«На первую Неделю моды потратили больше 100 тысяч долларов». Как устроена работа на Belarus Fashion Week

«На первую Неделю моды потратили больше 100 тысяч долларов». Как устроена работа на Belarus Fashion Week
Создательница Belarus Fashion Week Янина Гончарова и ее коллеги рассказывают, как за восемь лет изменился проект, как зарабатывает Неделя моды и чем сейчас занимаются ее первые сотрудники.

Создательница Belarus Fashion Week Янина Гончарова и ее коллеги рассказывают, как за восемь лет изменился проект, как зарабатывает Неделя моды и чем сейчас занимаются ее первые сотрудники.

«К BFW я готовилась в Стокгольме, Берлине и Лондоне» 

– На первую Неделю моды мы потратили больше ста тысяч долларов, – рассказывает Янина Гончарова. – Сейчас наш бюджет в три раза меньше. Тогда у нас было два генеральных партнера: Zorka и Zala. Мы могли себе позволить привезти художника-перформансиста Андрея Бартенева, модельера Вячеслава Зайцева, стилиста Влада Лисовца и главных редакторов СМИ о моде.  

За год до того, как запустить свою Неделю моды, Янина изучала опыт других стран. Хотела понять, как устроен проект. Она съездила в Копенгаген, Париж, Стокгольм, Берлин и Лондон. Снимала все на камеру, а потом учила по этим материалам свою команду. 

Тогда в Беларуси не было примера и опыта проведения fashion-марафона: пять дней нужно работать в ритме, при котором каждый час стартует новая режиссерская постановка. Это значит, что нужно правильно поставить свет, звук, вести работу администраторов и фотографов. В первом сезоне BFW было 50 показов.    

У Янины Гончаровой режиссерское образование. В свое время девушка работала моделью и основала в Гомеле центр моды и красоты «Хрустальная нимфа».

– Одна из первых наших поездок была в Берлин, – Янина рассказывает, как ей удавалось получить пригласительные на зарубежные Недели моды. – Мы поехали с Климом Андреевым, тогда еще финансовым директором. В центре Берлина стоял павильон. Подходим к ребятам на ресепшене и объясняем, кто мы и зачем приехали. Они потом подводили к нам менеджера, и мы ему тоже все это объясняли. 

И так было на каждой Неделе моды: мы просили нас пустить, объясняли цели, устанавливали контакты. И нам везло. Даже в очереди перед показом можно было общаться с гостями и налаживать связи: кто-то оказывался байером (закупщиком) или владельцем шоу-рума. 

Похожим образом я установила контакты с итальянским Vogue. В один день просто поехала в Милан, позвонила в офис журнала, и мне открыли дверь. Заранее с ними договориться невозможно, потому что такие издания обычно не отвечают на письма. У меня с собой была распечатанная презентация BFW и фото работ белорусских дизайнеров: Historia Naturalis, Марины Давыдовой. 

Ко мне сразу присоединилась руководительница проекта Vogue Talents Сара Майно, и мы пошли в переговорную. С тех пор к нам каждый год приезжают представители журнала.

«Мы зарабатываем на консалтинге»

Янина и ее команда представляют две организации – «Открытый подиум», которая делает Неделю моды и занимается консалтингом, и общественную некоммерческую организацию «Белорусская палата моды». Она объединяет моду и культурно-социальные проекты. 

– Как зарабатывает «Открытый подиум»? Это ведь не только деньги, которые приносят партнеры BFW.

– BFW – это всего лишь один из проектов, которые мы делаем. Все деньги от партнеров уходят на будущие выпуски Недели моды. Иногда мы даже выплачиваем долги за счет проектов, не связанных с BFW.

Мы зарабатываем на консалтинге: помогаем компаниям сотрудничать с дизайнерами, даем частные консультации. В пуле наших клиентов Mark Formelle, Nelva, Lakbi, Balunova. Теперь у нас есть связи и репутация на международном рынке, а дизайнер, если хочет на него выйти, обращается к нам.

– Что такое «Белорусская палата моды»? Что она дает дизайнерам?

– Это сообщество дизайнеров, стилистов, иллюстраторов, журналистов, которые пишут о моде, – тут около ста человек. Это объединение ярких, креативных людей с разными финансовыми возможностями. Все мы делаем моду нашей страны конкурентоспособной и привлекательной для иностранных коллег.

Иногда оргкомитет BFW берет с собой дизайнеров в поездки на другие недели моды. Я отдаю им свои пригласительные, чтобы они могли оценить опыт коллег и организацию местной недели моды.

Еще важная часть нашей работы – это поддержка молодых дизайнеров. Например, в прошлом году в рамках Fashion Idea Festival мы разыгрывали грант в пять тысяч евро на обучение в Европейском институте дизайна в Милане (IED).

Заявок, в которой дизайнерам нужно было описать свой бренд, пришло всего две. Хотя, казалось бы, классный университет, простые условия подачи.

Пассивность – глобальная проблема, с которой мы сталкиваемся.

Еще мы ездим по учебным заведениям Беларуси, и я лично общаюсь со студентами. В некоторых университетах нам без проблем устраивают встречи, потому что мы знаем преподавателей. Но чаще всего мы решаем все официально: составляем письмо на фирменном бланке, отсылаем его по факсу. Правда, оно может и не дойти до приемной деканата. В общем, простая задача – общение со студентами о возможностях, которые мы им даем, иногда перерастает в целое дело для сотрудника оргкомитета BFW.

У нас был опыт, когда представители Европейского института дизайна приезжали в Минск и хотели походить по вузам с мастер-классом. Мы съездили только в один вуз, потому что остальные отказались принять иностранных коллег без согласования с вышестоящей организацией.

«Никто не застрахован от провала за пределами родины»

– Белорусскому дизайнеру сложно попасть на мировую неделю моды?

– Да, сложно. Например, участие в Миланской неделе моды возможно после того, как дизайнера утвердит группа членов итальянской палаты моды, куда входят Армани, Кавалли, Прада. Им нужно выслать портфолио и резюме. Если дизайнера одобрили, то потом еще нужно прислать документы из госструктур, описать бизнес. И на основе этой информации устанавливается цена за участие в Неделе моды.

На Лондонской неделе моды история участия для новых брендов немного проще, но стоит она 20 тысяч фунтов. Дополнительно нужно обращаться в PR-агентство, которое соберет локальных гостей, – это еще примерно 10 тысяч фунтов. А гости могут и не прийти. Плюс заплатить моделям, фотографам и за видеопродакшн.

Важно отметить, что никто не застрахован от провала за пределами родины. К примеру, на Берлинской неделе моды в полупустой зал выходит итальянский дизайнер. Это недоработка PR-агентства, или дизайнер сэкономил в надежде, что на его показ люди придут сами. Но люди с жаждой бегут только на местных звезд. Поэтому не важно, на какой неделе моды ты делаешь показ, – тебе в первую очередь это должно быть выгодно.

За участие на BFW дизайнеры платят 1,5 тысячи долларов.

Те, кто состоит в палате моды, получают скидки. При этом дизайнерам не надо самим искать фотографов, операторов, в отличие от других недель моды. По словам Янины, BFW дает нашим дизайнерам больше, чем выходит по себестоимости, благодаря партнерам и внутренним силам команды.

«Теперь я работаю на Неделе моды в Нью-Йорке»

ксения ильина

бывшая руководительница пиар-службы

– BFW делает огромную работу, и, несмотря на то что состав команды сменился, она по-прежнему очень сильная, – рассказывает бывшая руководительница пиар-службы Ксения Ильина. – Это большие внутренние затраты на преодоление всех бюрократических моментов. Я благодарна проекту за то, что он дал мне ту базу, на которую мне сейчас просто нанизывать новый опыт.

На BFW Ксения начинала как волонтерка пресс-центра. Потом занималась  международными отношениями, во многом потому что знала несколько языков и изучала PR в инязе.

– Раньше на BFW был конкурс блогеров. Мне нравится наблюдать за выпускниками первых сезонов конкурса, которые сейчас стали замечательными представителями своего дела. Из лучших примеров: победительница первого сезона – стилистка Майя Старовойтова, у которой сейчас своя школа, стилистки Настя Славута и Аня Айвазян, журналист Влад Ковалевский. Это был профессиональный толчок для каждого участника.

В 2014 году Ксения переехала в Нью-Йорк. Там девушка продолжила заниматься модой и организацией ивентов.

– На Нью-Йоркскую неделю моды я попала очень просто: написала письмо организаторам и, как только приехала в Нью-Йорк, стала там работать. Во многом благодаря опыту, который у меня был.

Главное отличие нью-йоркской недели моды от белорусской – это формат организации показов: там другая система работы продакшна и пиара. В Нью-Йорке есть большая компания IMG, которая курирует проект NY Fashion Week: The Shows. И в рамках этой организации есть люди, которые отвечают за сотрудничество со спонсорами, работу с гостями и медиа. Другие отвечают за ивент-менеджмент.

Дальше идет еще одно разделение: каждый дизайнер имеет свою продакшн-компанию (отвечает за организацию и режиссуру показа) и PR-службу, которая занимается спонсорами, медиа и рассадкой гостей. Работы этих двух структур не пересекаются.

Также есть дизайнеры, которые входят в официальное расписание, но предпочитают делать отдельные показы. Чаще всего это крупные бренды, которые не только могут позволить себе очень креативные решения, но и готовы потратить большую сумму на презентацию коллекции.

Один из вариантов зарегистрироваться на Нью-Йоркскую неделю моды – через сайт Fashion GPS, который оценивает твой профайл и распределяет пригласительные билеты. По сути, если ты вовлечен в индустрию, то можешь получить пригласительные бесплатно.

На фото новые участницы команды BFW: Анна Козлова и Дарья Радчикова, кураторки программы Недели моды.

«Каждый партнер всегда получает около ста страниц отчета»

– К сожалению, в представлении многих работа в моде – это красивые платья и бесконечные показы. Люди не понимают, что организатору такого мероприятия нужно присутствовать на монтаже подиума, развозить приглашения и страховать любые участки работы. Да, у нас также бывали моменты, когда мы работали несколько ночей подряд, – это специфика работы организатора, – рассказывает Екатерина Овсейчик, в прошлом исполнительный директор BFW.

В первый год работы на Неделе моды девушка была куратором конкурса молодых дизайнеров New Names BFW, а позже стала исполнительным директором. Ее обязанности с Яниной во многом дублировались. После ухода из проекта Екатерина открыла ивент-агентство.

– Что делал оргкомитет, когда Неделя моды заканчивалась?

екатерина овсейчик

бывший исполнительный директор BFW

– После окончания сезона примерно месяц уходит на закрытие документов с партнерами. Каждый партнер всегда получает около ста страниц отчета: медиасправки, подтверждение каждой публикации, каждого размещения логотипа. После отчетов снова начинается поиск участников и партнеров на новый сезон, потому что у большинства компаний формирование маркетингового бюджета начинается за полгода до мероприятия. 

– Катя, почему ты ушла?

– Я долго мечтала работать в сфере моды и, отработав в ней пять лет, перегорела. К сожалению, у нас очень неблагодарная публика. Я могу судить по опыту Миланской недели моды. Там для фотографов никто не ставит подъемов, подиум подсвечивают только в том месте, где нужно делать фото, нет подъема и для гостей – там все просто (за границей, если дизайнер хочет чего-то особенного, он оплачивает это дополнительно). 

Гости приходят на показ, и они благодарны за возможность его посетить. У нас не дай бог ты забыл поставить урну либо не смог рассадить всех гостей из-за того, что дизайнер раздал больше приглашений, чем есть мест в зале, – в общем, все что угодно – обольют грязью. И это, наверное, мое главное разочарование. 

К оргкомитету всегда было много необоснованных претензий. Одна из них – почему на показах так мало байеров. Однажды мы привезли из Европы около двадцати специалистов по закупкам. Их работа состоит в том, чтобы сделать предзаказ на отшив понравившейся модели в необходимом им количестве с повтором в разных размерных рядах. Оказалось, что наши дизайнеры не могут отшить столько вещей, потому что большинство закупает ткань максимум на две единицы. 

Несмотря на мой уход, мы хорошо общаемся с Яниной, у нас есть совместные проекты. Она иногда приглашает меня помочь на рассадке, потому что я хорошо знаю гостей и могу разрешить некоторые конфликтные ситуации. Рассадка на Неделе моды – это отдельная история. Бывают такие ситуации: просишь девушку в первом ряду сесть плотнее, потому что дизайнер раздал слишком много пригласительных. Она отвечает: «Нет, я не пересяду, у меня платье помнется. Вызывайте охрану».

Белорусская неделя моды пройдет с 7 по 11 ноября в НВЦ «Белэкспо». Всю информацию можно найти здесь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Одежда для мужчин и вечерние платья. Показываем коллекции хедлайнеров BFW
Береты и платья ручной работы. Как были одеты гости BFW
«Ужасно, уберите это от меня!». Минчане оценивают образы с BFW
поделиться