6 лет.

– Интересно, что в те времена ценились просторные мастерские, от 40−50 квадратных метров. В моей около 24 «квадратов», и она здесь самая большая. В соседней, где работал папа, 16 «квадратов».

Другие художники отказывались от нее. Но, когда СССР распался и цены на аренду выросли, отцу все завидовали: площадь меньше, платить, соответственно, тоже немного. Тем более для графика большая мастерская не нужна. Мы занимаемся либо книгами, либо печатной графикой небольшими командами.

Роман часто приходил к отцу в мастерскую после школы и делал домашние задания. Он знает этот квартал с другой стороны, помнит жильцов дома, которые много рассказывали об истории района.

В некоторых квартирах живет третье поколение семей. Раньше в этом дворе была школа, а в части заброшенного до сих пор здания – маленький спортзал.

Здание «Белгосстраха», вид на которое открывается из окон мастерской, было когда-то жилым. Роман рассказывает, что на первом этаже жила большая цыганская семья. После распада СССР здание выкупили. С тех пор район постепенно начал меняться: его сделали чистеньким, построили здания, срубили деревья.

– Раньше вид из окна был совершенно другой, аутентичный. Можно было фантазировать, что ты где-нибудь в Праге. Но крыши накрыли жестяными листами. Они полностью изменили характер района, украли у него аутентичность. И от ветра эти крыши теперь вибрируют.

Роман оканчивал художественную школу и параллельно с папой работал в его мастерской. Членом Союза художников он стал в 2005 году и получил здесь же самую маленькую мастерскую – на 8 «квадратов» и с маленьким окошком, за что прозвал ее кельей.

– Потом мы поменялись мастерскими с художником Владимиром Круковским. Он теперь в маленькой, а я в этой. Оборудовал ее полностью сам.

Техника печати за 500 лет практически не изменилась, говорит художник.

– Графика – довольно редкое направление, но, если в него погружаться, понимаешь, что есть огромное количество людей, которые этим занимаются. Много также и коллекционеров.

Самый большой музей, посвященный печатной графике, находится в Китае. По размеру он как Дворец Республики в Минске. Роман должен был поехать преподавать в академии Уханя, но пандемия перечеркнула планы.

Сейчас Роман в мастерской бывает чаще на выходных, потому что в будни работает с компанией Wargaming. Кстати, он стоял у ее истоков.

– Тогда офис компании был на улице Захарова в трехкомнатной квартире. Я ушел из компании 12 лет назад, но сейчас решил совмещать работу там со своим творчеством. С весны в мастерской буду бывать гораздо чаще.

«Самый забавный вопрос, который мне задают, это есть ли здесь туалет»

Раньше на мансардном этаже в этом доме была обычная жилая квартира. В 1980-х здесь провели капитальный ремонт, после которого этаж отдали Союзу художников.

– К дому с двух сторон пристроили лестничные пролеты. А изначально вход был с другого коридора. Его заложили. Из-за такой рокировки архитектура дома изменилась не в лучшую сторону. Оказалось, что пристройки спроектированы неправильно: появились трещины.

– Когда идешь вверх по лестнице, есть ощущение, будто падаешь.

– Верно. И 10 лет назад мы, художники, начали паниковать. Было ощущение, что лестница вот-вот отвалится, а в трещину можно было спокойно засунуть руку. Тогда собрали архитекторов, которые придумали, как все отремонтировать, накинули стяжки на пристройки. Но стены все равно расходятся – будто дом отторгает их, как организм инородное тело.

Несмотря на небольшие площади, эти мастерские одни из самых дорогих в Минске. Все дело в отоплении, больших радиаторах и ценах на коммуналку. Художники даже часто шутят между собой, что главное – зиму пережить.

– Самый забавный вопрос, который мне задают, это есть ли здесь туалет. Я всегда отшучиваюсь, мол, нас, людей творческих и возвышенных, все эти потребности не беспокоят.

«Молодым художникам выделяют “колясочные” мастерские»

Кстати, собственной мастерской могут обзавестись не только знаменитые художники, но и молодые выпускники Академии.

– Есть довольно большой фонд «колясочных» мастерских в Минске. Это маленькие квартирки в подъездах домов 80−90-х годов. У отца первая мастерская была как раз именно такой.

«Колясочные» получают молодые художники, которые много работают и выставляются. Мастерские эти маленькие и далеко не в центре города. Иногда выпускники Академии собираются в коллаборации и снимают квартиры без ремонта, чтобы там работать. Они делят стоимость на 3-4 человека.

– Нынешнее поколение художников очень аккуратное и относится к рабочему месту ответственно. Нет уже того стереотипа: постоянно пьянствующий художник в берете. Молодым просто некогда это делать, особенно если они хотят остаться в теме творчества.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павел Садовский, Realt.by.

поделиться