Улице Октябрьской хватило пяти лет, чтобы из «машины времени», которая уносила в XX век фотографов, киношников и фантазеров, превратиться в центр культурной жизни Минска, который только что обзавелся собственной туристической картой.
Говорить о том, что произошло с Октябрьской за последние пять-шесть лет, не только приятно, но и важно. Философ Ольга Шпарага утверждает, что преобразования Октябрьской в определенном смысле выступают образцом для положительных изменений в городе, – и мы с ней соглашаемся. Улица, которая развивается изнутри, «государство в государстве», Минск мечты для многих из нас – знаем, вы тоже стали частью этой истории где-то между кафе NewTon и праздниками Vulica Brasil. Так давайте вспомним, как это произошло.
XX век: на Октябрьской правят МЗОР и «Большевик»
Когда в следующий раз выберетесь на Октябрьскую, подумайте о том, что в начале XX века это была промышленная окраина Минска. А еще о том, что Октябрьской улица называется с 1961 года: до этого носила имя Ворошилова, а еще раньше именовалось Нижне-Ляховской и Ляховской.
Район Ляховки уже в конце XIX века считался промышленным (а как еще, если рядом – железная дорога и река). Датой основания станкостроительного завода, которому суждено будет стать главным предприятием улицы, считается 1908 год. Тогда это был деревянный склад с гордым именем «Гигант», где двенадцать человек делали ручные окучники. После пожара в 1921 году на месте деревянного построили кирпичное сооружение, завезли станки из Коломенского и Тульского заводов, наняли более 100 рабочих – и создали крупнейшее предприятие на территории Советской Белоруссии.
У МЗОР были славные времена: завод то получал дипломы за станок для заточки сверл, то внедрял первую в СССР автоматическую линию балансировки коленчатых валов. Но к нашим дням порядком растерял славу – и к 2015 году должен был, но не выехал на территорию подшипникового завода.
Повернем голову в другую сторону: в начале XX века на нечетной Октябрьской располагались кожевенные мастерские господ Рубина, Сальмана, Гольтберга, Дена и Импрота. В процессе строительства коммунизма их место занял кожзавод «Большевик», второе по величине предприятие улицы. В 1988 году власти решили перенести его в деревню Гатово Минского района: с тех пор кожу для мебели, верха и подкладки обуви выпускают там.
Вычтем дрожжевой комбинат и завод «Кристалл» – вот, пожалуй, и вся Октябрьская, которую мы имеем в виду. К началу 2010 года безлюдная улица действительно производила впечатление «машины времени»: не зря Октябрьскую без грима пригласили изображать Москву 50-х в фильме «Стиляги».
Об очаровании тихой улицы между заводами помните не только вы, но и Мингорисполком, который то и дело предлагал переделать улицу под что-нибудь получше. Вот как будущее Октябрьской видел «Минскградо» – в мае 2015 года.
Впрочем, вариантов освоения бывших заводских цехов существует гораздо больше, чем предполагает данный план:
Рагнар Сиил
– По всей Европе – сотни примеров старых зданий, управляющихся креативным сообществом при поддержке государства, – говорит эстонский специалист по креативным индустриям Рагнар Сиил, эксперт программы ЕС «Культура и Креативность». – Модели могут быть очень разными. Некоторые из них были разработаны правительством (одновременно городским и национальным) и реализуются общественными институтами, другие подразумевают аренду креативным сообществом, третьи опираются на государственно-частное партнерство, где частные застройщики реставрируют здание и правительство ежегодно поддерживает их субсидиями. Но некоторые из этих мест частные (много таких примеров есть в Украине): здание принадлежит частной компании, развивается и управляется ее же усилиями.
На Октябрьской есть здания в частной собственности – но большая часть площадей принадлежит заводу МЗОР, а значит, государству.
2010–2011: Октябрьскую обживают Zнята и NewTon
– Что в 2010 году происходило на Октябрьской? Ничего, ─ честно отвечает директор фотопортала ZНЯТА Сергей Михаленко. – Это сейчас улицу воспринимают как арт-пространство, раньше такого не было.
Сергей Михаленко
Студия и офис ZНЯТА оказались одними из первых, кто взялся обживать сонную Октябрьскую. Команда искала помещение с высокими потолками, и кто-то из знакомых указал на бывший корпус МЗОР, находившийся в собственности уже не завода, а типографии Zimaletto: она печатала листовки и буклеты в том же здании. Так в декабре 2010 года по адресу Октябрьская, 19м появилась фотостудия ZНЯТА.
– Арендная плата на тот момент была достаточно высокой, но, как только мы увидели это здание, сразу сказали: хотим работать здесь! Да, плохая инфраструктура. Да, по утрам тут ходили только мрачные работники завода и ветер гонял газеты по асфальту. Но больше нигде в городе не было такой атмосферы.
Своим примером ZНЯТА заинтересовала многих.
– К нам приезжали разные люди. Видели Октябрьскую и спрашивали, как арендовать здесь помещение. Но импульс происходящему на улице дало кафе NewTon.
NewTon – заведение с удивительной приставкой Fashion Art Buffet – придумала семейная пара: Виктория Яцинова и Павел Зайцев. На открытии в августе 2011 года здесь наливали фирменные шоты, угощали шоколадом и любовались осенней коллекцией Татьяны Маринич.
Татьяна Маринич
– Открытие наметили на субботу, когда по Октябрьской не ходили трамваи,– и Вика предложила устроить показ на трамвайных путях, – вспоминает дизайнер. – Гранжевая коллекция гармонично смотрелась на фоне заводских зданий. На мероприятие пригласили не больше тридцати человек, все походило на встречу друзей.
Так в Минске появилось модное пространство, где желающие могли примерить дизайнерскую одежду или приобрести работы художников, но большинство приходило сюда просто пить кофе, слушать живую музыку или смотреть кино. Хозяева NewTon всегда охотно откликались на самые разные инициативы: начиная от дегустации чаев и заканчивая лекциями в рамках Недели моды.
– И первыми, кто стал рисовать граффити на стенах Октябрьской, были именно владельцы NewTon, –подсказывает Сергей Михаленко.
Сначала у входа в Fashion Art Buffet появилась работа Михася Мишука: страницы из книг, поверх которых сделан портрет, – и только потом забор у студии ZНЯТА украсил постер с портретом фотографа и преподавателя Валерия Лобко. Немного позже появилось граффити из проекта художника Сергея Кирющенко.
Эта многообещающая история закончилась летом 2013 года: NewTon хотел уйти в творческий отпуск – но вышло так, что заведение закрылось.
2012–2014: на Октябрьской появляются
ENZO, «Хулиган», «ЛАЎКА» и все-все-все
– Давайте объективно: на Октябрьской был NewTon, где пили чай три с половиной человека. Было ENZO, которое только сейчас, после реконструкции, стало важной частью улицы. И вдруг появился шумный, некрасивый, наглый «Хулиган» – и растормошил всех. Я считаю, что именно в этом баре заключается начало Октябрьской, – убежден Макс Старцев, первый арт-директор «Хулигана». – Бар – это не наш с Валиком Благодовым продукт, а Минска. Потому что городу нужно было такое место.
В минувшие выходные «Хулиган» как раз справил свой третий день рождения шумно и весело – впрочем, начиналось все точно так же.
Макс Старцев
– В выходные открытия гости унесли и разбили две трети посуды. Мы сказали: «Ребятки, не надо так жестить!» Нам в ответ: «Назвали бар “Хулиган”, вот и расхлебывайте». Но мы имели в виду каких-то других хулиганов, не тех, кто перед отъездом пытается запихнуть на заднее сиденье барный стул.
А помните, как в «Хулигане» в июле 2014-го справляли афтепати фестиваля FSP, который тогда впервые провели в Минске? Октябрьская заполнилась танцами до краев, и где-то около тысячи человек веселились до утра.
– Тогда мы поняли, что можно тусоваться на улице – и никто нас не тронет. Патрульная машина проезжает мимо и сигналит в тон музыке: «Э-ге-гей, ребятки!» Мы обалдели.
– В тот раз улица несанкционированно стала пешеходной, – вспоминает Влад Луневич, соучредитель кафе ENZO, «Лаўка» и «ДЭПО». – Столько людей узнало об этом месте, а потом еще рассказало своим знакомым. Но я не назвал бы вечеринку FSP точкой отсчета.
Влад Луневич
– Много всего было и раньше. Та же «Лаўка» со своей парковкой поспособствовала тому, что сюда съехались байкеры, стритрейсеры и те, кому надоел «Макдональдс». Мы обустроили дворик, это тоже притянуло людей.
Вместе с кафе и барами Октябрьская начала активно прирастать офисами и мастерскими: от MZOR/TECHSPACE в июне 2013 года, когда все только пробовали на зубок слово «коворкинг», до площадки для IT-мероприятий Event Space в ноябре 2014-го, когда лишних вопросов никто уже не задавал.
2015 – и наши дни: «ЦЭХ» и Vulica Brasil
В феврале 2015 года под бок к «Хулигану» перебралось креативное пространство «ЦЭХ» – а ведь вполне могло бы оказаться на заводе «Горизонт» или в столовой электромеханического завода на Волгоградской. «ЦЭХ» принес с собой лекции, мастер-классы, выставки – и увенчал пирамиду потребностей обитателей Октябрьской.
Но улица никогда не была бы такой, какой мы ее ценим, если бы не стрит-арт-фестиваль Vulica Brasil, благодаря которому по всему Минску появилось много новых муралов и граффити. Он пришел на Октябрьскую еще в сентябре 2014 года – и украсил улицу тем стрит артом, с которыми породнился минский инстаграм. В сентябре 2015 года фестиваль взял новую высоту: превратил день города в день одной улицы, впервые официально сделав Октябрьскую пешеходной. Удивительно, но все произошло с подачи администрации Ленинского района.
Мила Котка
– Там сказали: «Да вы тут концерты хотите устроить? Так давайте улицу перекроем!» В наши планы это не входило, но мы подумали: почему бы и нет? – вспоминает кураторка фестиваля Vulica Brasil Мила Котка.
В этом году будет еще грандиозней: граффити и урбанистические проекты Vulica Brasil в основном сосредоточатся в одном месте – на Октябрьской.
– Чтобы были заметны все те замечательные преобразования, которые мы хотим воплотить в жизнь, пришлось выбрать одну улицу. Логичным вариантом нам показалась Октябрьская. Во-первых, здесь мы не мешаем минчанам. Во-вторых, эта улица не самая приятная в плане инфраструктуры – потому мы собираемся продемонстрировать, как союз экологов, урбанистов и художников может изменить Октябрьскую.
Кульминация Vulica Brasil на улице Октябрьской ожидается 17 сентября: улицу снова сделают пешеходной, чтобы устроить здесь настоящий опен-эйр с двумя музыкальными и одной танцевальной сценой.
– В какой-то момент я начала ощущать себя мэром Октябрьской, – смеется Мила Котка. – Мы приглашали всех, кто работает на этой улице, на обсуждение урбанистического проекта. Намереваемся сделать Октябрьскую уютнее и экологичее: чтобы было больше зелени, могли промчаться велосипедисты, существовал раздельный сбор мусора. Хорошо, что все настроены на разговор. Например, девочки из химчистки говорили: «Если поставите на улице растения, мы будем их поливать!»
У Vulica Brasil есть большая поддержка в этом году: например, «Белавии» очень понравился проект, и компания захотела вложиться в развитие Октябрьской. Впрочем, в реализации фестиваля в меру сил и возможностей участвуют и многие обитатели самой улицы: типография печатает материалы, «ДЭПО» и Ultrabar бесплатно кормят художников, Moby Dick помогает обустраивать территорию около своего тренажерного зала, а Space предоставляет свое пространство для встреч и даже громких репетиций барабанного оркестра. Некоммерческие фестивали всегда делаются усилиями тех, кто верит в эту идею.
– Преобразования улицы Октябрьской я считаю очень важными для нашего города, – говорит Ольга Шпарага, философ и руководительница концентрации «Современное общество, этика и политика» ECLAB (европейский колледж, к слову, обосновался на этой же улице).
Ольга Шпарага
– Прежде всего, потому что они выступают определенным образцом для положительных изменений. Минск– город промышленный, и, как бы мы его ландшафт ни изменяли, этот профиль будет сохраняться. Но можно наполнить его новыми смыслами и практиками. Октябрьская – хороший пример сотрудничества разных людей, институтов и сообществ.
…А что дальше?
Но правда в том, что не важно, насколько мы считаем Октябрьскую своей – «правительством» улицы все равно остаются Мингорисполком и МЗОР. Дела у завода не очень: большая часть сотрудников работает три дня в неделю. МЗОР не оставляет попыток продать «историко-культурную ценность» по адресу Октябрьская, 16 (то есть здания, где находятся «Хулиган», «ЦЭХ» и YOGA PLACE). Но, судя по тому, что баннер с объявлением об аукционе на сайте завода украшает заманчивая надпись «Цены снижены на 20%» – желающих нет.
Юлия Дорошкевич
– Конечно, мне бы хотелось, чтобы Октябрьская стала пешеходной, чтобы креативным пространствам и культурным инициативам здания сдавали в аренду за 1 евро или сразу на 99 лет, как это делается в Европе. Но, к сожалению, мы сейчас имеем разорившийся завод МЗОР, который продает площади за безумные, неподъемные для культурных инициатив деньги. Продает пока безуспешно – но это не делает наше существование стабильным, – в сердцах говорит создательница «ЦЭХа» Юлия Дорошкевич.
При этом к руководству МЗОР претензий вроде бы нет ни у кого из обитателей Октябрьской: обычные отношения из разряда «арендодатель – арендатор». Мила Котка и вовсе называет МЗОР фактически партнером урбан-фестиваля.
– Бывшему директору нравилось все, что мы делали. Он всегда подчеркивал слово «позитив» и благодарил за то, что сотрудникам стало веселее ходить на работу. Что касается инфраструктуры МЗОР, то не забывайте: это государственная компания. У них есть много правил, которые они не могут обходить.
Отсюда бюрократия, когда согласование чего угодно с заводом – это приблизительно шестнадцать подписей. И, конечно, арендаторы до сих пор припоминают МЗОР перебои с водой и светом – хотя в этом году, кажется, все спокойно.
– Года полтора назад ENZO, «Лаўка» и «ДЭПО» перестали зависеть от МЗОР по электро- и водоснабжению, – рассказывает Влад Луневич. – Мы подписали прямые договоры с «Минскводоканалом» и «Минскэнерго», потому что было невыносимо. Если у завода имелись долги по счетам, то свет и воду отключали всем. Грубо говоря, они пропадали в пятницу вечером, когда у нас полный зал. Это же бизнес! Мы теряли деньги. Судиться с заводом невозможно: это государственное предприятие, а мы — потребители третьей категории.
При этом администрация МЗОР – нормальные, адекватные люди. Они выходят на связь, поднимают трубки, говорят объективные вещи: «Завод стоит. Прибыли нет. Платить за электричество нечем. Едем договариваться, чтобы включили так». Иногда у них получалось – а иногда мы неделю работали на генераторах.
Представитель МЗОР – впрочем, пожелавший остаться неназванным («Не хочу, чтобы неприятности были у меня – и у вас») – рассказал, что на заводе хватает площадей для аренды: и производственных, и офисных, и складских.
– Так что мы будем рады достойным арендаторам. Например, креативным компаниям, подобным тем, что уже арендуют помещение на Октябрьской. Это хорошие плательщики.
А когда мы попросили рассказать, каково заводу соседствовать с арт-объектом, в который превратилась улица Октябрьская, сказал, что по-человечески ему все нравится. Например, граффити: «Ну красиво же!»
Впрочем, МЗОР – далеко не единственный фактор риска. Есть еще разнообразные проверяющие инстанции, которые пытаются свести жизнь улицы к нормативам и таблицам.
– Прошлым летом случился взрыв интереса к Октябрьской, – отмечает Влад Луневич. – О том, что происходит на улице, написали крупные СМИ – иногда даже нам во вред. У нас была, образно говоря, территория свободы, где можно пить сидр из пакета, отдыхать и слушать музыку. После материалов сюда приехали все контролирующие органы, которые только могут быть, и многое запретили. Поэтому в этом году все спокойнее.
Свитшот бренда LSTR Adzieńnie, посвященный улице Октябрьской
Тем не менее Октябрьская продолжает оставаться уникальным для Минска местом – и эту славу не забрать ни Верхнему городу, ни Зыбицкой. Влад Луневич рассказывает, что туристические компании, которые возят иностранцев по Минску, очень заинтересовались Октябрьской – и даже намереваются сделать ее завершающим пунктом экскурсий.
– Потому что реально интересных и запоминающихся улиц и достопримечательностей в Минске маловато, а Октябрьская – это что-то новое, интересное, как глоток свежего воздуха.
Заслуги Октябрьской в жизни Минска велики – и буквально сегодня их зафиксировала One Street Map, туристическая карта Октябрьской на белорусском и английском языке, которую с подачи Влада Луневича и Юлии Дорошкевич разработала команда 34mag.net. На карте отмечены все важные объекты: от граффити до столовой. В бумажной версии и на сайте 34mag.net карта только появилась – и, кажется, будет здорово, если с ее помощью улицу Октябрьскую заново для себя откроют не только туристы и горожане, но и МЗОР, и Мингорисполком.
Официальная группа Программы ЕС «Культура и Креативность» в Facebook. Присоединяйтесь!
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: mzor.com и citydog.by, архив героев.
Ну почему, почему "кураторка"? Это ведь даже унизительно как-то звучит! Так пренебрежительно! "Марья Ивановна - куратор выставки", или "Марья Ивановна - кураторка выставки"?
Человек, который употребляет такого рода слова, словно кричит: "Эй, у меня такое чувство собственной неполноценности, что я хочу что-то придумать, но не знаю что... пожалуй...да-да...именно!.. буду искусственно менять род у слов, которые пишутся только в мужском роде на женский!..."
А как быть со словом: Творец?
Пожалуйста, объясните мне кто-нибудь ЗАЧЕМ? Я действительно хочу знать, без шуток!
А слова "кураторки Вулицы Бразил" только подтверждают мои догадки: "Во-первых, здесь мы НЕ МЕШАЕМ МИНЧАНАМ". И это говорит "кураторка" какбы "стрит-арт фестиваля", поленившись даже изучить историю и суть явления, которое якобы развивает.
Ура! Наши чиновники превратили потенциальную движущую силу перемен в позитивных обитателей гетто! Больше позитива, ещё больше позитива! Ура! Ура!