Фотошот: как выглядела стена плача по Виктору Цою, что стояла на Октябрьской площади

Фотошот: как выглядела стена плача по Виктору Цою, что стояла на Октябрьской площади
Каждый понедельник в новой рубрике «Фотошот» показываем вам редкие фото и видео про жизнь белорусов много- (и не очень) летней давности.

Каждый понедельник в новой рубрике «Фотошот» показываем вам редкие фото и видео про жизнь белорусов много- (и не очень) летней давности.

В этом году исполняется 20 лет с момента введения в эксплуатацию первого пускового комплекса Дворца Республики. За несколько лет до этого центр Минска выглядел совсем иначе: на Октябрьской площади стоял полузаброшенный «саркофаг» – строительство Дворца Республики остановилось из-за недостатка финансирования. Тут постоянно тусили «неферы»: панки, рокеры и прочие субъекты субкультуры. Стену, которая отделяла недостроенный Дворец от Минска, превратили в место памяти советского рокера Виктора Цоя.

 

Сайт об истории девяностых годов рассказывает, как строилось одно из самых заметных зданий Минска.

 

ЕСЛИ БЫ НЕ ВЛАДИМИР КОРОТКЕВИЧ, ВЕРХНИЙ ГОРОД РАЗРУШИЛИ БЫ

Идею строительства Дворца Республики стоит искать в традициях советской архитектуры и в тогдашних политических реалиях. Во многих республиканских столицах СССР существовали Дворцы съездов, где проходили съезды КПСС, заседания Верховного Совета и другие «слеты» партийной номенклатуры. В Минске такое здание отсутствовало.

Заседания белорусского «парламента» проводили в Театре оперы и балета, плохо предназначенном для этих целей. Поэтому среди белорусской политической элиты родилась идея: построить такое здание на Центральной площади (так до середины 80-х называлась Октябрьская площадь).

1949 год, костел святого Фомы Аквинского. Скоро от святыни, которая спасала минчан во время войн много столетий, ничего не останется. Костел был уничтожен, а на его месте разбили сквер Центральной площади. 

В 1970 году в БССР прошел соответствующий конкурс. Как вспоминал архитектор Александр Шабалин, член авторского коллектива по созданию Дворца, «группа архитекторов разработала проект грандиозной площади на месте нынешнего Верхнего города, с которой был бы виден проспект Машерова и район Комсомольского озера. Планировалось, что на этой площади будет и Дворец Республики».

Шабалин не упоминает конкретную фамилию, но, скорее всего, речь идет о Юрии Григорьеве, будущем главном архитекторе Минска (1974–1986 гг.). Он предложил расширить Центральную площадь: снести остатки Старого города и сделать прямой проход к площади Свободы и Свислочи.

Итоги этого конкурса так и не подвели. В 1976 году решили создать объединенный авторский коллектив под руководством Юрия Григорьева, который в то время работал в институте «Минскпроект». В команду вошли архитекторы Юрий Шпит, Юрий Градов, Леонид Левин и Виктор Крамаренко.

Как потом рассказывал Григорьев, эта команда собиралась поместить Дворец Республики «на самый край площади и делала его силуэтом, который должен был держать не только Октябрьскую площадь и зону напротив, где сейчас находится резиденция президента, но и всю панораму водно-зеленого пространства вдоль проспекта Машерова».

Что это означало на практике? Команда Юрия Григорьева подготовила несколько вариантов проекта. Один из них предусматривал снос Верхнего города (как и в 1970-м), согласно второму он частично сохранялся.

Верхний город все-таки удалось спасти. По легенде, Владимир Короткевич добился встречи с Машеровым и шесть часов ездил с ним на машине по Минску, убеждая того в неповторимости городской архитектуры. Тогда возникла идея строить Дворец Республики на месте стелы «Минск – город-герой», об этом даже писала газета «Правда».

Но в 1982 году объявили новый конкурс между институтами «Минскпроект» и «Белгоспроект». После многочисленных обсуждений победила команда «Белгоспроекта», которая предложила строить Дворец на Центральной площади, не разрушая Верхний город.

 

ЗА ДВОРЦОМ РЕСПУБЛИКИ МОГЛИ ВОССТАНОВИТЬ КОСТЕЛ

В 1984 году началось проектирование архитектурного комплекса Октябрьской площади. Его осуществляли архитекторы специализированной мастерской № 5 под руководством российского специалиста Михаила Пирогова, который проектировал в том числе станции метро «Плошча Якуба Коласа» и «Акадэмія навук». В его команду также входили архитекторы В. Данилов, Л. Зданевич, Л. Москалевич, В. Новиков, Н. Турлюк, В. Усимов и А. Шабалин.

Что предусматривал план Пирогова? С обеих сторон Республиканского дворца культуры, как первоначально должен был называться Дворец Республики, хотели создать зоны кратковременного отдыха с благоустройством и озеленением этих участков площади.

Здесь же должны были быть пешеходные эспланады. Как писал Пирогов, между зданием Дворца и музеем Великой Отечественной войны планировали установить бассейн с фонтаном, а на подземном уровне – энергоблок комплекса.

Вдоль улиц Энгельса и Интернациональной хотели разместить стоянки для машин. Стоянка экскурсионных автобусов должны была расположиться прямо на площади. Транспортная связь комплекса осуществлялась бы по улице Интернациональной. С этой же улицы предполагалось организовать въезд на подземный уровень.

В 1986 и 1987 годах археологи провели в северо-западной части Октябрьской площади раскопки. На этом месте – углу улиц Интернациональной и Энгельса – до 1950 года размещался костел святого Фомы Аквинского.

Архитекторы Пирогов и Багласов разработали проект музеефикации костела святого Фомы Аквинского: на свободном от застройки участке планировали воссоздать ворота и алтарь храма. Говорили даже о создании подземной экспозиции. Забегая вперед, отметим, что в декабре 1993 года консервацию и музеефикацию памятника поддержали на заседании градостроительного совета при главном архитекторе Минска.

Основанием здания должна была служить развитая платформа-подиум. Михаил Пирогов писал, что «благодаря органичной связи с пластикой площади подиум совместно с колоннадой подчеркивают монументальность Дворца и формируют переходное пространство от самой площади к зданию, от экстерьера к интерьеру. Масштаб элементов подиума является, в свою очередь, переходным от масштаба самого Дворца к застройке Верхнего города».

В решении интерьеров Дворца использовали принцип перетекания пространства. «Поднявшись с площади на подиум к главному входу и войдя в вестибюль, мы сразу ощущаем все многосветное пространство главного фойе, ярко воспринимаем всю конструкцию его объема», – писал Михаил Пирогов.

 

КАК ЛУКАШЕНКО СПАС ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ

Возведение Дворца начали в 1985 году – успели построить только стены. Но вскоре Советский Союз прекратил свое существование – прекратилось и финансирование.

Первую половину 90-х здание было фактически законсервировано. В народе Дворец Республики по аналогии с бетонными стенами Чернобыльской АЭС успели прозвать «саркофагом».

Но заброшенную стойку в самом начале своего президентства эффектно посетил Александр Лукашенко – строительство снова возобновилось 24 июля 1995 года. Правда, смету урезали, поэтому проект музеефикации костела остался нереализованным.

Во время строительства Дворца Республики Октябрьская площадь была обнесена метростроевским забором – в день гибели Виктора Цоя именно на нем появились первые посвященные ему памятные надписи. После открытия Дворца Республики две плиты с надписями перенесли ближе к улице Интернациональной, поставив их около здания 24-й школы (сейчас – Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ). Уже в середине 2000-х «стену памяти» снова переносят – теперь она стоит в сквере на углу улиц Белорусской и Ульяновской, напротив стадиона «Динамо».

После открытия в 2001 году Дворец Республики зажил своей жизнью. Здесь проходили Всебелорусские собрания, встреча лидеров стран СНГ, открытия кинофестиваля «Лістапад», концерты европейских рокеров и российских поп-звезд. Три года, пока Национальный театр оперы и балета находился на реконструкции, балетная труппа показывала свои спектакли на сцене Дворца Республики.

Дворец был отмечен едва ли не всеми официальными наградами. Михаил Пирогов получил Государственную премию в 2004 году как «главный архитектор комплекса объектов Октябрьской площади и руководитель авторского коллектива, автор объемно-планировочной структуры интерьеров Дворца Республики и помещений общественно-культурного центра в зоне подиума». За этой наградой последовали другие.

Дворец был награжден Премией правительства (2006 г.), почетной грамотой Национального собрания (2007 г.), благодарностью президента (2007 г.) и Премией правительства за достижения в области качества. Сегодня Минск уже сложно представить без этого сооружения в самом центре города.

Так выглядел бы костел св. Фомы Аквинского, восстанови его сейчас.


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: 90s.by, Вадим Качан.

Еще по этой теме:
Фотошот: как изнутри выглядела тюрьма на Володарке – вы вряд ли видели эти фото
Фотошот: смотрите, как праздновали свадьбу в обычной городской квартире в 1986 году
Фотошот: как выглядели известные минские здания, когда их только начинали строить
поделиться