Поговорили с белорусскими художниками и узнали, насколько это реально – зарабатывать на жизнь творчеством, не прибегая к дополнительному заработку.
Почему возник этот вопрос?
29 декабря умер белорусский художник Захар Кудин, которому было всего 33 года. Как позже рассказала его вдова Татьяна, причиной смерти мужа, по ее мнению, стала недооцененность и отсутствие оплаты за работу художника. Женщина говорит, Захар очень переживал, что не мог обеспечивать семью.
Художники поделились с CityDog.by, как жить и зарабатывать в Беларуси, если хочешь заниматься только искусством.
«Я не знаю, хватило ли бы этих денег на содержание семьи»
– Я художник, но специального художественного образования не получал. Окончил юридический факультет, получил диплом юриста, после чего наши дороги с юридической сферой разошлись и больше не пересекались.
Сергей савич
Осознанно рисую уже чуть больше десяти лет. Вначале, чтобы обеспечивать свою жизнь, приходилось работать и подрабатывать: и на стройке, и грузчиком, и официантом, и диджеем, и эсэмэмщиком, еще и вечеринки организовывал.
Но у меня была мечта – посвятить себя полностью искусству. Правда, на тот момент не было ничего, что могло бы меня приблизить к этой мечте.
Толком рисовать я не умел, да и сейчас, наверно, тоже не умею – в академическом смысле этого слова. Поэтому я просто в свободное время занимался любимым делом без четкого плана, думал, что в конечном итоге все получится.
Вдохновлялся художниками прошлого, которые тоже прошли свой путь несмотря на все сложности жизни. Кого-то ждал успех, кто-то обходился жалким существованием и тем не менее находил в себе силы творить. В такие моменты я понял, что не пропаду, ну или даже если пропаду, то никто от этого сильно не пострадает.
Сейчас я зарабатываю только творчеством. Конечно, это не такие большие суммы, которыми хотелось бы похвастаться, но пару лет назад я вообще практически не зарабатывал на этом. За все прошлые годы, наверно, научился обходиться малым – хорошая школа жизни, которая пока еще продолжается.
Я свободный художник и всегда рисовал то, что хочу. Можно купиться на заказы, уйти в другую сферу, где будет возможность заработать денег, используя творческие навыки (что многие и делают), но хочется быть честным с самим собой и тем, что делаешь.
Поэтому поиск заказчика для меня темная тема, во всяком случае мне неохотно было бы рисовать за небольшие деньги все, что попросят. А таких заказчиков, которые бы сами тебя нашли, пришли и сказали: «Вау, круто, плачу любые деньги – хочу от тебя картину», – это, наверно, что-то из голливудского кино.
Я очень благодарен тем людям, кто поддерживает меня, покупая работы. Я еще не воспринимаю это как что-то коммерческое, для меня эти люди – меценаты, которые поддерживают меня и мое творчество, приобретая картины.
Сколько работ в месяц продаю? Каждый месяц по-разному, но я рассчитываю так: все, что нарисовал, – все продам рано или чуть попозже.
Но и стоимость работ у меня невысокая. Года полтора назад вообще менял картины на еду или на мелочь. Моя группа во «ВКонтакте» так и называлась: «Рисунки Сережи за еду и мелочуху».
Вы не представляете, как это чувствуется, когда люди в тебя начинают верить. Вера – это большая сила и поддержка. Даже если у человека нет возможности приобретать работы, но он может отблагодарить словом за то, что ты делаешь, – это тоже очень важно, придает сил.
Поэтому не нужно стесняться говорить людям слова поддержки.
Ситуации бывают разные. Но если вы рассчитываете только на себя, то вначале придется где-то подрабатывать. Как долго – зависит от вас самих и от того, насколько быстро ваше творчество начнет воспринимать публика, чтобы покупать.
Ведь можно делать такие работы, на которые не найдется ни одного ценителя во всем мире, не только у нас. В таком случае подрабатывать вам придется, наверно, вечность. В моем случае потребовалось лет восемь.
Я не знаю, хватило ли бы моих денег на содержание семьи. Я не женат, поэтому не знаю, как это работает. Но если каждый взрослый будет вносить свой вклад в семейный бюджет, то, может, и хватит. Если все будут на печи лежать, то, конечно, обеспечивать не получится.
Ну и все-таки семья – это ответственность, а свой доход пока еще не считаю настолько стабильно достаточным для этого. К тому же семья – это не только про финансы.
А вот заявить о себе на международном уровне, думаю, это и удача, и труд, и вера, и вообще все должно так совпасть. Есть ли такие художники в нашей стране, в которой не очень много оказывается поддержки искусству со стороны государства или бизнеса, я без понятия, но хотелось бы верить.
«Чистым творчеством мне очень редко удается заработать»
– Я окончила ВГТУ по специальности «Художник по тканям» – давно еще, в 2003 году. Не планировала конкретно этому обучаться и была готова прикладывать усилия, чтобы учиться делать то, что нравится. Тогда в Беларуси не было концепт-арта, к примеру, и прочих смежных современных специальностей.
настасья рик-ганчарова
Мне изначально было понятно, что своим творчеством я не заработаю в принципе. Даже такой категории в сознании не было. Графикой теоретически еще можно было, если стиль подредактировать. Поэтому я изучала и продолжаю изучать смежные виды деятельности: ремесленные техники, росписи стен, концепт-арт в геймдеве и прочее. Чем только не приходилось заниматься.
Сейчас я занимаюсь своим хендмейд-брендом: трикотаж, куклы и аксессуары в альтернативном стиле. Помогаю подруге в ее студии по обучению взрослых рисованию; пытаюсь научиться линогравюре, потому что всегда хотела это сделать.
Недавно была совместная выставка в Витебске – проект «Достаточно», где я принимала участие со своим объектом. По ночам потихоньку делаю что-то из следующих задуманных: это долго и медленно.
Но чистым творчеством мне очень редко удается заработать, если под этим подразумевать продажу предмета или картины, которые ты в приливе вдохновения сваяла. Иногда друзья и знакомые могут оценить работу в некоторую сумму. Иногда, в общем. Пока на это не обопрешься.
Если заниматься исключительно поиском и продвижением работ, то и работать будет некогда. Поэтому стать успешным, занимаясь только творчеством, – это либо счастливое стечение обстоятельств, либо сарафанное радио. Либо ты умеешь настырно предлагать тем, кому не нужно.
Критерии щедрости также относительны. Для кого-то и 50 рублей – это предмет экономии, но ты знаешь, что человек будет нежно хранить твою «почеркушку», и отдаешь ее за любую сумму.
Зачем тогда вообще заниматься творчеством? Здесь нужно долго копаться в психологии, социологии, наверное, чтобы аргументированно и развернуто ответить. Если просто: у человека есть такая же безусловная потребность в творчестве, как и в воздухе, еде, воде. У кого-то это рационализировано в процессе воспитания, у кого-то чуть больше и сильнее.
Думаю, что чуть ли не каждый художник вам ответит, что часто задает себе этот вопрос сам: зачем он это делает? Потому что думать не запретишь. Потому что искусством можно попытаться объяснить сложные процессы, остающиеся на периферии обыденной жизни, найти нюансы малопонятных явлений, передать эмоции, мысли, чувства.
И когда ты вдруг видишь какие-то осколки этих связей, образ, то хочется его материализовать, поделиться этой уникальной увиденной тобой красотой, чтобы другие обратили внимание на что-либо ускользающее.
Художественное мышление – это внимание к тонкостям мира, уважение к сложности и многообразию гармонии. И уж потом наступает столкновение с тем, что далеко не всем это свойственно, а кому-то и «не так нарисовано».
Это сродни акту любви или рождения, наверное, открытию новой звезды или теории вероятности. Но вы же притом понимаете, что ребенок может оказаться не совсем красив или умен, или открытие не совсем грандиозное.
В Беларуси много талантливых людей, толковых и оригинальных. Но успех часто состоит из уникальных условий: усердия рабочего и поиска нужных связей, усилий в участии в международных проектах (как финансовых, так и технических), коммуникативных, не говоря уже про моральные. Часто не в одиночку, а командой, пусть и небольшой. Кто осилит, тот может добиться.
А может и не добиться, поскольку не все идеи просто коммерчески оценить, востребованность и понятность изложения могут оказаться иными, чем зритель может воспринять. Ну и смотря чего добиваться – всемирного фурора и графы в учебнике по истории искусств или просто добротной деятельности с финансовым благополучием без изысков.
И почему это нельзя совместить, тоже непонятно.
«Я не уверена, что у всех одинаковый путь к зарабатыванию с творчества»
– Я художница: окончила художественную школу в Гродно, потом – архитектурно-строительный колледж в Минске. А в 2015 году закончилась моя учеба в ЕГУ на визуальном дизайне и медиа.
лена гиль
Я работала дизайнером в компании, регулярно получала зарплату. Но после выхода в декретный отпуск в 2008 году многое изменилось.
В 2019-м я вышла из третьего декретного отпуска и уже не вернулась к той деятельности, которую отчасти можно назвать творческой, с регулярным доходом.
В 2017-м я решила заняться исключительно изобразительным искусством, и спустя полгода мои рисунки стали покупать. Сейчас я иллюстрирую книги, а еще провела первый поток практического курса в мастерской 6В для взрослых по авторскому стилю.
Но, выйдя из декретного отпуска в прошлом году, я пока не смогла превратить творчество в полноценный источник дохода, обеспечивающий меня и мою семью. Хотя работы продаются и в Беларуси в том числе.
В моем случае я не ищу заказчика: как правило, люди покупают либо уже готовые работы, либо приходят на мое портфолио, и дальше сотрудничаем в зависимости от задачи.
Почему решила не оставаться в офисе? Скорее, решила не возвращаться к работе на компьютере, так как с этим инструментом не чувствовала развития в процессе. Сейчас прибегаю к нему больше как к вспомогательному инструменту.
А наблюдение за детским рисованием, работа с детьми дали много подсказок. Проанализировала и этот опыт, решила дать себе такую возможность. И пока не разочаровалась.
Мне пока сложно ответить на вопрос, можно ли зарабатывать в Беларуси творчеством. Я не уверена в этом, но думаю, что вполне возможно это делать находясь здесь.
У меня были две персональные выставки в Бресте и в Гродно. Инициатива исходила от галерей, в которых они проходили. Было также предложение организовать персональную выставку в Минске, но не осуществилось по ряду причин. Переносились сроки, под вопросом были место и финансовая сторона, писали с предложениями, но потом, наверноe, передумали.
А организовать самостоятельно выставку я пока не пробовала. Не могу четко сформулировать для себя, зачем это нужно. Когда пойму, обязательно сделаю.
Есть ли люди, которые в Беларуси зарабатывают на творчестве? Думаю, есть. Но не уверена, что у всех одинаковый путь.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: архив героев, Юлия Кучко.