Финский художник построил в Минске «Храм человеческих страданий». И еще 5 удивительных фактов, о которых вы точно не знали

Финский художник построил в Минске «Храм человеческих страданий». И еще 5 удивительных фактов, о которых...
Минск по фактам не разбирал только ленивый. Теперь многие знают, что в городе жил убийца президента США и что здесь родился основатель премии «Оскар». Да и мы сами собрали более 30 фактов-цифр про столицу к ее 950-летию. Но есть еще много фактов о городе, которые минчане вряд ли знают. Так считают местные историки, экскурсоводы и краеведы.

Минск по фактам не разбирал только ленивый. Теперь многие знают, что в городе жил убийца президента США и что здесь родился основатель премии «Оскар». Да и мы сами собрали более 30 фактов-цифр про столицу к ее 950-летию. Но есть еще много фактов о городе, которые минчане вряд ли знают. Так считают местные историки, экскурсоводы и краеведы.

Название пивзавода «Оливария» связано с Ноевым ковчегом

Все мы знаем, слышали или читали про библейский миф о Ноевом ковчеге. Но напомним еще раз, чем все закончилось. Ной, спасавшийся от всемирного потопа в ковчеге, сначала отправил на разведку ворона, который вернулся ни с чем, а потом голубку. С первой вылазки она прилетела тоже ни с чем, а вот со второй – с оливковой веткой в клюве. Так Ной узнал, что потоп закончился и можно плыть к берегу. А олива с тех пор считается добрым знаком, символом надежды и мира.

Возможно, в 1994 году кто-то вспомнил этот миф, или возвращенный пивзаводу дореволюционный торговый знак – орел, несущий бочку, – навеял ассоциацию с голубкой, несущей в клюве оливковую ветвь. Но «Пивзавод Беларусь» тогда был преобразован в ОАО и получил новое название – «Оливария». Изменено она было только в мае этого года на ОАО «Пивоваренная компания Аливария». Вот так Ноев ковчег помог заводу, построенному Гуттен-Чапским, стать известным во всем мире.

Смотрите, что у нас есть: Трудоголик, антисемит, коррупционер? Слухи и факты о «лучшем мэре» Минска, которые все настойчиво скрывают

В ХХ веке в Минске построили «Храм человеческих страданий»

Полгода на идею и реализацию, 200 человек, помогающих в строительстве почти 18-метрового сооружения. В центре – гигантская скульптура «Голиаф» и «Вооруженный титан мира» из дерева со световой панелью на спине, по которой можно узнать судьбы великих мучеников. На стенах – изображения зверских способов пыток от древности до 1930-х годов. Таким получился «Павильон истории страданий человечества» знаменитого финского художника прошлого века Алексантери Ахола-Вало.

Этот фантастический арт-объект он создал для первой Всебелорусской сельскохозяйственной выставки, которую в Минске открыли 10 августа 1930 года. Сооружение, официально называемое павильоном МОПРа, располагалось между современной улицей Академической и площадью Калинина. Но популярным оно стало как «Храм человеческих страданий». И, если бы его не разрушили немцы в 1941 году, оставалось бы таким до сих пор.

Что касается художника, то в Беларусь он попал в 1919 году. Сначала учился в Витебском художественном училище, а затем перевелся в столицу. Здесь работал в Инбелкульте, учил язык, делал иллюстрации к произведениям белорусских писателей. Именно в Минске состоялась персональная выставка Алексантери Ахола-Вало. Правда, из города он уехал злым и обиженным. За «Храм человеческих страданий» он мало того что не получил обещанный гонорар, так еще и был обвинен в краже строительных материалов.

Выбросив мизерное вознаграждение за работу, переданное чиновниками, в окно поезда, художник вместе с семьей уехал в Москву. Больше в Беларусь Алексантери Ахола-Вало не возвращался.

Личный фотограф Ленина родился и начинал профессиональную деятельность в Минске

Семья Наппельбаумов жила под нынешним железнодорожным мостом над улицей Московской. До 14 лет Моисей нигде не учился, но его мать решила, что парню нужна профессия – и привела его в ателье успешного минского фотографа Викентия Баретти. Проработал юноша там три года, а затем бросил и уехал набираться опыта и знаний за границу. Вернувшись из Америки, открыл свое фотоателье в доме напротив здания МВД на нынешнем проспекте Независимости. А в 1912 году Моисей уезжает из Минска.

Минчанин Наппельбаум снимал не только вождя революции Ленина. В 1918 году он стал кремлевским фотографом, и его портфолио пополнилось карточками всего руководства СССР от Сталина и Свердлова до Дзержинского и делегатов всевозможных съездов.

Кроме того, Моисей Соломонович делал портреты знаменитых артистов, художников, ученых и практически всех поэтов Серебряного века. Большую известность принес ему посмертный снимок Сергея Есенина. Моисей Наппельбаум – единственный, кто был в ленинградской гостинице «Англетер» после самоубийства (или убийства?) поэта.

В 1920-е годы на территории города появился заповедник

На самом деле, существовал он с середины XVI века – речь идет о Комаровском болоте, которое впервые упоминалось в письменных источниках в 1552 году. Находилось это огромное, непроходимое низинное место в 218 гектаров на территории между нынешними площадями Якуба Коласа и Бангалор. А Комаровским называлось потому, что основными его жителями были комары.

В 1911 году Минский губернский комитет по делам земского хозяйства добился разрешения на создание там Минской опытной болотной станции. Занималась она проблемами осушения и использования торфяно-болотистых почв для сельскохозяйственного растениеводства. И даже обзавелась собственным журналом на нескольких языках – «Болотоведение», – который печатала в Москве.


 

С начала Первой мировой войны и до 1922 года станция не работала. А когда возобновила деятельность, стала заниматься проблемами садоводства на торфяниках. Для этого создали питомник профессора Высоцкого. Собственно, тогда Комаровское болото и объявили заповедником. А осталась от него только березовая аллея.

В 1925 году началось осушение болота и его застройка. Постепенно на его месте и месте болотной опытной станции появился парк Дружбы народов. Хотя изначально предполагалось, что там будет или спортивный комплекс, или филиал Ботанического сада Академии наук.

В прошлом веке по Минску гуляла странная босоногая женщина

Мещанка Матрена Морозкина была известной личностью в городе в начале прошлого века. Она называла себя последовательницей попа-фанатика Иоанна Кронштадтского. Проповедовала в Минске и в окрестных деревнях богоугодный и трезвый образ жизни, продавала церковные аксессуары, собирала паломников и водила их по святым местам. За счет этого, собственно, и жила в доме на Подгорной. Но знаменитостью она стала по другой причине.

Свою славу Матрена заработала тем, что круглый год ходила без обуви, якобы по приказу Кронштадтского. За это ее и прозвали в народе «Босоножка». Сложно сказать, хотела ли она просто привлечь к себе внимание или преследовала другие цели. Вот только к 1907 году «святая» накопила денег, обулась и вышла замуж.

Самое интересное, что в одно время с минской Матреной жила петербургская старица Матронушка-Босоножка. Без обуви она проходила 33 года – с похорон мужа и до самой смерти. А на сегодняшний день Матрону-Босоножку, которая помогла тысячам людей, хотят канонизировать.

В городе есть здание, стоимость которого – один патефон

Это Центральный дом офицеров. Закладка первого камня состоялась в 1934 году с участием нескольких тысяч минчан и военных. А уже через два года его открыли. Для довоенного Минска здание тогдашнего Дома Красной армии, придуманного архитектором Иосифом Лангбардом, считалось уникальным.

Первый в Союзе плавательный бассейн, шахматная комната, спортивный зал, библиотека с читальным залом. Восемь этажей, сто комнат и залов площадью как три футбольных поля, лучшая по оборудованию сцена в республике. Проект Лангбарда очень понравился военному руководству страны. Правда, награду за него архитектор получил скромную – один патефон. Но значимости прибавляло то, что его вручал лично маршал Советского Союза Семен Тимошенко.

Благодарим за помощь в подготовке материала:

Историка и главного архивиста Национального исторического архива Владимира Денисова, экскурсовода Павла Дюсекова, краеведа Павла Ростовцева, историка и литератора Антона Рудака, экскурсовода Романа Абрамчука, краеведа Вадима Зеленкова, знатока истории Минска Ивана Сацукевича и историка Захара Шибеко.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Еще по этой теме:
Обалдеть, это точно Минск?! Фотограф сравнил, как улицы, дворы и здания столицы изменились за 30 лет
«Кажется, в моей семье был инцест». Минчане показывают семейные фото, которые редко у кого увидишь
«Наш папа уже не вернется, его сожгли». Каково это – потерять всю семью и даже собственного сына
поделиться