Кажется, летних фестивалей в Минске станет еще меньше. Что вообще сейчас происходит с фестами, концертами и вечеринками в столице? А вы почитайте!

Кажется, летних фестивалей в Минске станет еще меньше. Что вообще сейчас происходит с фестами, концертам...
Сейчас описать светскую жизнь Минска можно одной афишей-тумбой: вместо концерта артиста уровня «Минск-Арены» на ней повесили рекламу свиных ушей. Пару лет назад представить такое было невозможно, учитывая конкуренцию на рынке и количество проводимых мероприятий. Сегодня беларуские музыканты, концертные агентства и площадки просто пытаются выжить.

Сейчас описать светскую жизнь Минска можно одной афишей-тумбой: вместо концерта артиста уровня «Минск-Арены» на ней повесили рекламу свиных ушей. Пару лет назад представить такое было невозможно, учитывая конкуренцию на рынке и количество проводимых мероприятий. Сегодня беларуские музыканты, концертные агентства и площадки просто пытаются выжить.

Что с концертами в клубах – Re:Public пытается выжить, в «Брюгге» вообще опечатаны двери

Чтобы погрузиться в концертную жизнь Минска, заглянем в афишу. Например, с 16 по 22 мая в столице должны были пройти четыре концерта: группа «Папин олимпос» в Re:Public, Mari Gu в Prime Hall, Гуф в клубе Dogma и «Сурганова и оркестр» в ДК Профсоюзов. Все артисты из России, ни одного мероприятия с участием западных или беларуских музыкантов.

На этой же неделе должен был состояться концерт Филиппа Киркорова в «Минск-Арене», однако его перенесли на 26 ноября, такая информация указана на сайте билетного оператора. Еще два отмененных концерта – американцев Elder в «Брюгге» 18 мая (клуб закрылся) и выступление британской группы Nothing Вut Тhieves в Prime Hall 19 мая (причины отмены неизвестны).

По словам директора клуба Re:Public Андрея Старцева, количество концертов на площадке снизилось примерно в 10 раз по сравнению с доковидной эпохой.

– После 2020 года у нас проводятся единичные концерты. Украина и дальнее зарубежье не едет, российские группы приезжают очень редко. Публики меньше не стало, просто количество концертов уменьшилось примерно в 10 раз, – говорит Старцев. – Мы сократили штат сотрудников, снизили зарплаты на 20–30%.

Концерт группы «Петля Пристрастия» в минском клубе Re:Public 13 апреля 2019 года.

– Сейчас у нас проходят довольно популярные в городе дискотеки. Потихонечку держимся на плаву и ждем лучших времен. Мы в таком режиме можем существовать долго, потому что приспособились к обстоятельствам и закрываться не собираемся.

После 24 февраля к нам из России приезжали группа The Hatters и Сергей Табачников. Публики было много, около 500 человек на каждом концерте.

Что касается беларуских концертов, то их количество уменьшилось, потому что все звезды разъехались, а молодым группам эта площадка просто неинтересна: нужно ведь собрать как минимум человек 200–300. Хотя мы с переменным успехом пробуем делать сборные концерты молодых групп.

Минский клуб «Брюгге» с прошлой недели вообще поставил все на паузу.

– Двери помещения опечатаны, – рассказывает представитель «Брюгге» Денис Максимов. – У собственника здания нет техпаспорта, так что после одной из комплексных проверок было выдано предписание о закрытии заведения. Получается, что клуб не может работать, но аренда все равно продолжает начисляться. Администрация «Брюгге» будет разбираться с этим вопросом.

До этого с начала пандемии в клубе в основном проходили отчетные мероприятия музыкальных школ, когда человека учат играть на гитаре, а потом он играет с сессионными музыкантами на сцене. При этом сама площадка выживала только за счет ночного караоке по выходным. Это позволяло клубу работать в ноль: закрывать долги по аренде и выплачивать зарплаты.

Что с летними фестивалями: непонятно, что с The Vёska, зато будет Vulitsa Ezha и Viva Braslav

Фестивальное лето в этом году под вопросом. Из объявленных фестивалей – только «Славянский базар», Vulitsa Ezha и The Vёska, но к последнему очень много вопросов.

Первоначально фестиваль The Vёska должен был состояться в 2020 году, однако его перенесли из-за пандемии коронавируса. Следом за датой поменялся и лайнап: вместо Земфиры и Foals хедлайнерами были заявлены Моргенштерн и Slava Marlow. Такие перемены понравились далеко не всем.

Впрочем, фестиваль снова не состоялся и был перенесен уже на 25 июня 2022 года в Музей народной архитектуры и быта. Новостей про отмену The Vёska или смену состава артистов не было. Хотя очевидно, что Моргенштерн вряд ли сможет выступить в Беларуси из-за проблем с российскими властями: глава СК обвинил рэпера в торговле наркотиками в интернете, а позже его признали иностранным агентом.

По телефону агентства «Атом Интертеймент» (оно организует фестиваль), указанному на официальном сайте, срабатывает автоответчик, в официальных аккаунтах в соцсетях никто не отвечает, а директор компании Андрей Алексеев отказался комментировать ситуацию с фестивалем.

– После 2020 года меня не интересуют интервью на родине, – сказал он.

Люди приветствуют музыкантов на фестивале Bright Fest на стадионе «Динамо» в Минске 11 мая 2019 года.

Первое из запланированной серии летних мероприятий объявил фестиваль Vulitsa Ezha – он состоится 18 июня. Организаторы долго думали, стоит ли проводить мероприятие в этом году, но все же решили запланировать сезон.

– Решение далось непросто, потому что мы понимаем текущую ситуацию и в нашей стране, и в стране-соседке, — говорит представитель фестиваля Егор Рытвинский. – До начала событий мы готовились, и планы были грандиозные. Но после 24 февраля мы полтора месяца находились в эмоционально подавленном состоянии и ни про какие бизнес-активности не было даже мыслей. Спустя какое-то время мы все же приняли взвешенное, но трудное решение провести сезон.

Сейчас идет подготовка, но все мы прекрасно понимаем, что текущая ситуация сильно влияет в том числе на сроки принятия решений и партнерство с различными брендами: кто-то из наших потенциальных партнеров за последнее время приостановил активности, связанные с рекламой, продвижением и развлечениями. Пришлось начинать всё практически с чистого листа.

С ботаническим садом в этом году, конечно, были свои нюансы, но глобально ничего не изменилось. Понятно, что повестка влияет на то, как площадка и другие структуры готовы общаться и обсуждать какие-то проекты. Но нам проще, потому что мы не первый сезон работаем в ботаническом саду. Там понимают, что мы делаем мероприятия на хорошем уровне, и знают, чего от нас ожидать. Если бы мы пришли в этом году впервые, то вопросов, наверное, было бы гораздо больше.

Кстати, анонс запустил и Viva Braslav: на официальном сайте фестиваля появились даты его проведения (29-30 июля) и первые участники. В Браславе выступят российские артисты Swanky Tunes и Gayazovs Brothers. Остальные участники Viva Braslav пока не объявлены.

Концертные агентства: «Часть платежеспособной аудитории уехала из Беларуси»

Многие концертные агентства оказались в трудной ситуации: организовать мероприятие сложно, еще сложнее договориться с артистом. Часть промоутеров привозит исключительно российских артистов, другие пытаются рассчитаться с долгами.

– Все на паузе, все концерты либо отменены, либо перенесены, – рассказывает представитель концертного агентства Wake Up! Promo, гитарист группы «Петля Пристрастия» Иван Селищев. – В большинстве случаев мы работали с западными артистами. Естественно, они сейчас не поедут ни в Беларусь, ни в Россию: это понятно и очевидно.

У нас в апреле должен был состояться концерт российской группы Distemper, но из-за войны мы не нашли в себе моральных сил проводить это выступление и перенесли его на неопределенный срок. По сути, мы занимаемся исключительно возвратом денег за предыдущие мероприятия.

Работать стало сложно, когда началась пандемия. Оживление появилось в начале года, потому что людям все равно нужно отвлекаться и ходить на мероприятия. Началось движение, мы анонсировали какие-то концерты.

А потом случилась война, и стало понятно: так, как прежде, уже не будет. А как оно будет дальше, никто не знает. Мы просто ждем. Планов нет никаких: мы даже и не пробовали сейчас договариваться с западными артистами. Это вообще последняя мысль, которая пришла бы мне в голову. Я считаю, что в Беларуси сейчас это крайне неуместно.

Мне кажется, что большая часть платежеспособной аудитории уехала из Беларуси, поэтому, честно говоря, не уверен, что концерт зарубежного артиста сейчас окупится.

По словам представителей концертных агентств, получить гастрольное удостоверение на проведение концерта беларуской группы сейчас практически невозможно. Косвенно это подтверждает и афиша мероприятий: среди недавних концертов музыкантов из Беларуси можно упомянуть сольник Никиты Белько во Дворце Республики 19 мая и выступление Виктории Алешко там же 11 мая.

Беларуские музыканты: «Нам сейчас вообще не выдают гастрольные удостоверения»

Группа Nizkiz не выступала в Беларуси с 2020 года. Музыканты скоро планируют отправиться в европейский тур: у них будут концерты в Польше, Литве, Грузии, Латвии, Эстонии и на Кипре. Сделать похожее мероприятие в Минске сейчас невозможно. Сами музыканты не комментируют эту ситуацию.

Похожая история, например, с группой «Петля Пристрастия», которая скоро отправится в мини-тур по Польше, Латвии, Литве и Эстонии.

– Концерты «Петли Пристрастия» в Беларуси сейчас трудно себе представить, – говорит гитарист группы Иван Селищев. – Есть ощущение, что сейчас вообще никому не выдают гастрольные удостоверения на концерты беларуских групп. Я недавно пытался получить документ и ради интереса, когда мне отказали уже в четвертый раз, спросил почему. А мне отвечают: «Смотрите за тем, что музыканты у себя в соцсетях пишут».

Я из принципа сел и посмотрел все, что эти ребята выкладывают: там ничего даже с намеком на политику. Трудно искать в этом логику. Думаю, люди, которые работают в государственных учреждениях, на всякий случай сами перестраховываются.

По нашей информации, с проблемой невыдачи гастрольных удостоверений на концерты беларуских артистов сталкивались и другие организаторы. Впрочем, не все из них готовы комментировать ситуацию.

Некоторые промоутеры решили остаться: «Как я помогу кому-то, закрыв свое дело?»

Многие промоутеры и диджеи после 2020 года уехали из Беларуси. Некоторые из них сейчас делают вечеринки в других странах. Часть площадок, на которых раньше проводились мероприятия, закрылась. Но некоторые продолжают работать, несмотря на все трудности.

– До 24 февраля все было достаточно неплохо, а после начала войны в один миг жизнь остановилась, — говорит представитель арт-платформы Modul и промоутер Глеб Гурами. – У нас за три недели после начала войны в общей сложности, наверное, посетителей 20 зашло на площадку. Мы остановили мероприятия и работали в режиме бара.

За эти три недели большое количество людей из тусовки приняло решение уехать. Из-за санкций, ухода компаний с рынка, из-за общего настроения – многие просто не были готовы пережить то же, что в 2020 году.

Где-то через три недели люди захотели перезагрузиться. Для нас был очень важен моральный вопрос: мол, как можно делать вечеринки и веселиться в барах в такое время? Лично для меня логика выглядела иначе: каким образом я помогу кому-то, закрыв свое дело? Многие поняли нашу позицию, и мы решили возобновить деятельность. Здесь мы нужнее и полезнее.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться