Кажется, это сенсация: архивисты установили, где и когда точно под Минском родился предок Эми Уайнхаус (документы)
CityDog.io
2
19.06.2019

Кажется, это сенсация: архивисты установили, где и когда точно под Минском родился предок Эми Уайнхаус (документы)

Кажется, это сенсация: архивисты установили, где и когда точно под Минском родился предок Эми Уайнхаус (...
15 июня в галерее Савицкого открылась выставка «Эми Уайнхаус: семейный портрет». Впервые за 130 лет семья Уайнхаусов – точнее, родной брат Эми с семьей – вернулись в родной Минск. Именно отсюда, по семейной легенде, в конце ХIХ века уехал прапрадедушка певицы Харрис.

15 июня в галерее Савицкого открылась выставка «Эми Уайнхаус: семейный портрет». Впервые за 130 лет семья Уайнхаусов – точнее, родной брат Эми с семьей – вернулись в родной Минск. Именно отсюда, по семейной легенде, в конце ХIХ века уехал прапрадедушка певицы Харрис.

Легенда гласит: «Уайнхаусы пришли в Лондон из Минска»

Итак, легенда гласит, что прапрадед Эми Харрис, а за ним и его сын Бенджамин Уайнхаус уехали из Минска и спустя какое-то время очутились в Лондоне. Хотя до этого планировали попасть в США, но что-то пошло не так.

Свое минское происхождение Уайнхаусы никогда не забывали. Но время есть время: может быть, кто-то ошибся? Вместе с ведущим архивистом Национального исторического архива Беларуси Игорем Жиляевым мы проверили легенду о минских корнях Эми Уайнхаус.

На самом деле это могло быть и ошибкой

То, что в иммиграционных документах семьи Уайнхаус местом их отбытия был указан Минск, еще ни о чем не говорит. В таких документах под названием города обычно имелось в виду название губернии, реже – уезда. Так произошло и в нашем случае.

В Минске конца XIX века жителей с фамилией Уайнхаус (или созвучной) не нашлось. Тут проживало довольно много мещан-евреев Вейгаузов, но среди них не было никого с нужными именами.

Тогда в центре нашего внимания оказались «призывные списки» и т.н. «ревизские сказки». И о чудо! В призывном списке мещан-евреев Раковского мещанского общества за 1909 год попадается некто под именем «Бенямин Вайнгауз»! У него указана даже точная дата рождения – 21 июля (2 августа по новому стилю) 1888 г.

 

 

 


 

Призывные списки 2-го участка Минского уезда. Евреи Раковского мещанского общества. 1909 г.

Погодите, а что такое призывные списки?

В 1874 году, после окончания военной реформы Александра II, в Российской империи был закреплен принцип всеобщей воинской повинности. Рекрутские сборы, от которых более всего страдали крестьянские и еврейские семьи, были заменены всеобщей армейской службой. Срок службы был значительно сокращен.

Вместе с тем значительное количество призывников (примерно 70-80%) по тем или иным причинам (отсрочка по учебе, слабость здоровья, банально не могли разыскать или даже переизбыток людей на конкретном участке) записывались ратниками ополчения и не попадали на службу в мирное время.

Каждый год городские управы и волостные правления вели так называемые призывные списки, в которые попадали все юноши призывного возраста (от 20 до 28 лет). То есть если призывной список составлялся, например, в 1905 году, то в таком случае туда записывали всех молодых людей, рожденных начиная с 1877 года.

Причем список составлялся по приписке каждого отдельного человека. Что это означает? Допустим, определенный кандидат имеет социальный статус «мещанин Ивенецкого общества Минского уезда», но живет и работает не в Ивенце, а в Гомеле, например. В этом случае ответственные государственные органы по Минскому уезду будут все равно оформлять этого гражданина в своих списках и одновременно делать запрос в Гомель о розыске.

Примерно такая история случилась и с нашим Беньямином Вайнгаузом. 20 лет ему исполнилось в 1908 году – соответственно, он уже попадал в призывные списки по Минскому уезду на 1909 год.

Итак, когда и где ТОЧНО родился прадед Эми Уайнхаус?

Беньямин Овсеевич Вайнгауз родился 21 июля 1888 года, и последнее место проживания – местечко Острошицкий городок Минского уезда Минской губернии, социальный статус – раковский мещанин.

 

Бенджамин Уайнхаус за работой в своем барбершопе в Лондоне.

 

Имя и отчество отца – Овсей Бениаминов, а также его возраст (45 лет), имя и возраст матери (Сора-Груня, 49 лет). Возраст указывался на момент составления списка: то есть Овсей родился в 1863 году, а мать – в 1859 году.

Помимо всего прочего, стоит отметка о неявке на освидетельствование, однако в этом нет ничего удивительного – к моменту составления списка семья Вайнгаузов уже давным-давно находилась в эмиграции.

Но есть еще и «ревизские сказки»

Ревизские сказки, возможно, являются одним из важнейших документов налогового и призывного учета 18-го – первой половины 19-го веков. Цель их составления – подсчитать точное количество населения, проживающего на территории Российской империи, для более грамотной фискальной и рекрутской политики в тех или иных губерниях.

Основных ревизий на территории современной Беларуси было шесть: в 1795, 1811, 1816, 1834, 1850 и 1858 годах.

 

Ревизская сказка мещан-евреев местечка Раков Минского уезда. 1834 год.

 

Ревизская сказка мещан-евреев местечка Раков Минского уезда. 1850 год.
 

Ревизская сказка мещан-евреев местечка Раков Минского уезда. 1858 год.

 

Важное уточнение про наличие в «сказке» фамилии, поскольку разные слои населения на разных территориях получали фамилии отдельно ото всех. Например, у евреев фамилии начали массово появляться в начале 19-го века. На востоке и в центре современной Витебской области, практически во всей Могилевской области фамилии у крестьян получают наибольшее распространение в начале 20-го столетия.

У Бобруйского, Рогачевского, Жлобинского районов примерная датировка – 1880–1890-е годы, за редким исключением. Именно поэтому к материалам ревизских сказок на этих территориях стоит относиться крайне внимательно, дабы не перепутать носителей одинаковых имен и отчеств.

И еще одно важное уточнение, которое касается еврейских ревизских сказок. Их отличие заключается в том, что они представляют собой определенного рода перепись представителей того или иного еврейского общества – своего рода сбора налогоплательщиков. Именно поэтому мы можем легко и просто найти предков Вайнгаузов в ревизских сказках Раковского мещанского еврейского общества за 1834, 1850 и 1858 годы, проследить их состав семьи.

Однако это абсолютно не означает, что эта семья жила в тот момент в местечке Раков Минского уезда Минской губернии. Они совершенно спокойно могли платить налоги для раковского общества, получать там же текущие документы и в целом отмечаться, но жить где угодно в рамках черты оседлости.

Впрочем, вероятнее всего, на момент 1834 года Вайнгаузы действительно проживали в Ракове. Но поскольку дальше уже появляется отметка «в бегах» (что не означает, будто бы человек взял и просто куда-то сбежал от суда, например, а, вероятнее всего, просто отправился на заработки), то тут, вероятнее всего, семья уже сменила место своего жительства, но налоги платила по старому месту приписки.

Это облегчает генеалогический поиск, но одновременно усложняет поиск географической точки, в которой в тот или иной момент находились искомые.

А вот здесь найдете статью про белорусские корни Эми Уайнхаус.

ВАЖНО: выставка «Эми Уайнхаус: Семейный портрет» проходит в художественной галерее Михаила Савицкого (пл. Свободы, 15) с 15 июня по 31 августа. Галерея работает со среды по воскресенье с 11:00 до 18:30. Билет стоит 10 руб.
Организаторы: Центр белорусско-еврейского культурного наследия, Гёте-Институт, Британское Посольство.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Национальный исторический архив Беларуси, архив семьи Уайнхауз.