«Ну, как там у вас в Минске? Всё советское?» В Вильнюсе прошла огромная арт-ярмарка, и вот что там выставляли белорусы
CityDog.io
09.06.2019

«Ну, как там у вас в Минске? Всё советское?» В Вильнюсе прошла огромная арт-ярмарка, и вот что там выставляли белорусы

«Ну, как там у вас в Минске? Всё советское?» В Вильнюсе прошла огромная арт-ярмарка, и вот что там выста...
  ARTVILNIUS – самая крупная в Балтийском регионе ярмарка современного искусства. Арт-менеджер Анна Карпенко побывала на десятой, юбилейной ярмарке. И делится впечатлениями.ARTVILNIUS – самая крупная в Балтийском регионе ярмарка современного искусства. Куратор Анна Карпенко побывала на десятой, юбилейной, ярмарке. И делится впечатлениями.

  ARTVILNIUS – самая крупная в Балтийском регионе ярмарка современного искусства. Арт-менеджер Анна Карпенко побывала на десятой, юбилейной ярмарке. И делится впечатлениями.ARTVILNIUS – самая крупная в Балтийском регионе ярмарка современного искусства. Куратор Анна Карпенко побывала на десятой, юбилейной, ярмарке. И делится впечатлениями.

Ярмарка проходит каждый год в выставочном центре Litexpo в Вильнюсе. Организатор ярмарки – Ассоциация художественных галерей Литвы. В этом году ARTVILNIUS проходила с 30 мая по 2 июня и собрала 300 художников из 20 стран мира, 65 галерей и более 25 000 посетителей.

Лучшие художники, лучшие галереи

В 70-х годах прошлого века арт-ярмарок в мире было всего три: в Кельне, Базеле и Брюсселе. К 2005 году их число выросло до 68 в мире, а сегодня мест, где искусство выставляется, продается и покупается, более 220. Среди них есть престижные и не очень, дорогостоящие для участия и посильные. Тысячи галерей из года в год участвуют в арт-ярмарках с, пожалуй, одной целью: оставаться видимыми для системы, в которой об искусстве говорят, пишут, которое покупают, продают и о котором снова говорят.

Ежегодно в рамках ARTVILNIUS жюри, состоящее из арт-критиков, меценатов, коллекционеров, выбирает победителей в 5 номинациях: лучший художник/художница, лучший молодой художник/художница, лучшая инсталляция, лучшая галерея и лучшая иностранная галерея. В 2011 и 2016 годах эти награды получала и белорусская галерея «Ў». В этом году жюри остановило свой выбор сразу на 7 галереях, которым был присвоен статус The Best.

Совпадение или нет, но среди победителей оказались сразу 3 галереи из Франции – страны-гостьи ARTVILNIUS’19: Bubenberg, Galerie Eric Mouchet и Galerie Thomas Bernard.

Лучшими художниками арт-смотра тоже стали французы – дуэт Emilie Brout & Maxime Marion, представленный парижской галереей 22,48 м2.

Эта галерея оказалась примечательна не только привлекающей взгляд экспозицией, в которой центральное место занимала черырехметровая инсталляция из камуфляжных жакетов, но и своими владельцами. Они охотно делились секретами выживания в арт-мире, где продавать диджитал-арт, с одной стороны, гораздо сложнее, чем понятное искусство для украшения стен, а с другой – «красивого искусства» сегодня столько же, сколько футболок H&M, выпускающихся миллиардными тиражами.

In Art We Trust

С 2013 года арт-ярмарку поддерживает крупнейшая в Литве группа компаний Lewben Group, предоставляющая услуги по управлению частными состояниями и имеющая прямой интерес к сфере коллекционирования предметов искусства. Фонд Lewben Art Foundation и Lithuanian Expatriate Art Foundation обладают не только внушительной коллекцией современного мирового искусства, но и занимаются возвращением предметов литовского искусства из различных стран обратно в Литву.

Кроме того, ежегодно в рамках ARTVILNIUS Lewben Art Foundation представляет собственную экспозицию, сфокусированную на той или иной теме. В этом году кураторы павильона Франческа Феррарини, Сигита Маслаускаите и Виргиниус Кинчинайтис предложили зрителям экскурс в историю религиозных образов со времен Ренессанса до наших дней, назвав экспозицию In Art We Trust. Перемещаясь по темному павильону среди выстроенных из пластика высоких стен, невольно ловишь себя на мысли, как органично в современном мире искусство, заменившее Бога в известной формуле In God We Trust, встроено в систему продажи и потребления.

Красота и разбитые смартфоны

К сожалению, не замеченным ни прессой, ни профессиональным жюри оказался павильон одной из старейших и ярких галеристок Парижа Сюзанн Тарасьев. Одноименная галерея Suzanna Tarasieve представляла сразу 6 художников: работы российской Recycling Group (участников 56-й Венецианской биеннале), а также серию фотографий Бориса Михайлова, с которым Сюзанн связывает многолетняя дружба.

Среди почти 300 художников и художниц, представленных на ARTVILNIUS, традиционных медиумов (живописи, рисунка, гравюры, скульптуры) было несравненно больше, чем новых технологий. Зритель, ежегодно покупающий билет за 10,9 евро, приходит за красотой, а не за разбитыми смартфонами, как в инсталляции Emilie Brout & Maxime Marion. Примечательно, что приз зрительских симпатий достался литовской галерее Dusetu Dailes Galerija, павильон которой состоял из красиво расставленных объектов из цветного стекла.

Свои награды как лучшие галереи ARTVILNIUS получили уже почти традиционно галереи Литвы, Латвии и Эстонии. Среди них хочется особенно отметить галерею Kogo Gallery из Тарту, представляющую трех молодых художниц, а также галерею TITANIKAS Вильнюсской академии искусств. Художница Академии Laura Sabalauskaite получила награду как лучшая молодая художница ARTVILNIUS за видеоарт и инсталляцию «Без места», посвященную скрытым механизмам насилия и жертвенности в современном цифровом мире.

«Ну, как там у вас в Минске? Всё еще очень советское?»

Беларусь в этом году была представлена единственной галереей – XO-Gallery, известной многим по имени своего владельца, бизнесмена Олега Хусаенова. Кураторы коллекции Ирина Кондратенко и София Садовская выбрали для экспонирования работы Наталии Залозной и Захара Кудина, разделив их между собой двумя плоскостями. Инсталляции, выполненные на самолетном аллюминии и покрытые маслом, которые Кудин называет нейроартом, висели на стенах павильона, в то время как живопись Наталии Залозной из серии Souvenir, отсылающей к популярным в советское время небольшим скульптурам из фарфора, были разложены горизонтально на специально созданных для этого конструкциях.

Несмотря на отдаленное расположение, стенд белорусской галереи вызвал интерес. К нему подходили и русскоговорящие представители литовского бизнеса, с порога интересующиеся прайс-листом, и слегка застывшие в вечном переживании советского прошлого частные лица, с сочувствием задававшие вопрос: «Ну, как там у вас в Минске? Все еще очень советское?» Хотелось ответить: «Да все такое же, как у вас, просто вместо Maxima написано “Корона”».

В целом нынешний ARTVILNIUS производит впечатление скорее маркета, чем арт-ярмарки. Все очень разные, все очень стремятся что-то продать, сделав это быстро и без особого энтузиазма. Все, разве что кроме неутомимого владельца вильнюсской галереи Menu Tiltas, которого встречаешь на ARTVILNIUS из года в год. Он арендует самые большие площади, чтобы продемонстрировать максимум того, что есть в коллекции галереи.

Эдвидас Жукас с 11:00 до 21:00 готов был без перерыва рассказывать практически каждому посетителю своего стенда и про коллекцию отца (Владаса Жукаса, крупнейшего коллекционера литовского искусства еще с советских времен), и про пастозную живопись французского художника Gerard Stricher, которого представляет в Литве Жукас, и про голодающих, но отказывающихся продавать свои картины художников из Биарицца… И множество других историй: к третьему дню работы ARTVILNIUS они сливаются в одну большую историю ярмарочного искусства, которое должно радовать своего покупателя и как минимум окупать затраты на бензин и входной билет. К слову, в первый же день работы Эдвидас Жукас умудрился продать одну скульптуру, к которой позже добавилось минимум две картины.

 

Текст: Анна Карпенко. Фото: Виктория Харитонова. Автор благодарит XO-Gallery за предоставленные визуальные материалы.