Коллекционер и краевед Геннадий Сухоцкий выставил на продажу более десятка фотографий минчан, сделанных до 1917 года.
На сайте ay.by Геннадий Сухоцкий оценил стоимость фотографий от 1 до 7,5 миллионов белорусских рублей. «В Минске осталось немного фотографий того времени, – объясняет он. – В Москве и Санкт-Петербурге счет идет на тысячи. А через Минск постоянно прокатывались войны. Поэтому из наследия каждого фотографа осталось в лучшем случае по 100-200 кадров». Заметим, что в 1890-х годах в Минске работало 7-11 фотомастерских (всего их в разное время насчитывалось около 30). Александр Величко, соавтор книги «Минск – открытки и фотографии», настроен относительно цены более скептично: «На московском рынке фотографии минчан до 1917 года продаются по цене от 10 до 50 долларов».
Самая ценная фотография – портрет Евхима Карского, автора шеститомного исследования «Белорусы», которое называют энциклопедией белорусоведения. «Авторитет и наследие Карского помогло поколению белорусов в начале ХХ века идентифицировать себя нацией и создать современное белорусское государство», – говорит Сухоцкий. Он надеется, что фотографией заинтересуются музейные работники и что впоследствии она станет основой музея Карского. Пока по фотографии академика идут торги. Сделаны уже 11 ставок. Стартовая цена составляла 150 тысяч рублей, а теперь добралась уже до 9,4 миллионов. В торгах участвуют граждане России и США. Именно в эти страны может переехать фотография Карского.
Евхим Карский. 1893 год.
До революции в Минске проживало около 90 тысяч человек – как объясняет Александр Величко, «это был город мещан. Приблизительно 50% из жителей фотография была доступна». Знаменитый фотограф Моисей Наппельбаум, который позднее прославился своими фотографиями кремлевских вождей, брал за работу 1 рубль 12 копеек (для сравнения: билеты в минские кинотеатры стоили от 12 до 75 копеек). Поэтому на фото, выставленных на аукционе, можно увидеть чиновника, воспитанниц женского духовного училища, преподавательский состав минской женской гимназии Сковородниковой. А также местную элиту: вот, например, девушка в наряде в викторианском стиле (скорее всего, из богатой семьи, возможно, фабрикантов).
Фото 1888 год.
Зачем люди фотографировались? Прежде всего, наличие фотографии было жизненной необходимостью. Их требовали для поступления в учебные заведения, для постановки на воинский учет. Кроме того, фотографии стали признаком мещанского благосостояния, их вывешивали на стенах квартир. Поэтому даже бедные минчане старались продемонстрировать свою обеспеченность и хотя бы раз в несколько лет собирались к фотографу.
Подпись на фото: Хюррем Султан. Сухоцкий небезосновательно считает, что эта красивая девушка – минская татарка.
До 1890 года в технологии фотографирования использовались желатиновые пластинки, чувствительные к свету. Это замедляло процесс, поэтому минчанам приходилось позировать неподвижно до 10-12 минут. Особенно трудно приходилось животным и детям. Для того, чтобы последние сидели спокойно, из латуни отливали специальную блестящую птичку. Ребенку говорили, что птичка сейчас вылетит, и таким образом отвлекали его внимание. К 1900 году появились новые технологии. Поэтому процесс фотосьемки стал занимать около минуты.
Какие-либо надписи можно найти на обратной стороне приблизительно в 50% кадров. Фотографии, которые использовались для официальных документов, могли иметь сугубо канцелярские подписи. На других часто встречались дарственные надписи. Например, на фото, выставленных на продажу, можно найти надписи «На память Люде от тети Ани» и «На память дорогому моему отцу от Греты и Анюты».
Старые фотографии выглядят куда лучше, чем современные. Ведь на последних используется фотоувеличитель, поэтому мелочи теряются. А раньше стеклянные пластинки, которые использовали в качестве негатива, приклеивали сразу к фотобумаге. Причем без всякого увеличения. Поэтому можно разглядеть и точки, и родинки.
Обычно в ателье делали не одну фотографию (это обходилось намного дороже, поэтому было финансово невыгодно), а 6 или 12. Обычно лучше всего сохранялась одна из них, которая делалась на паспарту. Кроме того, это была реклама заведению. Поэтому мы знаем фамилии дореволюционных минских фотографов. Дворянин Виленской губернии Наполеон Околов еще в 1869 году открыл фотомастерскую, которая размещалась на улице Захарьевской (теперь проспект Независимости) напротив лютеранской кирхи (находилась на месте, где теперь ресторан «Иль Патио» и вход на станцию метро «Кастрычніцкая»). А профессиональный работник пожарной службы Григорий Миранский держал ателье на Губернаторской (теперь Ленина). Работы обоих представлены на аукционе.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: личный архив Геннадия Сухоцкого.