На лекции речь пойдёт об одном из современных видов гиперграфики – асемическом письме – и использовании его в качестве средства художественной репрезентации культуры гетто.
В нынешнем европейском контексте гетто как топографический феномен постоянно видоизменяется (по форме и содержанию, что связано с притоком мигрантов, который носит волновой характер), но как феномен восприятия Другого остается малоподвижным и обрастает новыми оттенками социального напряжения. Тенденция, наблюдаемая в доминирующих – по отношению к эмигрантским – языковых и культурных сообществах, заключается в редукции образа Другого до негативно интерпретируемых маркеров.
Одним из таких маркеров является язык – звучащая на улицах чужеродная речь и её письменный аналог, зачастую для не-носителей языка сводимый к ряду графических особенностей.
Воспроизводя эти характерные черты в асемических антизнаках и помещая их в городской контекст, художник получает возможность исследовать подлинные реакции людей на символы воображаемых гетто. Подобная асемическая акция становится социологическим экспериментом, снимающим завесу с лицемерного содержания социального напряжения (бдительность оказывается превыше хорошего тона и манер – неотъемлемых частей спектакля; негласные правила регулируют поведение в привилегированных районах; от художника требуется обязательный ангажемент, легитимирующий его деятельность), а сам жест – интервенцией, террористическим постъязыковым актом.
Однако в асемическом письме, используемом как образ языка, скрываются и другие потенции, позволяющие редуцированной культуре Другого вновь обрести полноту и видимость.
Лекторы: Екатерина Самигулина /Tae Ateh , Юлий Ильющенко / Karen Karnak
Фото: 123rf.com