«Муж считал это чем-то мутным». Зачем взрослые люди идут в больничные клоуны

«Муж считал это чем-то мутным». Зачем взрослые люди идут в больничные клоуны
В рубрике Grass Roots мы рассказываем об инициативных горожанах, которые меняют страну к лучшему. Настя Давыденко поговорила с больничными клоунами Funny nose, которые веселят детей в больницах.

В рубрике Grass Roots мы рассказываем об инициативных горожанах, которые меняют страну к лучшему. Настя Давыденко поговорила с больничными клоунами Funny nose, которые веселят детей в больницах.

 

Гомельчанка Марина Ермакова, психолог по образованию, когда-то ездила на стажировку. В одной из больниц Италии девушка увидела, как незнакомые ребята надевали красные носы и творили нечто невообразимое в детских палатах.

Так Марина привезла идею на родину, а итальянские друзья каждый год приезжали в Беларусь, чтобы поделиться своим мастерством и обучить новую смену больничных клоунов в Funny nose. Сейчас в организации работают 35 волонтеров из Гомеля и Минска, в команду принимают практически всех желающих. Единственное ограничение – новичку должно быть не меньше 21 года. В этом году Funny nose получили финансирование на год от посольства США – выиграли конкурс малых грантов.

Чтобы лучше познакомиться с клоунско-больничной «кухней», мы отправляемся в отделение детской хирургии Гомельской областной клинической больницы.

 

Елена Симанкова aka клоунесса Малёна
23 года, преподает компьютерную графику и программирование

– Мой знакомый работал в «Клоунах», очень тепло отзывался о команде и на день рождения подарил мне мячики для жонглирования со словами «тебе пригодится», – вспоминает Алена.

Девушка рассказывает, что когда-то зарифмованное «Алёна-Малёна» прижилось и стало ее вторым именем. Однажды будущая клоунесса зашла в магазин, увидела коротенький розовый комбинезон и поняла: вот оно! Потом насмотрела желтую майку с детскими рисунками – образ был завершен.

– Малёна – это моя внутренняя маленькая девочка, которая легко находит контакт с детьми.

Мама и папа, когда узнали, что я записалась в ряды больничных клоунов, пытались отговорить. Просто они знают мое отношение к таким вещам, – вспоминает девушка. – Однажды папа увидел, как я после выхода плачу. «Тебе это надо?» – «Надо». – «Тогда не реви».

По признанию Алены, после каждого выхода в больницу в памяти обязательно остается какой-то ребенок или ситуация, которые чем-то «западают» в душу. «Пустых» выходов, по заверению девушки, не бывает.

– Помню мальчика, с которым я познакомилась в отделении хирургии под Новый год. Ему было 8 лет, в очень тяжелом состоянии. Но, несмотря на это, он так здраво рассуждал, имел свой внутренний стержень и стойко выносил все трудности. Меня не покидало ощущение, что я разговаривала с мудрым и зрелым человеком, – воспоминает Алена. – Мы тогда пришли с воздушными шариками – мы обычно предлагаем детям скрутить из них собачку, цветочек, саблю, а дети уже выбирают. Этот же мальчик сразу сказал: «Сделайте мне, пожалуйста, меч, чтобы я мог им защищать свою маму».

К слову, общения как такового может и не случиться. Бывали и такие ситуации, когда мы в палатах не проронили ни звука, но родители улыбались, а ребенок крепко-крепко держал за руку. Это самое настоящее волшебство, – делится переживаниями Малёна.

Чудеса доверия случаются и тогда, когда клоунов приглашают в палаты, в которые до этого вход для них был закрыт: просят помочь накормить ребенка или уложить спать. Когда врачи разрешают присутствовать во время процедур, клоуны чувствуют особую ответственность.

Наивно думать, что если ребенок засмеялся, то он стал на шаг ближе к выздоровлению.

– Конечно, мне бы хотелось иметь такую суперсилу или знать волшебные заклинания. Но на деле все не так просто. Наблюдать ребенка в агонии – это очень тяжело. Мы не приходим просто в куклы поиграть, пожалеть или посюсюкать. В больнице это даром не нужно. Недостаточно быть человеком с определенным набором личностных качеств или навыков. Я вот до сих пор учусь, и этому нет предела.

 

 

Надежда Журок aka клоунесса Дюля
31 год, индивидуальный предприниматель

Надя могла бы оставаться вполне счастливой бизнесвумен, женой и матерью дочери-подростка. Но, как признается наша героиня, она «накопила достаточно любви иного порядка, которую хочется отдавать».

– Сначала муж скептически относился к моему занятию и считал его чем-то мутным. Я позвала его несколько раз с собой – просто посмотреть, как все проходит. В итоге он присоединился к нашей команде и теперь носит новое имя – Кадюля, – радуется клоунесса.

Дюля вспоминает свой первый выход в больницу в новом амплуа с содроганием:

– Мои первые мысли были: «Блин, что я здесь делаю? Ну какой из меня клоун? Сейчас весь медперсонал, родители, дети будут смотреть и смеяться надо мной...» А здравая часть подсказывала: «Ты ведь клоун, ты и должна вызывать смех. Иначе зачем ты здесь?»

– Конечно, после этого момента прошло много семинаров, тренингов и репетиций. Сейчас уже не страшно «совать нос» в палату, – смеется Надя. – Мне всегда греет душу, когда родители выходят из своих тяжелых мыслей и начинают улыбаться. И вообще, когда я надеваю нос, то забываю, сколько мне лет: если рядом малыш, я становлюсь малышом, если подросток, то я тоже подросток, если родитель, то я взрослая, но с детской душой. Ведь дети смогут сразу стать взрослыми, а мы можем стать детьми здесь и сейчас. 

 

Анна Кушнерова aka клоунесса Саня
23 года, хирург

– Как-то мы с подругой пошли на выступление питерского фрик-театра. Спектакль назывался «Цирк уехал, клоуны остались». Мы сидели в первом ряду, хохотали, выступление было интерактивное – нас то и дело включали в действие постановки. После ко мне подошел один из клоунов, поблагодарил за то, что пришли, и сказал, что найдет меня.

Молодой человек действительно написал, когда шел набор на курсы Funny nose. И хоть девушка тянула до последнего момента, но все же успела подать заявку и поехать на обучение.

– Мое второе «я» – Саня. У меня «мужская» профессия – хирург, – улыбается клоунесса. – И в имени «Саня» есть и мужественность, и женственность. Я могу быть эдаким Саньком, который хорошо находит общий язык с мальчишками. Или Саней, которая стеснительная и легко общается с девочками.

Аня считает, что, вживаясь в образ, лицо не закрывается маской, а наоборот: когда на клоуне нос, открывается душа.

– В моем случае так и происходит. Становишься уязвимее, но при этом намного чувствительнee к другим. Больничный клоун – это терапия для души. Мы не можем пришить ногу к голове, мы можем только лечить души посредством своей души.

Что касается методики общения с детьми, то у Ани она своя, неповторимая:

– Когда дети стесняются, я тоже начинаю стесняться. Их это веселит, и они легче идут на контакт.

По признанию девушки, у нее огромное количество племянников, и этот опыт ей очень помогает в общении с малышами в больницах.

– Когда мы заполняли анкеты в Funny nose, там был вопрос об опыте работы с детьми. Я написала, что с 7 лет являюсь профессиональной теткой, – смеется Аня. Девушке нравится играть с детьми наравне, и, по ее признанию, она никогда не ставит себя в чем-то выше их. И в ответ они открываются.

– В прошлый выход в больницу мы с напарником устраивали что-то вроде «Фабрики звезд». Микрофоном у нас был вантуз – волшебный инструмент. Был мальчишка лет шести, Леша, и он пел нам очень много песен. Очень-о-очень много песен, – хохочет Аня. Когда мы направились уже в другую палату, он догнал нас: «Я вспомнил еще одну!» Мы сказали: «Ну давай, пой!» Но он решил, что должны слушать все, и пришлось вернуться в палату.

Клоунесса говорит и о том, что люди часто спрашивают, сколько они здесь получают.

– Я получаю очень много – в плане эмоционального и духовного. Для меня это отдушина и возможность просто быть собой. У нас серьезная организация и большая ответственность. Если у тебя в это воскресенье выход по расписанию, то ты должен выйти – это как работа, – добавляет Аня. – Я считаю, что это правильно. Я делаю это потому, что мне нравится. И точка.

Подробнее почитать про Funny nose можно «Вконтакте» и в Facebook.


 Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by, 34mag.net, платформы Talaka.by и онлайн-журнала «Имена».


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Анастасия Давыденко.

Просветительское учреждение «Офис европейской экспертизы и коммуникаций», УНП 191694433

Еще по этой теме:
«Когда умерла мама, я потерял память». Жители психоневрологического интерната о жизни, картинах и выставке
«Платье сама застегнуть не могу». Минчанка с коллегами разработала коллекцию модной одежды для особенных моделей
“Дзіця галосіць, а за ім бяжыць НКВДыст і страляе”. Людзі, якія не баяцца расказваць пра сталінскія расстрэлы ў Курапатах
поделиться