«В этой книге собраны комменты, в том числе и удаленные, к материалам CityDog.by». Экскурсия по выставке «Межы Іншага»

«В этой книге собраны комменты, в том числе и удаленные, к материалам CityDog.by». Экскурсия по выставке...
До 31 августа в ангаре «ЦЭХа» проходит наша первая выставка «Межы Іншага». Для тех, кто еще не был там – или был, но понял не всё, – мы перескажем экскурсию, которую провели создавшие выставку Вера Залуцкая, Алексей Толстов, Антон Сорокин и Алексей Наумчик.

До 31 августа в ангаре «ЦЭХа» проходит наша первая выставка «Межы Іншага». Для тех, кто еще не был там – или был, но понял не всё, – мы перескажем экскурсию, которую провели создавшие выставку Вера Залуцкая, Алексей Толстов, Антон Сорокин и Алексей Наумчик.

Выставка арт-группы «Вера» начинается с инфографики, в которой собрана статистика по главным миграционным маршрутам, количеству мигрантов и беженцев в Беларуси, России, Европе, Америке и Австралии. Это теоретический бэкграунд к выставке, тему которой сложно охватить только художественными методами.

– В инфографике мы хотели показать как можно больше цифр, как можно больше максимально приближенной к объективности информации, – рассказывает Вера Залуцкая. – Конечно, все эти цифры довольно сложно считать, но, когда начинаешь присматриваться, появляется много новых вопросов.

Мы много слышим о сирийских беженцах, переехавших в Европу. Но один только Ливан принял больше миллиона беженцев из Сирии – именно столько ходатайств о получении статуса беженца было подано сирийцами во всей Европе с 2011 по 2016 год. Или, например, украинские беженцы: в мае 2015 года в Украине из-за войны на востоке более 1 200 000 человек перехали в другие регионы страны. Да и в Беларуси, по данным ООН, живет больше 1 миллиона мигрантов.

Следующая видеоинсталляция называется «Перасячэнне мяжы». Очень часто границы – это условные линии, которые сложились исторически и не всегда отражают этнические особенности населения, а много в чем и искусственно формируют их. Границы становятся символом визуализации Родины, а в культуре образ границы часто романтизируется, становится преградой, которую герою нужно преодолеть.

– Гаворачы пра межы, мы гаворым пра перасячэнне нейкай лініі і, напэўна, пра сам феномен перасячэння, – расказывает Алексей Толстов. – Спачатку мы думалі пра беларускую мяжу, таму  ў цэнтры работы размешчаны два відэа перасячэння мяжы з Расійскай Федэрацыяй, якой намінальна ў нас няма. Канешне, самі сілуэты мяжы з’яўляюцца нейкім графічным сімвалам, які перыядычна змяняецца. На гэтых шасці планшэтах, акрамя відэа з перасячэннем мяжы паміж Расіяй і Беларуссю, мы сабралі ўзгадкі пра мяжу ў папулярнай культуры, літаратуры і кінематографе.  

– Одно из видео в работе – строительство Керченского моста между Россией и Крымом, где Крым обозначен частью России. Слева вверху – видео с пересечением границы между Западным и Восточным Берлином до падения стены, а справа сверху – кадры из фильма «Божественное вмешательство» Элиа Сулеймана, в котором показано, как герои пересекает границу между Израилем и Палестиной. Все видео сосредоточены на теме границы, которая условно есть, но на самом деле ее нет, – или границы, которая есть там, где ее на самом деле не должно быть.

Следующая работа  – это репродукция картины Уильяма Тернера «Корабль рабов», о судне, плававшем из Африки в Англию. Во время одного из путешествий корабль, нагруженный живым товаром, начал испытывать трудности: у команды заканчивалась еда, они заблудились, на корабле началась холера. И для того, чтобы доплыть до места назначения, экипаж корабля принял решение избавляться от ненужного балласта – людей: живых рабов начали сбрасывать в воду. Сделано это было еще и с целью получения страховой компенсации за рабов, которой не было бы, если бы те умерли своей смертью.

Картина Тернера стала одним из символов аболиционизма – движения за отмену рабства. Это параллель с современностью: «Сегодняшний миграционный кризис является во многом результатом колониальной политики Запада».

Следующий объект экспозиции – книга, в которой собраны комментарии, в том числе и удаленные, к материалам CityDog.by, в которых затронуты «чувствительные» темы – этнической или религиозной принадлежности, миграции, феминистской критики или ЛГБТК-сообщества.

Авторы выставки говорят, что острота споров и реакций в комментариях обусловлена тем, что оппоненты в интернете не видят друг друга, вследствие чего не сдерживают себя.

Поэтому вторая часть объекта – это видео, в котором авторы при помощи роботизированного голоса озвучивают по ролям небольшую пьесу, собранную ими из комментариев. Отличается ли живая коммуникация от коммуникации в интернете? Легко ли вообще сказать вслух другому человеку то, что запросто можно написать в комментарии?

Пятый экспонат назвается «Рэвалюцыя свядомасці». Один из авторов выставки, Алексей Наумчик, заметил, что во время официальных праздников в Минске можно увидеть множество машин с российскими номерами – и очень часто в восприятии этих машин белорусами есть негативные коннотации. Это во многом связано не с объективной оценкой: реакция возникает не на живых людей, а на триггер – российский флаг на номерах. По словам авторов выставки, очень часто страхи, связанные с политикой соседнего государства, подсознательно переносятся на отношение к конкретным людям, которые могут поддерживать либо не поддерживать политику своего государства.

В работе представлены фотографии российских номеров машин, которые авторы встретили в Минске. Снизу на ней – надпись: «Рэвалюцыя свядомасці – яна ўжо ідзе?». Эта цитата связана с «Делом граффитистов» – судебным процессом в отношении этно-анархистской группы «Пошуг», которая стремится соединять несовместимые идеи анархизма и национализма.

Следующая работа называется «Breaking news»: на экране транслируются новости, идущие то со звуком, то без. Эта работа посвящена рефлексии на тему, как и откуда мы получаем информацию о происходящих в мире событиях. Выбирая телеканал с новостями, мы часто выбираем и ракурс, с которого хотим видеть события. Способ подачи информации создает иллюзию объективности. Это касается монтажа, звука, стиля ведущих в кадре. Информация обсуждается и интерпретируется ведущими и комментаторами, но сами участники событий рискуют остаться неуслышанными.

– То, как мы смонтировали это видео, показывает, что нам при монтаже было так же просто манипулировать вашим сознанием, как и людям, делающим новости, – рассказывает Антон Сорокин.

Следующий объект – аудиовизуальная история про комплект белья.

– Однажды к нам с Машей, вместе с которой мы живем, пришла Эмма Петровна, Машина бабушка, и принесла комплект постельного белья, – рассказывает Алексей Наумчик. – Она рассказала, что это белье она купила у украинской беженки. История очень заинтересовала нашу группу, и мы взяли у Эммы Петровны короткое интервью. Здесь можно послушать его: Эмма Петровна рассказывает, как у продуктового магазина появилась девушка, представившаяся переселенкой с Украины и продающая постельное белье, чтобы выжить. Эта история о том, что многие белорусы сопереживают и стараются помочь беженцам из соседней страны, но это в свою очередь может стать поводом для различных манипуляций. В работе есть еще фотография, в которой мы инсценировали сцену продажи белья и вместо беженки фотографировали участницу арт-группы. Этим мы добавили момент манипуляции фотографией, который часто используется в СМИ.

На последнем объекте, который называется «Буцік», трендовые вышимайки совмещены со спасательными термоодеялами, которые используются в том числе для встреч лодок с беженцами. 

В этой работе речь идет о национальных ценностях, повышенное внимания к которым, по мнению авторов, спровоцировано политическими событиями в регионе. Тут затрагивается и вопрос коммерции: товары с национальными орнаментами популярны и хорошо покупаются. Но точно так же предметом коммерциализации становятся вещи первой необходимости на пути следования мигрантов. Авторы предлагают посмотреть на работу и с другой стороны: все мы тоже можем в один момент стать беженцами, нуждающимися в предметах первой необходимости.

– Недавно я прочитала интервью с Дженнифер Тидж, темнокожей девушкой, которая по иронии судьбы является внучкой бывшего коменданта концентрационного лагеря, – говорит Вера. – По ее мнению, увеличение националистских настроений в Восточной Европе связано со страхом. Люди боятся и поэтому ищут простых решений для сложных проблем. Всегда найдется тот, кто такое решение предложит, но важно помнить, что сложные проблемы невозможно исправить с легкостью. На этой выставке мы пытаемся показать, что не стоит бояться задавать вопросы и пытаться смотреть на проблему с разных сторон.

28 августа в «ЦЭХе» в рамках выставки «Межы Іншага» пройдет фестиваль I have a dream. Вас ждет лекция Алексея Браточкина, круглый стол о миграции в Беларуси, «Живая библиотека», «МозгоБойня» и даже вечеринка. И мы тоже очень вас ждем!

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото:  CityDog.by.

поделиться
Еще по этой теме:
С повязкой на глазах и тростью – в Минске открылась выставка, повторяющая реальность незрячих людей
Как мы ходили на выставку «Тайны тела» со священником и студенткой
Экскурсия по выставке современной фотографии Латинской Америки