Вечером 11 мая в культ.центре «Корпус» состоится открытие арт-выставки «Имена»: художники расскажут о жизни десяти героев одноименного журнала через призму современного искусства и опыт личного общения.
Красят стены, распиливают доски, прокладывают кабели, настраивают свет и мониторы – в культ.центре «Корпус» еще идет монтаж. На фоне играет музыка, и художники периодически пританцовывают, каждый в своем ритме. Первое, что видишь при входе, – худющая нога парня, который медленно, но верно набирает на клавиатуре текст: «Привет. Меня зовут Павел. Я…»
– Это не просто выставка, это большой кураторский и интерактивный проект, – встречает нас Анна Карпенко, одна из кураторок выставки, и сразу объясняет, что здесь происходит. – Знакомьтесь, это Сергей Гудилин и его инсталляция о жизни Павла Ращинского, художника с ДЦП (Минск).
– Павла я знаю уже лет шесть, – рассказывает фотограф. – Познакомились просто: в какой-то «дзяржаўнай прэсе» прочитал о нем статью. Внизу были контакты его мамы, им нужна была помощь. Я просто позвонил, а они оказались очень открытыми людьми, которым попросту не хватает общения. Так мы подружились. Параллельно я фотографировал жизнь Павла, но историю эту нигде не публиковал.
Здесь мне как художнику дали выбрать тему, но я предложил историю Павла, о котором «Имена» еще не писали, – это стало символом того, что все еще впереди и у проекта много работы. Таких людей больше, чем мы думаем, и, естественно, за год журнал просто не мог написать о каждом.
– Наша инсталляция «Как прекрасны они…» в соавторстве с кураторкой Антониной Стебур представляет собой зону, которая показывает жизнь Павла. Он рисует только той частью тела, которая подвижна, – это левая нога, рисует лежа. Поэтому мы предлагаем зрителю совершить шаг вперед и войти в эту зону, прочувствовать его двухмерное пространство. Посреди инсталляции будет стоять кровать, на которую каждый сможет прилечь и посмотреть на работы Павла так, как он смотрит на них. В любом случае зритель должен будет сделать свой выбор: остаться зрителем или войти в эту зону.
– Помимо современного искусства это еще и платформа для разного рода взаимодействия: социального, образовательного, – продолжает для нас экскурсию Анна. – Тема домашнего насилия будет представлена в виде мастер-класса для журналистов от Дарьи Царик (журналистки) и Александра Васюковича (фотографа). А их арт-объект «За закрытыми дверями» будет располагаться в буквальном смысле за закрытой дверью, то есть внутри грузового лифта.
Наша с Антониной задача состояла в том, чтобы представить современное искусство во всем его многообразии. Поэтому здесь можно увидеть очень разных художников. Для нас важно было показать разные виды медиумов: кто-то работает с фото, а кто-то – с видеоинсталляциями. Здесь вы не встретите классических живописных работ, но есть, например, перформанс «135 часов» от витебского художника Кирилла Демчева. На протяжении всей работы арт-выставки он пролежит прикованным к постели. Кирилл хочет прожить опыт своих героев Игоря Цурилова и Юры Кашина, которые из-за своих заболеваний практически обездвижены.
– Подготовка к арт-выставке проходила в течение полугода. Сначала мы разбили все материалы журнала «Имена» на тематические блоки. После предоставили их на ознакомление нашим художникам: Андрею Ленкевичу, Маше Святогор, Сергею Шабохину, Кириллу Демчеву, Оле Сосновской, Максиму Ясинскому, арт-группе Hutkasmachnа, Сергею Гудилину, Антонине Слободчиковой. Каждый из них выбрал наиболее близкого для себя героя и решил рассказать о его жизни. Но это рассказ не о том, что художник прочитал в журнале: каждый встретился со своим героем, узнал поближе о нем и о его переживаниях, чувствах. Этот проект – совместное взаимодействие художника и героя. Только герой художницы Маши Святогор для инсталляции «Переход» не смог с ней увидеться.
– В истории Саши Зимнохи меня лично зацепила его социальная неприспособленность и потерянность, мне это очень близко, – рассказывает художница. – Когда Саша вышел из интерната для сирот, он получил квартиру, но не понимал, что делать дальше и как жить. Многие годы в его доме размещалась самая настоящая резервация для ненужных детей, проституток и беспризорных животных.
Встретиться с Сашей у меня так и не вышло, хотя мы договаривались. Видимо, что-то не получилось, но, насколько я могу догадываться, он очень одинок и замкнут – в принципе, как и я сама. Несмотря на физическую дистанцию между нами, его история мне близка.
А совсем рядом с работой Маши находится инсталляция «Здесь живет человек» Сергея Шабохина, которая рассказывает историю незрячего Саши Жидовича (Молодечно).
– Я как художник занимаюсь визуальной культурой, а Саша очень рано потерял зрение, – объясняет Сергей. – Тема визуального восприятия мне близка, я даже не представляю себя без этого. Мне важен и крайне интересен опыт Саши в познании мира. Несмотря на то, что он не видит, он работает на заводе, где создает электрические приборы и – в прямом смысле слова – создает свет.
У Саши есть интересный обычай, который меня зацепил: по возвращении домой вечером он включает свет, хотя по факту он ему не нужен. Эту традицию Саша объясняет тем, что хочет показать прохожим: «Здесь живет человек». В этой истории человек, который не может воспринимать свет как электромагнитное излучение, сам является источником света, который дарит людям.
С Сашей мы виделись всего раз – я приезжал к нему в Молодечно. Он нас очень радушно встретил, пригласил в гости. Я задавал ему много вопросов, пытался понять, как устроен его быт, какие у него есть проблемы. Сначала я думал работать с архивом – я часто работаю в этом формате. Но потом понял, что эта история должна быть безапелляционной и знаковой, без лишних детализаций. Поэтому моя инсталляция – это изображения огромной розетки, одной из тех, что создает Саша, и длинного несуществующего панельного дома, где окнами горит фраза Александра: «Здесь живет человек».
Продвигаясь сквозь инструменты, окрашенные стены и провода, мы натыкаемся на огромные полотна. На них изображены фрагменты из жизни, а поверх лежат прекрасные пейзажи – это арт-объект «Любовь» фотографа Андрея Ленкевича о жизни Виктора Золотилина.
– Виктора я выбрал отчасти из-за схожести биографии, я ведь тоже из западной Беларуси. Но это был первый подход. Когда я приехал, то увидел настоящего героя, борца и того, кто умеет любить. Что немаловажно, он никогда не обращал внимания на свою отличную от других структуру тела. Виктор никогда не стремился пользоваться теми благами, которые предоставляет ему государство, и теми поблажками, которые есть. Он просто меняет мир под себя: он хотел ездить на велосипеде – он его купил и обрезал раму. Ему нельзя было ездить на машине – он ее купил, ему установили педали выше, и теперь он водит машину.
– С другой стороны, любовь и страсть красной нитью проходят через всю инсталляцию. Они любили друг друга со школы, посадили вместе тополь, который сейчас растет на берегу Немана. Поэтому на его картинах – та самая женщина, любовь всей его жизни. Первая картина, которую он нарисовал, – это ее портрет. С тех далеких 90-х этот портрет никогда не выставлялся, его никто не видел, но в нашей инсталляции мы впервые покажем его. То есть мои фотографии будут оклеены как фотообои, поверх которых будут вывешены картины Виктора. Моя задача – показать и рассказать о мире этого человека. А увидеть его можно только через его картины.
Перечисленные работы – это далеко не все, что будет представлено. Истории и инсталляции других художников можно будет увидеть, потрогать и поучаствовать в них на самой выставке. Дополнительная программа к выставке задумывалась как интеграционная площадка, где можно глубже погрузиться в темы, с которыми работает арт-проект «Имена». «Здесь можно будет говорить о взаимодействии, взаимопомощи и самоорганизации с разных сторон», – объясняет Анна Самарская, руководительница образовательной программы выставки.
Уже 14 мая в рамках арт-проекта состоится «Воскресный маркет» для всей семьи. Акцент в нем сделан на проекты, которые производят качественную инклюзивную продукцию. Например, проект «Бабушкин чеснок», где через фуд-букеты и розыгрыши в инстаграме продают продукты с огородов пенсионерок. На маркете пройдут мастер-классы для детей и взрослых, будет барахолка, музыкальный джем, фотозона и фудкорт.
На выставке обещают организовать экскурсию для людей с нарушением зрения – незрячих и слабовидящих, –которую проведут при помощи специального мобильного приложения «Штурман», и экскурсию на языке жестов.
Во время выставки пройдет мастер-класс для детей (а потом и взрослых) по танцевально-двигательной терапии – по этому методу люди с физическими нарушениями и дееспособные люди вместе смогут по-новому «испытать» экспозицию выставки, даже протанцевать ее.
В Ночь музеев тут собираются сделать большой 3D-мэппинг с мультипликационными персонажами «особенной» мультстудии, который будет проецироваться прямо на здание культ.центра «Корпус». Здесь же пройдет два ивента Недели доступности: медиапикник по социальному кино и проект «Живая библиотека». И еще много, много мероприятий, посвященных разговорам об искусстве и социальном.
Арт-проект «Имена» будет идти в культ.центре «Корпус» (пр-т Машерова, 9/8) до 25 мая. Подъезд к зданию оснащен пандусами. На площадке работают волонтеры, которые смогут помочь в передвижении, а также с радостью расскажут простым языком об инсталляциях и идее арт-проекта «Имена».
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.