Выставки

A posteriori: от объекта к плакату, или Фото без шопа

27 марта 2013 - 26 апреля 2013

Белорусский союз дизайнеров

Минск, ул. Брилевская, 14

Справки: тут.

Вход: свободный.

A posteriori: от объекта к плакату, или Фото без шопа

Выставка белорусских «постановочных» плакатов «A posteriori: от объекта к плакату, или Фото без шопа»: Белорусский союз дизайнеров покажет плакаты из своей коллекции, большинство из которых будут представлены вместе с изображёнными на них реальными объектами.

«Постановочный» плакат является одной из характерных особенностей белорусского плакатного искусства, альтернативной традиционному, распространенному во всём мире рисованному постеру. Для создания таких плакатов авторы изготавливают в материале оригинальные, неожиданные объекты или делают инсталляции, чтобы иметь возможность их сфотографировать и использовать изображение на плакате.

Белорусский «постановочный» плакат родом из «до-фотошопных» времён. Так, большинство плакатов, представленных на выставке, создавались в конце 80-х - 90-е годы прошлого века. В те времена «смастерить-сфотографировать» было самым оперативным и доступным способом создания плаката. Хотя бывало и наоборот: например, для известного плаката «Перестройка» Владимиру Цеслеру – одному из основателей «постановочного» направления в белорусском плакате - пришлось выкрасить в яркие цвета целый танк. 

Для «постановочного» плаката автор выбирает простой предмет и, сохраняя его узнаваемость,  изготавливает из него модифицированный объект, лишённый нейтральности предмета, вызывающий улыбку или, напротив, отталкивающий, как чёрная алюминиевая свеча на плакате Руслана Найдена «Сhernobyl». Делая объект, автор усиливает типичнейшие качества привычного предмета, добавляет ему новое свойство или помещает в неестественные обстоятельства, и тем самым выходит за пределы быта и повседневности, создаёт новое эстетическое пространство плаката, что позволяет ярко и нестандартно раскрыть любую тему.       

То, что объект реальный, а не рисованный, способствует усилению достоверности плаката, эмоциональности его восприятия. При этом созданный объект сам по себе может быть совсем простым и невпечатляющим (загнутый гвоздь на плакате Владимир Голубева «Руiна» или «заколоченный» скрепками бумажный человечек с плаката Юрия Тореева к спектаклю «Офис»), но при увеличении, кадрировании на плакате он приобретает нужную выразительность.

 «Постановочные» плакаты не единожды приносили белорусским авторам призы международных конкурсов (работы «Cheese» и «Jazz Tour» Владимира Цеслера и Сергея Войченко получили призы Международной биеннале плаката в Варшаве, а «Ганьба» Александра Новожилова и «Винт» Дмитрия Сурского – призы в Лахти и Тояма соответственно). На выставке в Галерее БСД будут представлены плакаты и объекты Владимира Цеслера, работы Юрия Тореева для спектаклей Купаловского театра, плакаты Дмитрия Сурского, Руслана Найдена, Сергея Саркисова, Сергея Плотникова и многих других авторов. При этом зкспозиция не будет ограничиваться ретроспективным показом: на выставке также будут представлены работы последних лет.

Нынешняя выставка в Галерее БСД – первая попытка исследования «постановочного» плаката как характерной особенности белорусского плакатного искусства.