Кто такие небинарные люди? Что значит цисгендерность? А что такое интерсексность? Разобрались в неглупых вопросах про гендер

Кто такие небинарные люди? Что значит цисгендерность? А что такое интерсексность? Разобрались в неглупых...
Вместе с экспертом разобрались в самых частых вопросах и актуальных терминах, связанных с темой гендера. Если запутались во всех этих новых словах и не до конца понимаете, что они значат, – почитайте.

Вместе с экспертом разобрались в самых частых вопросах и актуальных терминах, связанных с темой гендера. Если запутались во всех этих новых словах и не до конца понимаете, что они значат, – почитайте.

Содержание

Для начала: что такое пол, гендер и гендерная идентичность – и в чем между ними разница

Тони Лашден

квир-фем-активистка, соосновательница минского подружества «‎Тендер на гендер»‎, магистерка гендерных исследований и права

Пол – это совокупность разных телесных характеристик, которые включают в себя много факторов. Например, первичные и вторичные половые признаки – есть ли у нас влагалище или пенис, присутствуют ли яичники или мошонка, где растут волосы и в каком количестве.

Есть еще и такое понятие, как гормональный пол: какие гормоны у нас есть, в каком они количестве и как тестостерон и эстроген взаимодействуют друг с другом. Еще есть хромосомный пол – он определяется на основе того, какими хромосомами мы обладаем.

Каждая из этих характеристик, связанных с нашим телом, может быть в разных формах, и часть вещей, связанных с полом, глазу невидима. Так что на самом деле нет никакой уверенности, является человек мужчиной или женщиной, если не знать всех этих признаков.

В свою очередь, гендер – это система социальных установок и норм, которые выдвигаются к людям на основании того, как их считывают окружающие. А вот гендерная идентичность – это то, как человек ощущает и описывает себя сам среди всех этих традиций, норм и предписаний.

Откуда появилось столько понятий и терминов? Кажется, еще не так давно были мужчины, женщины и трансгендеры – а вот уже много новых непонятных слов

– Это скорее вопрос языка. Слова для новых идентичностей появляются тогда, когда у людей возникает запрос, как им себя для этого мира описывать. Нам всем очень важно как-то презентовать себя другим, поэтому появление новых терминов по большому счету указывает на желание каким-то образом себя обозначить.

Почему же таких слов становится больше? Потому что появляется больший доступ к знаниям, связанным с вопросами сексуальности и идентичности, и больший интерес к этому.

К тому же появляется больше активистов и активисток, проектов, книг, которые рассказывали бы людям о том, что существуют разные варианты жизни – и что не обязательно тащить на себе ярмо гендерных норм для того, чтобы хорошо себя чувствовать и жить благополучно и счастливо.

Мне кажется, у некоторых людей определенная тревога по поводу того, что новых терминов становится больше, связана с непониманием, как с этим контактировать. Многие и хотели бы быть чувствительными к идентичностям других, но не всегда понимают, как это сделать правильно и корректно, поэтому и возникает такое напряжение.

Но бояться этого не нужно – это просто важный социальный процесс, когда все больше людей задумывается про себя и про свою жизнь.

А будет ли появляться еще больше новых слов?

– Скорее всего, будет. Но, вероятно, со временем какая-то часть из них отвалится, а останутся только те слова, которые будут с большим успехом описывать нас и наши идентичности.

Например, на моей памяти лет пять назад был большой интерес к тому, чтобы находить новые понятия, связанные с сексуальностью. Были большие дебаты по поводу терминов «бисексуальность» и «пансескуальность», и возникало много вопросов: может, это вообще про одно и то же?

Но со временем все пришли к тому, что разные люди могут называть свою сексуальность по-разному, и хорошо, когда у нас достаточно слов, пусть даже и чтобы говорить про одно и то же.

Нужно понимать, что все новые термины в первую очередь обсуждаются людьми, которые хотят применять их по отношению к себе. И как только закрывается какой-то важный смысловой вопрос о том, что это слово значит и нет ли повторений в языке или внутри наших сообществ, то оно или принимается и начинает активно использоваться, или за ненадобностью может быть отброшено.

Кажется, терминов становится все больше, люди начинают примерять их на себя и так начинают сомневаться в своей гендерной идентичности

– Ну, во-первых, если человек, услышав какое-то слово, начинает сомневаться в своей гендерной принадлежности, значит не так-то он или она были уверены в ней изначально.

Во-вторых, мне кажется, нам как обществу очень важно строить пространство для безопасного исследования и поддержки себя. Потому что, пробуя новое, вы можете получить приятный и полезный для себя опыт – и вместе с тем, например, убедиться в своей гендерной идентичности. К слову, с сексуальностью это работает точно так же.

Я думаю, что если бы большее количество людей имело возможность вне стресса и тревоги исследовать то, как они хотят выглядеть, какими практиками хотят заниматься и какие жизненные роли проигрывать, и при этом не боялись бы услышать, что они какие-то не такие и некрасиво поступили с чьими-то ожиданиями, то всем бы жилось гораздо свободнее.

А какие-то исследовательские вещи совершенно не обязательно означают смену вашей идентичности. Если вы всю жизнь носили брюки, а потом в один день вдруг решили надеть юбку, то, скорее всего, с вами ничего не произойдет. Процесс понимания чего-то о себе на самом деле очень долгий – и ничего не меняется за один день.

Люди не обязательно понимают свою гендерную принадлежность с детства? И если человек осознал ее во взрослом возрасте, то это не означает, что он «‎переобулся»?

– В детском возрасте очень большую роль играет то, что люди о нас говорят, и многие из этих слов мы воспринимаем как правду о самих себе. Когда человек взрослеет, он часто пытается исследовать себя и мир вокруг – и иногда его понимание о себе меняется, он начинает чувствовать себя иначе. Это может происходить, если у людей есть возможность честно и открыто разговаривать с собой о том, кто они есть, что им нравится и чего на самом деле хочется.

Но вместе с тем есть те, кто с самого детства осознали себя мальчиком или девочкой и живут с этим пониманием всю жизнь без дискомфорта или напряжения, чувствуя себя свободно и расслабленно в этих идентичностях.

А теперь поговорим о важных терминах. Что такое цисгендерность?

– Цис-люди – это те, кто идентифицирует себя в соответствии с приписанным себе полом. То есть если в детстве человеку сказали, что он мальчик, и он комфортно живет с этим осознанием и чувствует, что его телесность и самоощущения совпадают, – это цисгендерный человек.

А что такое трансгендерность и чем это отличается от транссексуальности?

– Вообще слово «трансгендер» как существительное – это калька с английского. В русском языке корректно говорить трансгендерные люди или транс-люди.

Трансгендерность – это такой зонтичный термин, который включает в себя практически все гендерные вариации и указывает на то, что человек чувствует, что его или ее идентичность отличается от той, которая была ему или ей приписана.

Есть транс-люди, которые проходят через полный цикл трансгендерного перехода: начинают принимать гормональные препараты, меняют гендерный маркер в паспорте, получают доступ к хирургическим операциям, которые помогают им привести свое тело в желаемое состояние.

Вместе с тем есть и большой процент трансгендерных людей, которые не хотят делать операцию, им достаточно только приема гормональных препаратов, чтобы выглядеть так, как они хотят. А есть и те, которым просто хотелось бы сменить документы.

Есть еще и термин «транссексуальность» – он уже устаревший, по большей части использовался в 2000–2010-х годах и описывал непосредственно тех, кто проходит через хирургические операции. Сейчас этим словом почти никто не пользуется, но вместе с этим внутри сообщества есть люди, которые идентифицируют себя именно как транссексуальных. Чаще всего это те, кто проходили процедуру перехода в 1990–2010-х, а в Беларуси это был очень специфический опыт. Для них важно удерживать в себе эту идентичность и продолжать называть себя так.

А небинарность?

– Если трансгендерность – это как бы зонтик, то небинарность в него входит. Это одно из его проявлений, которое заключается в том, что люди, которые идентифицируют себя как небинарных, не описывают себя ни как женщин, ни как мужчин. Это не те и не другие – а иная, третья опция.

Агендерность

– Это про людей, которые не описывают себя категориями гендера. И все же это не синоним небинарности. Если представить себе гендеры как спектр, где на одном конце будут мужчины, а на другом – женщины, то небинарные личности будут где-то по центру, а агендерные – вообще нигде, за пределами этого спектра. Они не могу соотнести себя вообще ни с какой идентичностью и не чувствуют связи ни с одной из категорий.

Квир

– Вообще слово «квир», скорее, связано с сексуальностью и может использоваться в нескольких значениях.

Первое – его можно использовать как синоним для негетеросексуальных людей, не указывая, какая конкретно у человека сексуальность.

Второе – это может означать людей, которые ненормативно идентифицируют себя и в поле гендера, и в поле сексуальности. То есть человек не ощущает себя ни как женщина, ни как мужчина, но при этом не является гетеросексуальным.

Кроме этого надо сказать, что исторически значение слова «квир» изначально было оскорблением, и многие активисты и активистки использовали его в качестве такой радикальной идентичности. Ее они брали себе для того, чтобы работать с темой гомофобии и ЛГБТКИ-фобии в США.

В Беларуси есть прекрасный активист Андрей Завалей, который, вдохновляясь всей этой историей про квиров, написал «Манифест пидора» и гордо нес на себе эту пидорскую идентичность, как он сам это называл.

Гендерфлюидность

– Слово «флюидность» значит «пластичность». Следовательно, гендерфлюиды – это люди, чья гендерная идентичность может изменяться. В какой-то период времени они могут ощущать себя определенным образом, а в какой-то – по-другому.

Интерсексность

– Это слово описывает скорее не гендерную идентификацию, а телесное состояние человека, который рождается с половыми вариациями и признаками обоих полов: например, у него не развиты яичники, а вместе с тем всеми нами он может считываться как женщина. Таких людей на самом деле достаточно много – по данным ВОЗ, как минимум 1%.

Если говорить про гендерную идентичность, то часто интерсекс-люди ощущают себя как женщин или как мужчин, но в документах у них может быть совершенно другой гендерный маркер. Например, у человека может быть пенис и мошонка, но кроме этого развиты молочные железы. Он может полностью осознавать себя как мужчина, жить как мужчина и выглядеть как мужчина, но при иметь паспорт, в котором указано, что этот человек – женщина.

С этим связано то, что часто именно интерсекс-люди поддерживают трансгендерных людей в плане доступа к медицинским сервисам, потому что при особенных вариациях им тоже могут быть необходимы гормональные препараты или хирургические операции.

Но мы рассмотрели идеальную ситуацию, где взрослый человек, уже осознающий себя каким-то образом, хочет привести свое тело к какому-то определенному состоянию.

К сожалению, большинство интерсекс-людей не находятся в таких условиях. Из-за большой стигматизации этой темы в обществе такие люди часто подвергаются принудительным операциям еще при самом рождении – и в некоторых случаях врач даже может не сообщать родителям о том, что их ребенок имел какую-то интерсекс-вариацию. Так что люди могут узнать об этом уже во взрослом возрасте и совершенно случайно.

Как обращаться к человеку, чьей гендерной идентичности ты не знаешь: он, она, они?

– На самом деле это вопрос про всех – а не только про людей, которые не являются цисгендерными. Когда вы не знаете человека и не уверены, как он сам про себя говорит, то важно просто спрашивать.

Бояться этого не нужно – поверьте, если вы задались таким вопросом, то человек, скорее всего, будет только рад подсказать вам, как правильно с ним коммуницировать. Вот возможные варианты: «‎Как я про тебя могу говорить?» или «‎Какое местоимение ты используешь?»

Если все-таки спрашивать такое вам некомфортно, можно просто послушать и дождаться, когда человек сам упомянет себя в каком-то конкретном роде.

Постепенно это входит в культуру коммуникации. Часто, заходя в молодежные сообщества, я слышу, как люди представляются, например, так: «‎Меня зовут Саша, и я говорю про себя “она”‎». И все сразу понимают, что вне зависимости от того, как Саша выглядит и разговаривает, к Саше надо обращаться вот так.

Но вообще это связано не только с идентичностью, а в принципе с уважением границ окружающих и с желанием делать коммуникацию более комфортной. Так что, повторюсь, не бойтесь спрашивать – это может помочь даже в случае, когда человека зовут Катя и она терпеть не может, если ее называют Екатерина.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Unsplash.com.

поделиться