Фото снесенных зданий и будущих микрорайонов. Минск, о котором даже вы успели позабыть

Фото снесенных зданий и будущих микрорайонов. Минск, о котором даже вы успели позабыть
Автор CityDog.by Александр Лычавко покопался в семейном архиве и отыскал среди рулончиков пленки те, на которых запечатлен Минск. Многих зданий с этих кадров давно уже нет, а на пустых местах выросли микрорайоны.

Автор CityDog.by Александр Лычавко покопался в семейном архиве и отыскал среди рулончиков пленки те, на которых запечатлен Минск. Многих зданий с этих кадров давно уже нет, а на пустых местах выросли микрорайоны.

– Мой отец не занимается фотографией профессионально, но еще со школьных лет начал снимать – первым в своей деревне освоил цветной процесс. Еще до моего рождения он сам вовсю печатал цветные карточки, так что среди первых кадров в моем альбоме черно-белые снимки – лишь те, что сделаны приглашенными фотографами в детском саду.

Поначалу отец заряжал в свой «Зенит TTL» цветные пленки «Свема». Те, в зависимости от партии самой пленки и условий проявки, могли «заваливать» изображение в синеву или в какой-нибудь коричневый цвет, но при удачном стечении обстоятельств обеспечивали очень хорошую цветопередачу.

 

Кинотеатр «Вымпел» стоял в сквере по улице Восточной. Снимок сделан в мае-июне 1981 года, на афише можно разглядеть название военной киноэпопеи «От Буга до Вислы», вышедшей годом ранее. А уже в следующем, 1982-м, году кинотеатр сгорел. По воспоминаниям местных жителей, произошло это прямо 1 апреля – веселая шуточка, ничего не скажешь. Другие изображения этого кинотеатра, по моим сведениям, краеведам не известны.

 

А это вид из окна пятого этажа дома №32/1 по улице Плеханова, где родители жили до моего рождения. Кадр сделан весной 1983 года; судя по теням, уже вечереет.

Магазин «Бытовая химия», который виден через дорогу, так до сих пор и называется. В сторону проспекта Рокоссовского едет троллейбус №35. А вот трамвайных путей еще нет: рельсы в Серебрянку проложат только в 1985-м.

В 1987 году мы переехали в новый дом в страшно далеком на то время микрорайоне – Уручье. Далеко за кольцевой, куда автобусы ходили в объезд, по теперешней улице Франциска Скорины. Микрорайоны 1, 2 и 3 еще строились, и мы ходили гулять на стройку. А отец к тому времени окончательно перешел на цветную пленку Orwo NC21.

 

 

Весна 1988 года, я стою на строящемся мосту по Московскому шоссе через улицу Руссиянова. С нее на шоссе выехать пока нельзя. У правой границы кадра – магазин хозтоваров, который, судя по всему, тоже еще не готов. Как не готова пока и поликлиника №8 – это вокруг нее стоят подъемные краны.

 

Восточная оконечность того же моста. Микрорайон Уручье-3 только начинает застраиваться. Одним из первых возводят здание ЖЭСа №121 (ул. Руссиянова, 8). Сейчас вид в эту сторону перекрыт домами №164 по проспекту Независимости и №4 по самой Руссиянова. А магазин «Зорина» (Руссиянова, 6) будут строить очень долго и откроют только в девяностых.

 

Вид с того же моста в обратную сторону. На месте микрорайона Уручье-6 – чистое поле вплоть до самой бывшей деревни Уручье (сейчас на ее месте улица Ложинская). За лесом видны монолитные высотки архитектора Александра Белоконя по улице Калиновского.

В 1996 году у меня появился свой собственный фотоаппарат «Эликон-автофокус», и я тоже стал фотолюбителем. К началу нового тысячелетия я заимел несколько фотоаппаратов, попеременно снимая то одним, то другим. При этом я всякий раз старался покупать пленку новой разновидности и за несколько лет перепробовал около полутора десятков разных марок, включая малоизвестные Tura (производилась фирмой Agfa), Samsung и Astra (выпускались фирмой Ferrania).

Для учебных снимков на журфаке покупал дешевые черно-белые пленки «Свема» (уже из независимой Украины) и Luckypan (Китай), а на летние каникулы брал в магазинчике в общежитии на проспекте Пушкина катушку профессиональной пленки Agfa, цена которой доходила до 7 долларов.

 

После «Эликона-автофокуса» у меня появились полуформатный «Агат-18К», в котором на одну пленку можно было уместить до 80 кадров, и «мыльница» Zenit-620 – эта давала картинку примерно такого же невысокого качества, как компакт-камеры марки Skina, с производителем которых красногорский завод и выпускал эти аппараты.

 

Реконструкция здания Гостиного двора на площади Свободы; за спиной у меня место, где через несколько лет построят гостиницу «Европа». Вернисаж – это так называемый «минский Монмартр»: холм на площади, где художники торговали своими картинами. Осень-зима 2001 года, снято на пленку Orwo CNS-100.

 

Вид с балкона корпуса «Г» общежития БГУ №10 по улице Курчатова в сторону МКАД. На горизонте видно поле, через которое мы, студенты, иногда срезали путь по дороге к улице Есенина. Сейчас это поле целиком застроено домами микрорайона Брилевичи. Январь-март 2002 г., Fujifilm Superia 400.

Для занятий по фотоделу нам на курсе требовалось использовать зеркальный фотоаппарат, и тогда я в фирменном магазине на улице Авангардной купил «Зенит-130», сделанный в Вилейке. В последние годы производства качество тамошних «зеркалок» стало очень плохим, и я два раза менял свой аппарат по гарантии из-за брака и еще пару раз сдавал его в ремонт.

 

Для выполнения заданий по фотожурналистике мы в свободное время ходили по городу, выискивая темы для фотозаметок, репортажей и очерков. Одна из моих работ была посвящена автотранспорту, так что на пленку попали автовокзал «Центральный» с большой площадкой для отстоя, автобус «Неман-5201», который только за год до этого начал выпускаться, и водители. Сентябрь-октябрь 2002 года, Konica VX400.

В поисках дешевой фотопленки я регулярно просматривал газеты с объявлениями и однажды наткнулся на интересное предложение. Работник госпиталя КГБ на улице Макаенка самостоятельно отматывал с огромной бобины пленку Kodak, резал ее отрезками по полтора метра и заправлял в стандартные кассеты. Эта черно-белая рентгенографическая пленка на тонкой голубой подложке предназначена для кардиологических и ангиологических исследований; она обладала повышенной зернистостью и контрастностью, из-за чего снимки на ней частенько обладали эффектом подводной съемки. В придачу к пленке продавец выдавал также разведенный в бутылке особый проявитель. Несколько раз я покупал у него пленку прямо в здании госпиталя, а еще у него же купил электронное реле и спусковой тросик для фотоаппарата.

Экскаватор чистит русло Свислочи. В парапете набережной можно увидеть большую сдвоенную трубу прямоугольного сечения. Люди несведущие частенько утверждают, что это в Свислочь впадает Немига. Я тогда активно занимался диггерством и знал, что никакой Немиги там нет: это дренажный коллектор для отведения откачиваемой воды из метро. После того как сделал этот снимок, я спрыгнул на вязкий грунт и зашел в этот коллектор. Через несколько десятков шагов я уперся в то, что и ожидал увидеть: забутовку – то есть стенку. Ноябрь 2002 г., Kodak CFE.

 

Несколько лет дом №12 по улице Революционной пребывал в таком печальном состоянии. Это вид из внутреннего дворика; чтобы сюда попасть, нужно было пройти сквозь арку в доме №7 по Комсомольской. На этом снимке мая-июня 2003 года ситуация уже немного улучшилась, отчего стала еще комичнее: правую часть здания отремонтировали и выкрасили ярко-розовой краской, а левая так и осталась стоять заброшенной. Через ее окна, выходящие на Революционную, можно было видеть здание МЧС.

В апреле 2004-го я почти целую пленку потратил на фотографирование города с высоты: с последних этажей, крыш и осветительных мачт. Тогда я едва ли не впервые начал делать по несколько кадров, оборачиваясь вокруг своей оси, чтобы сейчас, дюжину лет спустя, склеить из них панорамы. Это была пленка Kodak Royal Supra 200 – недорогая и прекрасного качества; но вот при проявке мне на нее «посадили» пятна.

Вид с крыши нынешнего здания Парка высоких технологий (ул. Купревича, 1) в сторону 15-го корпуса БНТУ и его общежитий. Перед корпусом завода «Стройтехпрогресс» просматривается болото – сейчас на его месте построен жилой квартал «Магистр», а на месте парковки разместился гипермаркет «Корона». Болото вдоль улицы Шугаева, нынче почти целиком исчезнувшее, частично попало в кадр (у правой границы).

 

Лабораторный корпус биотехнологии институтов Отделения биологических наук АН БССР (справа – улица Купревича, 2а) начали строить еще в 1989 году, строительство должны были завершить за 39 месяцев. Но вместо этого он двадцать с лишним лет простоял недостроем. В 2011-м его решили передать инвестору, который должен был завершить строительство в 2013 году, но вместо этого «заброшку» снесли.

Судя по надписям, которые можно было встретить на верхних этажах, одно время по четвергам там собирались немногочисленные нацисты.

 

Вид на восток вдоль улицы Купревича. Справа виден еще один недострой: лабораторный корпус Института радиобилогии Национальной академии наук Беларуси (ул. Купревича, 4а; его начали строить в 1992-м). Здание было примечательно разветвленной сетью глубоких подвалов. Сейчас на его месте – гостиница «Ай-Ти Тайм». В левой части – ничем не занятое поле, на месте которого сейчас здание «Клевер парк». За полем ведется строительство пятиэтажного жилого дома (Купревича, 3/2). За институтскими зданиями виден перелесок – там находится большая свалка в карьере, на месте которой сейчас выросли офисные здания вдоль улицы Программистов. А перед лесом на горизонте сейчас можно наблюдать скайлайн высоток – «домов для программистов».

 

Вид с осветительной мачты на железнодорожный вокзал. На своем месте дома на улицах Дружная и Вокзальная (в правой части кадра). Тогда поезда еще отстаивались на дальних путях. На 22-м пути стоят три красно-бежевых вагона «Литовских железных дорог»: этот состав ходил в Вильнюс. На левой башне «Ворот Минска» архитектора Рубаненко установили первую из восстановленных скульптур – фигуру солдата.

 

Вид с той же мачты в обратную сторону – на площадь Мясникова. На площадке в левой части кадра, где до 2000 года было трамвайное кольцо, уложили бетонные плиты – кажется, там собирались строить церковь. Здание магазина и прядильной фабрики недавно снесли: сейчас в этом месте копаются метростроители. А в правой части выросло стеклянное здание банка. Вдоль путей вблизи Западного моста видны пешеходы: в то время рельсы еще не были огорожены, и можно было подняться по насыпи. «Икарусов» и трамваев РВЗ уже давно не осталось на городских маршрутах.

 

Вид с одного из верхних этажей педуниверситета на площадь Независимости. Она вся раскопана: идут подготовительные работы перед постройкой подземного торгового центра «Столица». Пока на площади не упразднили движение вдоль улицы Советской, организацию движения общественного транспорта меняли несколько раз, перенося остановку то к главному корпусу БГУ, то к Дому правительства.

 

 

Прошел почти год – и на площади уже работают подъемные краны. Посмотреть на них можно было через торец «обрубленного» подземного перехода. Январь 2005 г., Fujifilm Press 800.

 

А в завершение – кадр, на котором за 13 лет почти ничего не изменилось.

Вид от дома №9 по улице Горецкого. Все до сих пор на своих местах: главное здание НПО «Центр» слева, огромный ангар по центру, автозаправка с магазином справа. Разве что остановочный навес заменили да в 2007-м пустили троллейбус. Апрель-март 2003 года, Fomapan Creative 200.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото из личных архивов Александра Лычавко.

Еще по этой теме:
«Почему они умерли, а я нет?» Истории минчан, которые стали свидетелями взрыва в метро 11 апреля 2011 года
400 тонн ила и грязи в самом центре Минска – как выглядит осушенная Свислочь зимой
Узнаёте, где это? Минск, про который вы успели забыть
поделиться