Бородач в майке с белорусским орнаментом или девушка с васильками, дующая губки для очередного селфи, – кажется, выши- майки/байки/сумки заполонили все вокруг. Но наша героиня хотя и делает бизнес на моде к орнаменту, все равно считает, что до масс-маркета вышиванкам еще очень далеко.
50 музеев, десятки книг и тысячи стежков понадобились менеджеру по туризму Маргарите Бартулевой, чтобы начать собственное дело. Заказы на майки и рубашки, худи и свитшоты, платья и сарафаны с белорусскими орнаментами сыплются на девушку, словно из рога изобилия. Одна маечка – 400 тысяч рублей для заказчика и 7 часов работы для Маргариты. Девушка занимается ремесленничеством с мужем и пока ни на что не жалуется: заказов на постоянный доход вполне себе хватает.
«Я УСТРОИЛА СЕБЕ ТУР ПО ЗАКОУЛКАМ БЕЛАРУСИ»
– В 2009 году мы с друзьями отмечали Купалье, причем все как положено, – рассказывает Маргарита о первых «вышиванко-опытах», – древние обряды, традиционные атрибуты и, разумеется, национальные костюмы. Тогда вышивать я еще совсем не умела, только немного наловчилась шить рубахи. И первая проба оказалась неудачной: после первой стирки вышивка скомкалась и потеряла товарный вид.
Благодаря неудаче Маргарита твердо решила добиться идеального качества вышивки: чтобы та выдержала и солнце, и стирку, и критику модных экспертов. Упрямство порой дает неожиданно приятные результаты: вышивка орнаментов увлекла девушку настолько, что проснулась древняя тяга к знаниям.
– Я проглатывала десятки книг по краеведению, искала литературу, штудировала архивы, но всего этого было мало. Нужен был материал. Я хотела делать вышиванки один в один с реально существовавшими когда-то. И тогда я устроила себе тур по музеям Беларуси: Орша, Полоцк, Пинск, Ветка, Поставы, Бездеж, Ивенец – и так объездила около 50 музеев. Благо в 2009-м на любимом геофаке началась «дальняя практика».
В большинстве музеев девушку встречали с недоумением: к сожалению, заинтересованный посетитель здесь – нечастый гость. Но если большинство экскурсоводов сменяли удивление на воодушевленные рассказы, то бывали и те, кто скупо отделывался парой предложений и выпроваживал девушку восвояси.
– Куда есть смысл съездить, если заниматься вышиванками, – это музей древнебелорусской культуры в Минске, музей ручного ткачества в Полоцке. В оршанском этнографическом музее фотографировать разрешают все, но комментируют скупо, а вот музей белорусского Полесья в Пинске – один из самых приятных и светлых. В Ивенецком доме ремесел нам провели обалденную экскурсию на троих – к сожалению, мастера по ткачеству тогда не было, но сотрудница музея постаралась его заменить. Из Бегомльского музея мне до сих пор снится один экспонат – вилка, которой партизан заколол немца.
Маргарита нехотя рассказывает, что в одном музее на нее буквально накричали, когда она попыталась сфотографировать на телефон понравившийся орнамент.
– Я извинилась, села на пол и принялась зарисовывать. Надеюсь, сотруднице я тогда сильной моральной травмы не нанесла. Очень сильно поразил гомельский музей во дворце Румянцевых-Паскевичей. Мы заплатили за съемку, а после оказалось, что снимать можно только в фойе дворца, где столбы оклеены обоями для имитации мрамора. Надеюсь, сейчас там уже не все так плохо, но больше к ним не хочу.
«ВЫШИВАНКИ – ВСЕ ЕЩЕ ДИКОВИНКА В ПОВСЕДНЕВНОМ ГАРДЕРОБЕ»
Постепенно увлечение Маргариты стало находить пути применения: многочисленные праздники в национальных костюмах в компании друзей, сотрудничество с белорусскими дизайнерами и даже собственная свадьба. Муж Маргариты стал не только спутником жизни, но и идейным вдохновителем по части вышиванок: он занимается изготовлением нашивок. Свадьбу молодые люди решили сыграть в аутентичном стиле: костюмы для друзей и родных, а также собственные наряды Маргарита соорудила при помощи дизайнера.
Девушка признается, что без мужа ее увлечение вряд ли бы вылилось во что-то серьезное:
– Мой муж – настоящий творец. Он сам придумывает новые орнаменты, вкладывает в них душу и каждому придает особое значение. А вот я сконцентрировалась на повторении белорусских мотивов – делаю копии того, что было традиционным для наших предков. Я стараюсь вышивать орнаменты точь-в-точь, как их в свое время делали белорусские крестьяне.
После того, как Маргарита с мужем стали делать вышиванки на заказ, люди начали буквально засыпать личку вопросами о возможности заказа. И тут уже глупо было не воспользоваться представившейся возможностью. Поначалу заказы были разовыми, а затем вышиванки начали набирать у минчан популярность.
– Да, заказы на вышиванки есть, причем постоянно. Благодаря дизайнеру, с которой мы сработались, наша вышивка есть на костюмах народных ансамблей и артистов. Но вот для обычного человека это диковинка, а парень в вышиванке для многих все еще выглядит чудаковато.
Интересуемся, как же все-таки делать hand made-продукт недорогим:
– Мы пользуемся современным способом вышивки – машинным, это удешевляет производство. Скажем так, ко мне за ручной вышивкой никто не обращается, и я предлагаю сразу использовать машинную, которая как минимум в 4 раза дешевле. Кстати, когда мы делали с мужем первые вышиванки, то поняли, что стежки были слишком плотными, а ткань – не подготовленной к обработке. Поэтому первая же стирка превратила кашулі в неизвестно что.
Маргарита считает, что говорить о вышиванках как о масс-маркете очень рано.
– В повседневном гардеробе встретить подобную вещицу – все еще большая редкость. Меня радует, что постепенно это становится модным среди минчан, но это далеко не стойкая тенденция.
Так или иначе вышиванки оказались вполне прибыльным делом. Маргарита с мужем, по их словам, равномерно загружены заказами. И, несмотря на то что девушка упорно не желает называть свое дело бизнесом и отрицает, что вышиванка превратилась в модный тренд среди минчан, страницы в соцсетях и личные профили доказывают обратное.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: личный архив героини.