За какой-то десяток лет скульптор Владимир Жбанов изменил образ Минска до неузнаваемости. Его городские скульптуры незаметно стали приметой города. 16 января 2012 года Жбанова не стало. Это интервью он дал CityDog за неделю до своей смерти. Отрывки из него читайте далее.
…Я слепил «Даму на скамейке», маленькую скульптурку, за три года до того, как ее поставили в Михайловском сквере. Стояла на окне в мастерской. А повод слепить её был простой. Мы с женой собрались ехать на дачу, вышли, я ей говорю: «Я тебя просил купить пива!» – «Хм, я не купила!». Вижу, она такая спокойная, а я начинаю заводиться: почему она не купила пива??? Ну и сделал ей больно: взял и вышел прямо напротив мастерской, зашел, схватил кусок проволоки, пластилин и сделал назло своей жене гордячку в шляпке. И знаете почему? Я ее наказал! Образно! Мол, сидит тут гордячка бронзовая, ни потрогать, ни поцеловать. Так вот и будешь сидеть все время там! ....... Я не боюсь приглашать с собой [на просмотры – CD] конкурентных людей. Я вижу, что в этом месте этот скульптор мог бы быть уместным. Так вот только несколько человек соглашались, остальные говорят: а-а-а, ничего не будет. Что я забил себе нишу, что чуть ли не Павлов [Михаил, бывший мэр Минска – CD] был у меня в родственниках. ....... У нас ставят скульптуру, мне раздается звонок: «Володя, это не твоя работа?» А что, не видно, что не моя??? ....... Нельзя городскую скульптуру ставить в глухие микрорайоны. Я живу в Веснянке. Когда я въехал, тут была скульптурка – земной шарик и стрижи. Их раздолбали-разломали. Когда такие скульптуры появляются в таких скрытых местах, их легко украсть. ....... Вот вам нравится стела? А в народе ее называют «Шприц». Группу напротив филармонии называют «Чернильный прибор». А мои скульптуры… Один раз только студент написал в шляпу, и голый мужик как-то ночью залез на «Лошадь». Мои скульптуры может быть тем и симпатичны, что забавны. [А забавны, – CD] потому что у меня политика игрушек. ....... Когда я начинал, мне было уже 50 лет. К этому времени меня уже все обошли. Я как-то встретил сокурсника на выставке, он говорит: «Слушай, Жбанов, это ты? Тебя на всех каналах, во всех журналах? Ты ж за девками весь институт пробегал, пластинки носил продавать! А мы сидели в этих мастерских! Ты как-то легко выскочил! Тут что-то не так!» ....... У проституток появляется новенькая, а ей говорят: уйди отсюда, тут наше место. В искусстве более интеллигентно, но по сути… Вот вижу я одного художника, который начал копировать покойника: тот ушел, освободилась ниша – можно занять. ....... В художественный совет должны входить историк, журналист, писатель, архитектор, живописец и скульптор – всех по одному. Тогда каждый сможет судить со своей колокольни и высказать здравую мысль. А когда большая половина в худсовете – художники, как это сейчас, тогда и начинается грызня. И еще я спросил бы искусствоведа. Искусствовед – лицо независимое, им все равно кого ругать, скульптуру или живопись. ....... Знаете, я не сижу, колупаясь в носу и думая: а чем бы это мне сегодня заняться? У меня настолько насыщенная жизнь, нет времени просто! Раньше время было. Где-то год после открытия «Дамы на скамейке» я был настолько не востребован, что даже плохо жили. Только случай меня спас. ....... Какие из своих работ самые любимые? «Лошади» возле Ратуши – они там вписались. «Дама на скамейке». Многие говорят, что «Девочка» самая лучшая, но я не очень с этим согласен. «Почтальон» хороший. «Лошадка» с натуры хорошо получилась… |