«“Бульбасрачи” были и раньше»: психолог и историк объясняют, что с нами происходит и почему беларусы так часто ругаются друг с другом

«“Бульбасрачи” были и раньше»: психолог и историк объясняют, что с нами происходит и почему беларусы так...
В последнее время в интернете все чаще разгораются споры между беларусами по поводу самых разных национальных вопросов. Эмигрировавшие обвиняют тех, кто остался в Беларуси, в бездействии, а те в ответ называют предателями уехавших. Такие конфликты в сети получили емкое название «бульбасрачи».

В последнее время в интернете все чаще разгораются споры между беларусами по поводу самых разных национальных вопросов. Эмигрировавшие обвиняют тех, кто остался в Беларуси, в бездействии, а те в ответ называют предателями уехавших. Такие конфликты в сети получили емкое название «бульбасрачи».

Решили узнать у психолога и историка, почему это с нами происходит и что это вообще такое.

Почему беларусы, сплотившись в 2020 году, сейчас ругаются друг с другом: «Мы уже были эмоционально заряжены на еще большее сближение»

Ирина Шумская
психолог

– Мне кажется ошибочной мысль о том, что в 2020 году мы все были едины. Важно понимать, что групповое поведение не равно индивидуальный процесс. В групповом поле всегда есть какой-то свой эмоциональный заряд, который в любом случае будет больше, чем сумма его участников.

В одном из американских университетов проводили социальное исследование, во время которого студентов «тусовочного» кампуса спрашивали, как лично они относятся к наркотикам, вечеринкам и алкоголю. Почти каждый из участников опроса сказал, что он на самом деле хотел бы больше времени уделять учебе и здоровью. То есть групповой процесс при этом все равно намного больше, чем индивидуальное желание отдельного человека.

Более того, беларуские протесты 2020 года не случились просто из ниоткуда. Всегда есть что-то, что было до, и что-то, что происходит после. Так и с беларускими акциями, перед которыми вспыхнул ковид.

Период пандемии можно назвать массовой истерией: было непонятно, что это за болезнь и чего от нее ожидать. Если от политики можно отстраниться, то, когда возникает ситуация, которая ставит под угрозу вашу жизнь и ваших близких, наоборот, очень сложно не вовлекаться в массовые процессы.

Примерно тогда беларусы начали объединяться: люди поняли, что помощи ждать неоткуда, появилось много волонтеров. Это дало возможность раскрыться всему лучшему, что есть в нас.

А потом на это эмоциональное поле, подготовленное ковидом, в 2020 году пришли лидеры мнений, которые забросили очень классные идеи, тоже связанные с чувствами. Поэтому нельзя сказать, что 2020-й объединил нас с нуля: мы как народ уже были к этому моменту эмоционально заряжены на еще большее сближение.

Как возникает конфликт между эмигрировавшими беларусами и теми, кто остался в стране: «Более простой способ успокоить себя – начать обвинять»

– Очень редко такие жизненно важные решения однозначные. Чаще всего человек, который уехал, скучает по дому. Он понимает, что он что-то потерял. Он вкладывает много сил, чтобы адаптироваться на новом месте. У него иногда могут опускаться руки и возникать мысли о том, что, например, в Беларуси он мог бы вылечить зубы дешевле, чем в Польше.

При этом человек может быть не до конца честен с собой или не полностью осознан в подобных вопросах. Тогда ему нужно найти точку опоры и доказать самому себе, что он на самом деле сделал правильное решение, несмотря на возникающие у него чувства. Более простой способ успокоить себя в этих вопросах – начать обвинять людей, оставшихся в Беларуси, что они неправы, нападать на них и кричать, как неправильно оставаться внутри и как там все плохо.

Такая же ситуация происходит и с теми, кто остался. Им тоже тяжело, ведь непросто постоянно жить в страхе, прислушиваться к шагам на лестнице и подозревать всех вокруг в предательстве. И, может быть, такому человеку тоже хотелось бы уехать за границу, но есть какие-то причины, по которым он не смог это сделать. Чтобы сохранить свой позитивный образ, выгоднее сказать, что ты патриот, чем признать факторы, влияющие на твой выбор.

«Одна из причин споров (или “бульбасрача”) из-за разных взглядов на одни и те же вещи – определенная когнитивная ошибка»

– Проще всего это объяснить на личном примере. Например, я, Ирина, имею определенные взгляды и принципы. Это означает, что, скорее всего, я буду расположена к тем людям, которые имеют похожие ценности. Подбирать друзей и приятелей в свой круг общения я буду тоже среди тех, кто думает примерно так же, как и я. Это бессознательный процесс.

В какой-то момент вокруг меня образуется общество, которое состоит из людей с примерно одинаковыми идеями. Тогда я начинаю думать, что, раз мои мысли разделяют, это и есть истина.

Но однажды в моем пространстве появляется человек с отличным от моего мнением. Конечно же, с ощущением собственной правоты и только из лучших побуждений я начинаю доказывать ему, что он ошибается, при этом забывая, что у него тоже сформировано свое инфополе и компания: в его среде он будет прав, а не я.

Почему споры в основном происходят в интернете: «Там можно раскидывать свои эмоции и с ними же вести перепалку»

– Пространство интернета одновременно и хорошо, и плохо тем, что оно обезличенное. Я агрессирую там не на конкретного человека, а на некий образ.

Часто, когда внутри нас появляется много эмоций и переживаний, начинает действовать так называемая проекция. Работает она так: меня что-то очень сильно беспокоит, но разобраться с этим я не могу, присвоить себе это чувство – тоже. В таком случае мне нужен своего рода «экран», на который я буду проецировать свои переживания и мысли и вступать с ним в различные взаимоотношения.

В реальной жизни перенести свои сомнения и негатив на собеседника сложнее. А в Сети – сплошные «экраны»; там можно раскидывать свои эмоции и с ними же вести перепалку, вымещая внутреннюю энергию.

В терапии такое поведение обычно лечится тем, что психолог возвращает эту проекцию и говорит пациенту: «А может быть, это все про тебя?» И на самом деле самый здоровый способ справиться с таким конфликтом – понять, что агрессивная или другая болезненная реакция на ситуацию – это история обо мне; что это я сам разочаровался в чем-то, что это мне больно, что это я пытаюсь справиться со своими печалями и трудностями.

А вот что по поводу «бульбасрачей» говорит историк: «Першае, што згадваецца, – сітуацыя вакол урада БНР у 1910–1920-я гады»

Александр Пашкевич
кандидат исторических наук, экс-редактор журнала «Наша гісторыя» 

– Цяперашнія даволі парожнія сваркі ў нашых асяродках – гэта не нешта ўнікальнае і не нешта спецыфічна беларускае. Падобная з’ява заўсёды і ўсюды ўзнікае, калі людзі, маючы сваё бачанне, як трэба вырашаць важныя для грамадства праблемы, аб’ектыўна не маюць магчымасці спрабаваць рэалізоўваць свае ідэі на практыцы. Таму значная частка іх нерастрачанай энергіі сыходзіць у даволі пустое і неканструктыўнае высвятленне адносін паміж сабой.

Каб знайсці гэтаму аналогіі ў нашай нядаўняй гісторыі, асабліва глыбока капаць не трэба. Першае, што згадваецца, – сітуацыя ў асяродках, аб’яднаных вакол урада БНР у 1910–1920-я гады. Асабліва ярка гэта праступіла пасля таго, як стала відавочным, што пытанне стварэння незалежнай беларускай дзяржавы на неакрэслены час здымаецца з парадку дня, бо сітуацыя ў свеце пасля ўсіх войнаў і рэвалюцый канчаткова стабілізавалася.

Эміграцыйны ўрад БНР з рэзідэнцыяй у літоўскім Коўне аказаўся тады ў падвешаным стане. Літоўцы як бы былі і не супраць далей крыху падтрымліваць культурную беларускую справу, але не ў форме ўрада. Вядомыя беларускія дзеячы Вацлаў Ластоўскі і Клаўдзій Дуж-Душэўскі былі згодныя на новы фармат адносін, іншыя дзеячы на чале з кіраўніком урада БНР Аляксандрам Цвікевічам – не. Паміж рознымі групамі пастаянна ўзнікалі спрэчкі і канфлікты, якія выплёскваліся і ўцягвалі ў свой вір беларускія асяродкі і ў іншых краінах, у тым ліку ў Польшчы, куды ў міжваенны час уваходзіла Заходняя Беларусь.

З адлегласці часу інакш як «мышыная валтузня» гэта сёння не ўспрымаецца. Асабліва калі ведаеш, што многія з тых дзеячаў, якія трацілі на гэтыя ўзаемныя разборкі шмат энергіі і часу, увогуле маглі рабіць (ды і рабілі) у беларускую справу значныя ўнёскі. У наступныя гады міру ды гармоніі ў гэтых асяродках не было. А ўзаемныя закіды і персанальныя характарыстыкі беларускімі дзеячамі адзін аднаго ў тагачаснай публіцыстыцы ці прыватным ліставанні, бывае, чытаць проста прыкра і няёмка – настолькі шмат там відавочна несправядлівых, надуманых, а часам і проста хамскіх закідаў.

Суцэльна канфліктным было беларускае жыццё і ў міжваеннай польскай дзяржаве, куды ўваходзіла тэрыторыя Заходняй Беларусі

– Пачыналася там усё якраз з максімальна магчымага адзінства ўсіх палітычных сіл на парламенцкіх выбарах у 1922 годзе. Тады, дзеля агульнай мэты былі адкладзены ўбок усе супярэчнасці. Усе асноўныя дзеячы і кірункі аб’ядналіся ў адзіны блок і згодна працавалі на вынік (практычна як у Беларусі ў 2020 годзе).

Дастаткова дэмакратычныя ўмовы правядзення той кампаніі давалі адчуванне, што гэта адзінства можа даць канкрэтны вынік тут і цяпер. Існавала вера, што праз парламенцкае прадстаўніцтва будзе магчыма вырашаць розныя нацыянальныя праблемы, а знешнія чыннікі пад гэта адзінства надта не капалі.

Як аказалася, гэта быў толькі адзін эпізод, бо наступныя гады ўжо адзначаліся няспынным унутраным змаганнем у заходнебеларускіх асяродках. Пры гэтым падставай для вечных канфліктаў былі не толькі прынцыповыя палітычныя моманты, але і нейкія чыста асабістыя «цёркі».

Перыяд пасля Другой сусветнай вайны – падзел беларусаў на «бэнээраўцаў» і «бэцээраўцаў»

– Урэшце, добра вядомая сітуацыя, якая склалася ў беларускай эміграцыі ў Вольным свеце пасля Другой сусветнай вайны. Тады беларускія актывісты падзяліліся на «бэнээраўцаў» і «бэцээраўцаў» (былі і іншыя падзелы, але гэта самы асноўны і вядомы).

Адны лічылі сваім аб’яднаўчым легітымным цэнтрам Раду БНР, другія – створаную на ІІ Усебеларускім кангрэсе 1944 года Беларускую цэнтральную раду (БЦР) на чале з Радаславам Астроўскім. Таксама тут дзесяцігоддзямі існавала моцная ўзаемная варожасць, у тым ліку і з публічнымі пікіроўкамі ды абвінавачваннямі. Натуральна, гэта не ішло на карысць агульнай беларускай справе, асабліва ўлічваючы і без таго абмежаваныя магчымасці беларускай эміграцыі.

«Нічога прынцыпова новага ў цяперашняй сітуацыі няма»

– Толькі ў ранейшыя перыяды беларускай гісторыі гэтыя разборкі, здаецца, не выходзілі на ўзровень спрэчак паміж тымі, хто з’ехаў, і тымі, хто застаўся. Але тлумачыцца гэта вельмі проста: тады не было тэхнічных сродкаў для хуткай узаемнай камунікацыі.

Супольнасці былі адрэзаны адна ад іншай не толькі дзяржаўнымі межамі, але і «жалезнай заслонай». А ўсе спрэчкі хутка глухнуць, калі апанент не можа табе адказаць, прынамсі хутка. Цяпер жа ёсць інтэрнэт, сацсеткі, таму абмен з’едлівымі ўколамі-абвінавачваннямі можа весціся ў анлайн-рэжыме з паўнавартасным удзелам абодвух бакоў. Вынік чаго мы можам назіраць на практыцы.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Pexels.com

#Беларусь
поделиться