Люди, истории
CityDog.io

«Свое свадебное платье я сшила за трое суток». Основательница бренда свадебных платьев о трудностях бизнеса и слезах невест

«Свое свадебное платье я сшила за трое суток». Основательница бренда свадебных платьев о трудностях бизн...
Вместе с Международной образовательной программой Youth Empowered Coca-Cola мы поговорили с основательницей мастерской по пошиву свадебных платьев Вириам Мудрагель.

Вместе с Международной образовательной программой Youth Empowered Coca-Cola мы поговорили с основательницей мастерской по пошиву свадебных платьев Вириам Мудрагель.

Когда-то Вириам начинала шить одежду на заказ в своей комнате – теперь же ее бренд Virа Lilium («Вира Лилиум») участвует в мировых неделях моды, а за платьями в Минск приезжают невесты из других стран.

– Свое свадебное платье я сшила за трое суток. На тот момент у меня был заказ, который так запал мне в душу, что с ним я провозилась почти полтора месяца, а собственный наряд начала шить в последний момент. Муж предлагал не мучиться и купить готовое платье, но с моим категоричным отказом смирился и грустно вырезал кружева, пока я старалась максимально быстро справиться с остальным. Пуговицы я пришивала, пока мне делали прическу, однако все же успела вовремя: платье получилось достаточно скромным, но красивым.

Как работает индивидуальный пошив? «Мне нравится, когда клиентки сразу говорят: “Сделайте мне красиво на такую-то сумму“»

– Наше отличие от других минских студий в том, что подавляющее их большинство продают уже готовые платья. Мы же шьем их с нуля – а это подход домов высокой моды, – рассказывает Вириам, которая прилетела из Нью-Йорка на пару месяцев, пока идет активный свадебный сезон.

В Vira Lilium шьют коллекции, которые ездят по неделям моды по всему миру, но с каждой девушкой команда работает индивидуально. Обычно примеряют что-то из коллекции, чтобы понять предпочтения клиентки, смотрят на фото локации свадьбы и обсуждают стиль торжества, чтобы все выглядело гармонично, – а дальше отталкиваются от желаний и бюджета невесты.

– Я всегда узнаю финансовые границы, чтобы понимать, что предлагать девушкам, потому что визуально одинаковые ткани могут стоить совершенно по-разному. Поэтому мне нравится, когда клиентки сразу говорят: «Сделайте мне красиво на такую-то сумму». Мне кажется, это самый правильный и честный подход. Мы не предлагаем супердорогие брендовые кружева, чтобы лишний раз не расстраивать невесту, которой они будут не по карману, или, наоборот, не рассматриваем более бюджетные материалы и фасоны, если есть четкое понимание, что платье должно быть роскошным во всех смыслах.

Минимальная сумма, за которую мы делали платье, была 270 долларов, а максимальные цены за последний сезон достигали нескольких тысяч. Мой муж говорит, что я так себе предпринимательница и нужно шить дороже, раз мы так востребованы, но пока мне нравится подходить к индивидуальному подходу и ручной работе по такой вменяемой цене. Хочется делать красивыми разных девушек с разными мечтами, историями и бюджетами – хотя конечно, платья за 300 долларов и за 1500 будут очень отличаться даже на первый взгляд.

На создание платья, если им занимается один мастер, уходит от недели до трех месяцев. Но часто невесты обращаются к нам в последний момент, и тогда можно управиться и за трое суток. В таком случае мы делим работу на несколько мастеров: кто-то делает юбку, кто-то корсет, кто-то вышивку. Но стоит это существенно дороже, поэтому всегда лучше обращаться заранее.

Обычно у нас три примерки, но если за них не справляемся, то добавляем столько, сколько нужно. В итоге каждая девушка, по сути, участвует в процессе создания платья и видит, что с ним происходит: всегда есть возможность что-то переместить, убрать или добавить.

В суперзагруженный летний период за месяц у нас бывает до 20 клиенток, но зимой мы часто берем очень сложные заказы – тогда это может быть одно платье в месяц на всю команду. Часто к нам приезжают и девушки из других городов и стран: бюджеты у нас существенно ниже по сравнению с той же Москвой, поэтому невестам чаще выгоднее прилететь сюда два раза, пожить в гостинице, потусоваться в городе и уехать назад с шикарным платьем на руках, при этом сэкономив.

Сейчас я живу в Нью-Йорке, но все равно контролирую процесс создания каждого платья лично: даже когда уезжаю, отсматриваю все отчеты с примерок и провожу онлайн-консультации с невестами. Я знаю, что девочки все сделают хорошо, но не могу пустить дела на самотек.

В планах у нас и развитие за границей: на открытие ателье в Нью-Йорке у меня пока нет ресурсов, ни моральных ни материальных, но мы активно обсуждаем условия работы с разными крупными салонами по всему миру. Когда-нибудь я хочу открыть свой модный дом и вывести бренд на более масштабный уровень – так что все впереди. Но, надеюсь, ателье в Минске все равно останется, потому что в него я вложила очень много сил и души: до сих пор помню, как по ночам красили стены с мужем и крутили мебель вместе с папой.

Как все начиналось: «Купила машинку, поставила ее в комнату и стала ждать клиентов, которые почему-то не шли»

Бизнесу Вириам уже 11 лет, но так хорошо дела шли далеко не сразу, хотя шить девушка хотела всегда: еще в детстве отрезала от маминого платья кусок шелка и сшила из него пальто для куклы. Мама, конечно, была горда, но, признается собеседница, все равно наказала.

С лет 12 героиня стала шить себе одежду сама, зарабатывала на карманные расходы, делая вещи для одноклассников и соседей, а на выпускной сшила платье себе и двум подругам.

В 18 после стажировки в ателье Вириам открыла свое ИП и начала исполнять детскую мечту – шить свадебные платья.

– Я купила промышленную швейную машинку за накопленные деньги, поставила ее в комнату и стала ждать клиентов, которые почему-то не шли (смеется). Родители изначально были против этой идеи, потому что шить – это в первую очередь физическая работа. Друзья не поддерживали, а преподаватели в колледже говорили, что мои корсеты будут носить только продажные женщины. Но я была гордой и настырной: стала учиться, участвовать в конкурсах и покупать рекламу – тогда появились и первые клиенты. Их, к слову, было достаточно: я поставила настолько минимальные цены, что спрос был. Но это, конечно, отнимало какое-то космическое количество времени – одно платье я могла шить два месяца.

Потом у меня появилось профессиональное образование портного, затем закройщика, а позже я начала искать команду. Сделать это оказалось непросто: я брала людей на обучение, оплачивала курсы и однажды даже платила стипендию – а затем девушки набирались опыта, уходили к конкурентам, потом возвращались и все пытались выведать тот самый секретный секрет, благодаря которому у меня все получилось. Секрет был только в том, что я не прекращала учиться и работала по 12 часов в сутки. Так продолжается последние восемь лет, за которые я уходила в отпуск только один раз – и то когда меня чуть ли не насильно туда отправил муж.

Сейчас я могла бы просто сидеть дома и не работать – по правде говоря, для нашей семьи это было бы даже выгоднее, учитывая трансатлантические перелеты и поездки на недели моды. Но, сколько бы раз мне ни хотелось все это бросить, я понимаю, что не смогу: мне не хватает работы, этих эмоций и счастливых слез клиенток, когда я просто сижу в Нью-Йорке на Уолл-Стрит, куда сама же так стремилась попасть.

Про тенденции в свадебной моде: «Уже третий год у нас не заказывали ни одного чисто белого платья»

– Наверное, у каждого дизайнера и мастера есть свой фирменный стиль и узнаваемый творческий почерк. У нас это ручная вышивка, над которой наши декораторы сидят по 12 часов, не поднимая головы, и корсеты, которые мы часто делаем даже внутри платья, если предполагается другой лиф, потому что они красиво распрямляют спину и приподнимают грудь.

Я вдохновляюсь нью-йоркской и парижской свадебной модой и слежу за ней, но на самом деле в каждом регионе есть свои свадебные течения. Поэтому полупрозрачные платья с боди, которые популярны в США, у нас за все время работы салона заказали только две невесты – и каждой из них мы на всякий случай сшили дополнительную юбку, потому что женихи предупредили, что их мамы точно упадут от такого в обморок (смеется).

 

 

Блестящие платья, расшитые стразами Swarovski, у нас обычно заказывают из Казахстана, а в России пошел большой тренд на полный минимализм, когда из дорогого брендированного шелка шьется самое простое платье. К слову, в белорусском и российском свадебном мире тенденции практически одинаковые: например, очень популярен стиль бохо, хотя это и не самый классический вариант. Кроме этого, у нас хорошо идут пастельные цвета – уже третий год не было ни одного чисто белого платья.

Некоторые уходят еще дальше от классики и вместо платьев выбирают комбинезоны. А одна девушка пришла к нам с синими Manolo Blahnik, как у Кэрри Брэдшоу, и сказала, что ей все равно, каким будет платье, главное – она должна быть в них. По итогу мы сшили для нее брючный костюм, и это было идеально.

К чему быть готовым, когда открываешь салон по пошиву свадебных платьев?

Вириам признается, что, если бы сейчас с нуля ей пришлось открывать мастерскую, она бы этого не делала, а пошла работать по найму в любой салон, куда с теперешними навыками ее бы взяли с руками и ногами. А все потому, что это куда проще, чем открывать свое дело, где ты не только директор, но и портной, вышивальщик, уборщик, грузчик, бухгалтер и все остальные. Тем не менее есть советы, которыми она готова поделиться.

– Во-первых, нужно быть уверенным, что ты хочешь этим заниматься и действительно любишь это дело, потому что за 11 лет я не раз думала, что хочу закрыть все это и жить нормальной жизнью. Лучше сразу отдать себе отчет, что права заболеть и поехать отдохнуть, когда захочется, у тебя теперь нет – всегда может возникнуть форс-мажор.

В идеале открывать дело не в одиночку, а с людьми, схожими по духу. Причем здорово, если это будут не родственники и не друзья.

К тому же нужно не просто уметь нарисовать платье, а понимать, как его сшить. Иначе как можно объяснить человеку, что делать с твоим эскизом, если ты сам не в курсе? Я придерживаюсь мнения, что нельзя создавать одежду, не зная даже базовых принципов этой работы. Я сознательно выбрала путь с самого низа швейного ремесла наверх, сама шью некоторые платья от и до, легко понимаю технологии разных домов моды по обычным роликам в сети и поэтому могу придумывать, реализовывать и объяснять любые свои идеи так, что все будет исполнено на 100% точно.

Нужно быть готовым к конфликтам и неприятным ситуациям. К примеру, некоторые девушки с ходу начинают выпрашивать скидку, аргументируя это тем, что «вы же в Нью-Йорке живете, у вас же, наверное, с деньгами все нормально». Или недавно клиентка сшила у нас платье, а потом хотела выйти в нем замуж и вернуть деньги назад – причем, когда мы предлагали ей приехать и лично обсудить эту ситуацию, она отказывалась, но просила «что-нибудь придумать». Такие ситуации научили нас тщательнее выбирать, с кем работать, и, если еще на консультации видны тревожные звоночки, отказывать. Делать это, конечно, всегда неприятно, ведь бывают случаи, когда люди годами следят за нашим брендом, ждут, когда им сделают предложение, приходят – а наши видения не совпадают.

Но я убеждена, что нет плохих клиентов – есть просто неправильно выбранное ателье. Уверена, что в современном мире каждый сможет найти место, где его запросы реализуют.

Особо конфликтные ситуации случаются крайне редко, но все невесты очень эмоциональны. Кто-то плачет от счастья, а кто-то – от эмоциональной усталости, например, если готовится к свадьбе без помощи подруг или организатора. Поэтому у нас наготове всегда есть успокоительный чай и салфетки.

Но все эти сложности все равно компенсирует момент, когда девушки приходят за готовыми платьями, примеряют их и начинают светиться от счастья. В этот момент обычно начинают плакать их мамы и подруги, вслед за ними мы, и каждый раз это удивительно радостные ощущения.

Поэтому я перестала переживать, что о нас мало знают: мне нравится работать с людьми, близкими по духу, и каждый раз приятно, когда невесты возвращаются к нам за вечерними и коктейльными платьями, корсетами и пеньюарами, приводят своих подруг и сестер и от души советуют своим знакомым.

 

 

А зачем владелице успешного дела идти в бизнес-школу? Сравнить структуры разных бизнесов и найти единомышленников

– Поучаствовать в бизнес-школе образовательной программы Youth Empowered («Юс Эмпауэрд») мне посоветовала одна из постоянных клиенток. В тот момент у меня была вселенская усталость и мысли о том, чтобы податься в какую-нибудь другую сферу: периодически переключаться и иметь источник дохода, в который я не вовлечена лично. К тому же это был шанс на время оставить команду без постоянного присмотра, чтобы закалить моих девочек и сделать их более самостоятельными.

Я записалась на курс, который подходил мне по датам: у меня оставалось ровно две недели в Беларуси. Это было «Открытие своего кафе», но структура любого бизнеса в Беларуси похожа, так что занятия, в которые входили лекции с юристами и практикующими директорами разных предприятий, оказались полезными и для моей сферы.

Еще одна причина, по которой я пошла в школу Coca-Cola, – в моем окружении не хватало людей, у которых тоже есть свой бизнес. Поэтому, когда я приходила домой со своими проблемами, друзья шутили, что «на самом деле директор ничего не делает», а родственники предлагали закрыть ателье, «нарожать детей и сидеть дома, раз уж мне так тяжело». Мне было непросто без поддержки и хотелось найти тех, кто поймет мои трудности, причем не важно, из какой сферы.

Так и получилось: после школы продолжила общаться с несколькими людьми, а с одним парнем и вовсе очень сильно сдружилась – постоянно звоним друг другу, жалуемся на бизнес и говорим, как друг друга понимаем (смеется).

Международная образовательная программа Youth Empowered – это социально-образовательный проект унитарного предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», реализуемый Группой компаний Coca-Cola HBC («Кока-Кола ЭйчБиСи») в 28 странах. Проект призван способствовать развитию потенциала белорусского молодежного предпринимательства.

Уже третий год «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» вместе с Молодежным бизнес-инкубатором и центром поддержки предпринимательства ОДО «Бизнес развитие» организует тренинги в Беларуси. За 2017–2018 гг. обучение в бизнес-школе прошли более 1300 человек, 31 из которых открыл свой собственный бизнес.

В программе каждого тренинга – четырехдневный курс лекций, семинаров, бизнес-игр и панельных дискуссий, направленных на развитие деловых навыков, изучение инструментов для личностного роста, повышение финансовой и юридической грамотности. Программа разработана для молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, которые планируют развить идею в успешный бизнес-проект.

В этом году запланировано провести 25 бизнес-школ, в которых смогут принять участие 900 молодых людей. Участие в бизнес-школе бесплатное, по завершении обучения каждый участник получит сертификат.

Темы ближайших тренингов: «Ecofood-бизнес» («Экофуд-бизнес») (3–6 сентября), «Женское предпринимательство» (24–27 сентября), «От идеи до производства женской одежды» (8–11 октября).

Зарегистрироваться на ближайшие тренинги можно здесь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Производственное унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», УНП 100373962

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter