Накануне Ночи музеев вместе с видеосервисом VOKA подготовили для вас мини-экскурсию по запасникам Национального исторического музея, которые вы могли бы никогда и не увидеть.
Что еще за запасники?
Сегодня в фондах музея хранится самая большая коллекция в стране – более 400 тысяч интересных и уникальных экспонатов. Часть из них включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Увидеть все сокровища, увы, невозможно: многие находятся в запасниках, где ждут своего звездного часа. Поэтому этот топ-10 – всего лишь небольшая часть редких экспонатов музея.
1Это не постер и не литография – это часы. Им 240 лет
Не только мини-энциклопедия по астрономии и географии, но и настоящее произведение графического искусства – эти солнечные часы, «видевшие» падение крупнейшего государства Европы. Они были сделаны в 1779 году и стали свидетелями смерти Речи Посполитой.
На оловянной доске – тексты на польском и латинском языках, из которых можно узнать о периодах лунного затмения, движении планет и их расстоянии до Земли. Центр украшают выгравированные рукой – к сожалению, неизвестного – мастера фигуры младенца Иисуса и Иосифа. Есть и три гномона – стержни, по тени от которых и определяется время.
2Пистолет, который можно было использовать как холодное оружие
Свидетельство достатка и высокого положения в обществе, а в случае необходимости еще и холодное оружие. В свое время колесцовый пистолет пользовался огромной популярностью, особенно среди кавалеристов-аристократов, для которых оружие – демонстрация определенного престижа и статуса.
Колесцовые ружья и пистолеты считались элитным и дорогим оружием, которое могли себе позволить только богатые люди. Самая сложная его деталь, а их было очень много, – кремневый (колесцовый) замок. Это колесико с насечкой, которая при вращении высекает искру, а та поджигает порох. Изобретен механизм был в начале XVI века Леонардо да Винчи.
Перезарядка колесцового пистолета занимала достаточно много времени, поэтому в случае необходимости его можно было использовать как холодное оружие, ухватив за ствол.
3Амфоры из Гродно, которым 9 веков
На первый взгляд может показаться, что это обычный кувшин или амфора. Это голосник из легендарной Борисоглебской (Коложской) церкви в Гродно, датируемый ХII (!) веком. Множество керамических сосудов, встроенных в своды храма, стали его уникальной особенностью.
А еще – и оригинальным декором, благодаря которому архитектурная жемчужина Беларуси может похвастаться замечательной акустикой и прекрасным звучанием церковных песен. Все потому, что голосники «встраивали» в стены горлышками наружу. Таким образом, расположенные вверху, они «открывались» в интерьере храма.
Но и это еще не все. Некоторые эксперты считают, что голосники были и важными деталями, которые позволяли облегчить конструкцию церквей. Поэтому эти керамические сосуды – своеобразный символ белорусской архитектурной традиции ХII века.
4Уникальный документ, который знаменитый архитектор получил в Париже
Бесценный раритет – диплом №18 Академии изящных искусств в Париже, выданный в 1909 году после окончания первого курса выдающемуся белорусскому архитектору, инженеру-строителю Леону Витан-Дубейковскому.
Костел в Видзах, Петропавловский костел в Дрисвятах, Марианский монастырь в Друе – вершины творчества архитектора, благодаря которым он по праву считается родоначальником отечественного модерна и неоготики. Многие современники называют его «белорусский Гауди».
Однако Леон Витан-Дубейковский был не только архитектором, инженером-строителем, а еще и писателем. Вдохновившись «Дудкай беларускай» Франтишка Богушевича, он оставил потомкам книги по истории Беларуси и искусству. Помогал издательству «Загляне сонца і ў наша ваконца».
Произведения архитектора, его проекты, тетради сегодня хранятся в Национальном музее Литвы. В собрании нашего исторического музея есть выполненные им наброски и, конечно же, бесценный раритет – парижский диплом. Это уникальный документ по истории белорусской архитектуры.
5То, что уже не услышать около Комаровки, но можно в песнях группы Metallica
Если вы любите слушать группу Metallica, то, скорее всего, знаете, как звучит лира. Музыканты частенько используют этот струнный инструмент в своих треках. И не только они.
В историческом музее он тоже пользуется популярностью, как и вся коллекция музыкальных инструментов. Особое внимание – колесной лире 1809 года, которая переехала в Минск из Белорусского историко-этнографического музея им. Ивана Луцкевича в Вильно.
Она намного легче первых колесных лир, рассчитанных на двоих – музыканта и его помощника, который крутил ручку. Поэтому популярен в Европе музыкальный инструмент стал только после «похудения».
В XV веке лира пользовалась спросом у бедняков, бродяг и слепых музыкантов: под нее исполняли песни, читали стихи и сказки. Былое величие ей вернули спустя 300 лет европейские аристократы.
На улицах же Минска последнего лирника видели в конце 1940-х годов в районе Комаровского рынка.
ВАЖНО: в этом году в историческом музее традиционно пройдет «Ночь музеев» – только онлайн. Что вас ждет? Рок-фолк-опера «Чарадзей», ночной концерт во дворике музея и много других интересных сюрпризов.
Бесплатная трансляция будет доступна для всех желающих в любой точке мира, с любого цифрового устройства и без авторизации на видеосервисе VOKA в ночь с 16 на 17 мая. Старт – 21:00.
67Хрупкое блюдо и суповая миска из королевского мейсенского фарфора
Хрупкое блюдо из королевского мейсенского фарфора – в экспозиции одного из самых популярных музеев страны в центре Европы. Пожалуй, забытый немецкий мастер, который создал его в XVIII веке, даже и не мечтал о такой судьбе для своего творения.
Его центр украшает прелестная птица. Кажется, что сейчас она оживет – и правда «вылетит птичка». На овальных выступах – бабочки, стрекозы и другие милые насекомые. Удачно подчеркивает края и позолоченная оправа.
Хорошим дополнением к блюду станет суповая миска из такого же королевского мейсенского фарфора с красочным сюжетом, декоративной лепкой и росписью золотом.
8Ваза, которую хочется не съесть, а почитать
Совершенство формы, блеск и гармония красок, тонкость и изящество работы. Эта ваза, изготовленная в XVIII веке в мастерских небольшого итальянского городка Кастелли в области Абруццо, заняла достойное место в коллекции исторического музея.
Выполнена она в технике майолики. Это разновидность керамики, которую «готовили» из обожженной глины и расписной глазури. Кстати, о росписи. На эту вазу нанесена istoriati – картина с повествовательным сюжетом. Идеи для них брали в основном из греческой мифологии. Например, прототипом росписи для этой вазы стал миф «Аполлон и музы».
9Стародавний сосуд из китайского дворца
Конкуренцию итальянской вазе вполне может составить вот этот сосуд «гуань» с крышкой из бело-синего фарфора, созданный в частных мастерских в Китае. Он, конечно, «скромнее», но не спешите: такие сосуды были обязательной частью декора интерьеров дворцов Поднебесной. Кстати, роспись сделана в популярном классическом жанре китайского искусства «цветы и птицы».
10И напоследок: как думаете, это лев? Или собака?
На самом деле – и то, и то. Традиционные скульптурные изображения китайских львов называют Небесными львами Будды (Лев-страж). А вот в фэн-шуй они именуются собаками Фо.
Создана эта скульптура в частных мастерских в Китае. Для росписи использованы эмалевые краски, кобальт (рисовать им очень сложно, так как кобальтовая краска склона давать потеки и пятна) и золото.
На лбу у льва – иероглиф «ванг», обозначающий правителя или императора.
Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Национального исторического музея – ученого секретаря Олега Ладисова, главную хранительницу Зою Курьянову и научную сотрудницу Марину Казанцеву.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из архива Национального исторического музея.
ООО «Вундербай», УНП 192153894