Где работают дизайнеры интерфейсов? Лучше спросить, где они не работают. Дизайнеры из Mail.Ru Group Юрий Ветров, Дмитрий Осадчук и Андрей Малеваник в рамках проекта FilmTalks «Профессиональный взгляд в будущее» от SilverScreen приезжали в Минск и рассказали CityDog.by, что делать, если хочешь улучшать жизнь пользователей по всему миру.
Интересно: UI/UX-дизайнеры в Беларуси (в смысле в IT-компаниях в Беларуси) вполне себе неплохо зарабатывают. Junior может рассчитывать на зарплату в $600, middle – на зарплату $2000, senior – больше $3000, а team lead – больше $4000.
Чем занимается дизайнер интерфейсов?
Андрей Малеваник
арт-директор Contented
– Очень разными вещами, более того, в разных продуктовых командах у дизайнера разные роли и задачи. Часто один дизайнер интерфейсов очень сильно отличается от своего коллеги из другой компании.
Если отвечать коротко, то дизайнер интерфейсов разрабатывает средства для управления цифровым продуктом и его использования. Причем продукты могут быть очень разные: простые системы наподобие терминала для покупки билета в метро или сложные многошаговые интерфейсы оформления кредита.
Дмитрий осадчук
креативный директор Mail.Ru Group
– Улучшением жизни людей путем решения проблем и задач, связанных со взаимодействием пользователя с любыми цифровыми интерфейсами.
юрий ветров
директор по дизайну в Mail.ru Group
– Это три задачи и роли: понять пользователей с их ожиданиями и потребностями (психолог), спроектировать интерфейсное решение для автоматизации деятельности этих пользователей (инженер) и дать этому решению эстетический внешний вид, усиливающий бренд (художник).
В каких отраслях работают дизайнеры интерфейсов?
Андрей: В самых неожиданных. Ведь интерфейсы есть везде. Когда вы выбираете режим стирки на стиральной машине, вы пользуетесь интерфейсом, и его разработал дизайнер.
Конечно, большинство дизайнеров интерфейсов работают над сайтами, мобильными приложениями или более сложными интерфейсами – банковских продуктов, например.
Дмитрий: В 2019-м проще ответить на вопрос, в каких отраслях НЕ работают дизайнеры интерфейсов. Только в тех, где нет вообще никаких взаимодействий с электронными системами, а таких сфер все меньше и меньше. От завода до футбольного стадиона, от измерительных приборов до систем управления самолетами – во всех жизненных сферах человека без цифровых интерфейсов не обойтись.
Я хочу стать дизайнером интерфейсов. Что мне делать?
Андрей: Без практики никуда: чтобы стать дизайнером интерфейсов, нужно много работать, учиться на реальных задачах. Это тривиальная мысль, но так и есть.
Однако количество ошибок в работе и время поиска идей можно существенно сократить, если сразу пойти учиться. Хорошая база навыков позволяет гораздо быстрее войти в профессию. Есть, конечно, дизайнеры-самоучки, но их путь длиннее и сложнее тех, кто в начале учится.
Дмитрий: Для начала стоит понять, что тебе интересно решать нетривиальные задачи. Не рисовать картинки, не писать красивым шрифтом, не выкладывать обработанные фоточки в Instragram, а именно решать проблемы и задачи пользователей.
Например, как можно улучшить интерфейс рисования картинок, как сделать, чтобы мышкой или тачпадом можно было нарисовать красивую надпись, а не дерганую-ломаную, как упростить логику постинга фотографий в Instagram или какие фичи можно придумать и добавить, чтобы использование приложения приносило еще больше удовольствия.
Настроившись на такую парадигму работы, можно смело идти в компанию, которая занимается подобными проблемами, и как можно больше брать на себя разносторонних проектов.
Юрий: Если бы я начинал с нуля прямо сейчас, то делал бы так.
1. Получил базовые знания на курсах, а потом занялся самостоятельным более углубленным изучением. Например, прочитал бы две базовые книги – «Не заставляйте меня думать» Стива Круга, «Дизайн привычных вещей» Дона Нормана и «Интерфейс» Алана Купера.
Потом пошел бы на какой-нибудь курс. Круто, конечно, все сделать самому, но глупо терять драгоценное время на ходьбу в темноте, если можно ускорить обучение. Важно только не ждать чуда – курсы дадут кусок знаний, но это не университетское образование.
2. Сделал бы несколько «непрошеных» редизайнов сайтов, пошел бы участвовать в конкурсах вроде Mail Design Cup, подписался на прокачку вроде Daily UI, взял волонтерские или дешевые проекты, чтобы набить руку.
Обязательный пункт программы новичка – пройтись по всем «граблям» и отхватить критики, когда еще не стыдно облажаться.
Обязательно нужно делать дизайн руками. Сначала будет много ошибок, но сила итераций всегда выносит настойчивых наверх. Как и пилотам, начинающим нужен налет, чтобы прокачать теоретические и практические «мускулы».
3. Попросил бы совета уважаемого вами дизайнера – бывают снобы, но большинство открыто и с радостью предоставят обратную связь. Может, не сразу и не быстро. Тут важно сесть между двух стульев – и не робеть, и не наглеть.
4. Обратную связь можно получить на Dribbble и Behance, но без подписчиков на старте комментариев будет маловато. А надо пробиваться и быть целеустремленным.
Важно: в команде учишься намного быстрее. Хотя тут есть дилемма курицы и яйца: без портфолио и опыта не берут, а где его взять без работы? Это вечная проблема, через нее проходили все специалисты и в целом справились. Это учит быть пробивным, так что дерзайте.
Андрей: Есть много разных источников. Есть культовые книги для дизайнеров, такие как «Психбольница в руках пациентов» Алана Купера или то же «Ководство» Лебедева.
Есть Medium, на котором куча полезных статей по UX-дизайну. Также для дизайнера очень важна насмотренность. Нужно смотреть много дизайн-решений на Behance, Dribbble, Awwwards, CSS design awards.
Но еще важнее использование реальных продуктов – дизайнер должен быть активным пользователем и не просто пользователем, но и внимательным наблюдателем. Хороший дизайнер работает, даже когда постит новую фотку в Instagram. Он должен отслеживать свои паттерны поведения в цифровой среде и постоянно делать выводы.
Дмитрий: Однажды как раз Юра Ветров дал бесценный ответ на вопрос «Что читать или развивать дизайнеру интерфейсов?» – «Занимайтесь английским языком». Только на английском языке все первоисточники важных статей и книг. На русском они выходят с сильным опозданием и далеко не все.
Юра: Я веду дайджест продуктового дизайна с 2009 года, это один из самых популярных источников новостей для дизайнеров. Там много свежих статей, инструментов, паттернов, кейсов и трендов. Он есть также во «Вконтакте» и Facebook, ну и в виде рассылки.
Что смотреть? Портфолио, лекции, выступления?
Андрей: Я уже говорил про ресурсы Behance, Dribbble, Аwwwards и прочие. Кроме этого, сейчас проводят много конференций и митапов с отечественными и иностранными спикерами – это обязательно к посещению даже опытными дизайнерами.
Вообще, дизайнеру достаточно просто устареть. Как только он решит, что он профессионал и ему уже нечему учиться, за год-два он станет совершенно неактуальным. Индустрия очень динамична: то, что было в тренде год назад, сегодня может быть совершенно не востребовано.
Дмитрий: YouTube открыт к любым вашим запросам. К счастью, в последнее время стало хорошим тоном все выступления с дизайн-конференций выкладывать в Сеть. И дотянуться до интересующей информации стало бесконечно просто, только спроси.
Можно подписаться на паблики различных конференций и следить. Например, все наши конференции мы выкладываем в свой YouTube-канал.
Где и какие курсы проходить?
Андрей: Сейчас появилось очень много образовательных программ. Но важно понять для себя, на что ты готов: часто люди выбирают полугодовую программу и сдуваются на втором месяце. Иногда короткий интенсив может быть эффективнее.
Мы в Contented (международный проект обучения профессиям будущего. – Ред.) сделали смешанную двухмесячную программу по дизайну и видим, что это оптимальный тайминг для современного работающего человека. Два месяца – это период, в течение которого мы можем сохранять достаточную концентрацию на программе.
Но у нас есть и полугодовой курс, там тоже есть выпускники, то есть люди шесть месяцев уделяют учебе. Лично меня это очень вдохновляет и заставляет уважать наших студентов.
Как нарабатывать опыт, когда работу еще не предложили? Как сделать портфолио?
Андрей: Есть минимум два пути. Первый – стажировки. Причем часто они оплачиваемые. Это не очень большие деньги, но их платят. Стажировки есть в большинстве крупных компаний.
Второй вариант – это непрошеный редизайн. Человек берет и переделывает сервис, которым пользуется каждый день. Facebook, например, или Skype. Есть много случаев, когда после такого редизайна автора замечала компания и предлагала ему работу. Даже если этого не произойдет, в вашем портфолио останется кейс, который наверняка будет привлекать большое количество внимания, в том числе потенциальных работодателей.
Дмитрий: Если нет большого опыта, лучше не браться за архисложные задачи типа редизайна Facebook. Вряд ли получится глубоко и отлично проработать проект. Можно брать небольшие части дизайна типа отрисовки иконки, одного экрана интерфейса, промо-одностраничника или карточки в интерфейсе – в общем, любого автономного куска дизайна. Для этого есть даже специальный формат Daily IU. Затем все это можно выкладывать у себя в портфолио. И опыт, и прогресс будет виден для работодателя, и всегда будет на что сослаться.
А чего делать не стоит?
Андрей: Не стоит копировать красивые дизайн-решения и выкладывать шоты на dribbble.
Красивые картинки делать научились многие, а вот осмысленные дизайн-решения – это совсем другое. Часто удобный интерфейс ничем не примечателен визуально, пока не начинаешь им пользоваться. Нужно помнить, что дизайнер интерфейсов – это в меньшей степени визуал и в большей инженер, проектировщик.
Дмитрий: Точно не стоит выдавать чужие работы за свои. Есть не совсем честная аудитория (надеюсь, маленькая) дизайнеров, которые постят чужие картинки в портфолио в поисках заказчика.
Встреча с Юрием Ветровым, Дмитрием Осадчуком и Андреем Малеваником проходила в рамках проекта FilmTalks «Профессиональный взгляд в будущее» от SilverScreen.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.