«Вечером спасаю Готэм-сити» – зачем минчане переодеваются в супергероев?

«Вечером спасаю Готэм-сити» – зачем минчане переодеваются в супергероев?
В Минске уже не первый год существует целая сеть единомышленников, которые проповедуют детские развлечения со взрослыми стандартами.

В Минске уже не первый год существует целая сеть единомышленников, которые проповедуют детские развлечения со взрослыми стандартами.

Пять париков, семь платьев, две сумки с косметикой – так белорусский косплеер собирается на фестиваль. Косплей – это не просто переодевание и игра в героев манги, аниме или любого другого фильма, это перенесение героя с экрана в реальную жизнь. Хочешь быть самураем? Будь им. Хочешь быть штурмовиком и ступить на сторону Силы? Пожалуйста.

Ежегодно в Минске проходят три фестиваля японской культуры – «Гансен», «Аматерасу» и «Хиган». К ним в прошлом году добавился конвент комиксов UniCon. И если за последние десять лет благодаря японским фестивалям почти каждый видел девушек в кимоно, то теперь настал черед западной фантастики. Конвент – это фестиваль, посвященный комиксам, видеоиграм и научной фантастике. 2930 марта в Минске пройдет Второй конвент комиксов UniCon. Кто приходит на эти фестивали, шьет для них костюмы и строит стенды?

«Раньше я работал специалистом сертификации в Госпромнадзоре»

Евгению 27 лет, в косплей попал в 2009 году на волне увлечения Японией с одним очень простым костюмом. Но собрал столько положительного фидбека, что желания продолжать хватает до сих пор. 

– Косплей начинается с того, что ты сидишь у кого-нибудь дома и говоришь: «Было бы очень круто сделать вот такой образ». Создание образа занимает от пары недель до нескольких месяцев. И, будем откровенны, я лично не шью: только подбираю ткани, детали, делаю набросок – мне нравится творческая сторона процесса. Если бы все делали свои костюмы сами, мужского косплея как явления просто бы не существовало.

Для меня важно сделать качественный образ, поэтому я обращаюсь к профессиональным швеям, фотографам и визажистам. Говорят, косплей – детская забава. Но когда впервые сам оплачиваешь себе костюм, понимаешь, что надо искать работу.

Костюмы иногда перепродаю, чаще всего за границу. В Беларуси не так много людей в косплее, чтобы один запоминающийся костюм можно было несколько раз использовать. У меня куча всего накопилось; открываешь шкаф и по желанию можешь быть Женей, а можешь быть воином космического флота.

Раньше я работал специалистом сертификации в Госпромнадзоре: на работу идешь в рубашке и галстуке, а в отдельном чехле несешь костюм. Чувствуешь себя кем-то вроде супергероя. Никто не должен узнать, чем ты занимаешься в свободное время!.. Теперь работаю в фирме переводов. На работе я не один косплеер, так что наш начальник уже привык следить за тем, кто какие призовые места занимает.

«Насчет учебы и работы не переживаю – это как-то вторично»

Рине 22 года, в косплее уже три года. Сначала у нее было несколько очень простых костюмов для фестивалей, «чтобы побродить среди своих и пообщаться с людьми».

– Но потом конвенты стали развиваться, аудитория стала больше, и захотелось делать более продуманные образы. Косплей – это не просто переодевание в другого человека, ты отыгрываешь персонажа. Для меня это возможность вжиться в образ, который сама себе выбрала и сделала. Ну и что таить, косплей приносит известность в широких кругах. Кто скажет, что занимается этим не ради внимания и признания, бессовестно соврет.

Для меня принципиально важно сделать все самой. Для косплея я научилась шить с нуля: пошла на курсы, получила сертификат – и теперь сама себе специалист. Вышивка, макияж, украшения – все своими руками. На это уходит от трех недель до полугода в зависимости от выбранного персонажа, но я не тороплюсь и стараюсь скрупулезно сделать костюм.

Реальной жизни это не мешает, потому что моя реальная жизнь – это и есть фестивали. Время проходит от фестиваля до фестиваля: там все друзья, знакомые, интересные мне люди. Поэтому особенно насчет учебы и работы я не переживаю – это как-то вторично.


«Вечером спасаю Готэм-сити»

Веронике 27 лет, косплеем она занимается восемь лет. В самом начале обращалась к профессиональным швеям, но цены выросли – и девушка начала делать костюмы сама.

– Мне нравится сама возможность совмещать обычную жизнь и жизнь косплеера: днем я в офисе, а вечером спасаю Готэм-сити.

Сейчас я справляюсь с костюмом за три дня. Если образ тяжелый – шью около недели. Здесь главное не столько желание сделать «очень красиво», сколько усидчивость и собранность. Меня никто не заставляет делать по костюму в неделю, к тому же я работаю, и для меня косплей – это отдых, а не гонка «кто быстрее сошьет». Если работы много – в косплее перерыв. Нужно понимать, что большая часть денег тратится потом на ткани, поэтому смысла пренебрегать работой нет.

Я очень быстро нашла команду, с которой мы постоянно работаем: фотограф и еще один косплеер. И за все это время мы вышли на профессиональный уровень. Постоянно участвуем в конкурсах, ездим за рубеж, привозим домой награды. Самое приятное – это фотосессии для журналов.


«Большая часть зарплаты идет на костюм»

Косплеем Кристина занимается с 2008 года (сейчас девушке 25 лет). Тогда в Минске была очень популярна японская культура, и она тоже носила кимоно и кошачьи ушки. Но увлечение японщиной прошло, вернулась старая любовь к видеоиграм, благодаря которой Кристина работает в игровой сфере.

– Для меня грань между косплеем и реальной жизнью размыта, потому что я работаю в игровой сфере и от работы езжу на фестивали. Раньше о таком можно было только мечтать – я сшивала два куска ткани в последнюю ночь и так шла на фестиваль. Но через несколько лет начинаешь задумываться о том, как делать качественные образы, – это ведь не только тряпка, как у главного героя. Это аксессуары, визаж, прическа, тысяча мелочей – от брелока на ключах до корешков книг на съемке. Смотришь на чужие костюмы, обращаешь внимание на то, что делают за рубежом, и понимаешь, что хочешь делать лучше. Проблема в том, что вначале ты проводишь за швейной машинкой в худшем случае пять часов. А потом осознаешь важность фасона юбки, формы рюшей, складок, замочков и сидишь за ней от пары недель до полугода.

Кроме шитья ты открываешь для себя вышивку, батик, крафт, дизайн – и если костюм того требует, я иду к швее. Сшить хороший костюм дорого. Нужно быть готовым большую часть своего заработка отдавать на костюм. Хорошая ткань, дорогая фурнитура, работа швеи – и вот уже 300400 долларов только на платье. А еще нужен парик, косметика, обувь и фотограф. Я стараюсь максимально сделать все сама, потому что для меня это возможность творчески проявиться. Не просто побыть моделью для чужого костюма, а окунуться в атмосферу любимой игры, почувствовать персонажа.


«А есть стадия Завтра с 6:00 до 21:00 будем пилить и красить»

Никита – глава стенда игры Mass Effect. Делать стенды для фестивалей косплея он стал два года назад, в 17 лет.

– Что такое стенд? Это представление того, что тебе нравится, для людей, которые не имеют ни малейшего понятия об этом. Например, ты ничего не знаешь о Mass Effect. А я Mass Effect очень люблю. И моя задача как организатора стенда представить эту игру так, чтобы ты подумал: «Черт! Я хочу в это поиграть!»

Как набирается команда? Я бросаю клич в социальных сетях: «Пусть те, кто любит Mass Effect, докажут это!»  и к нам стекаются люди. Мы присматриваемся друг к другу, знакомимся и решаем, как именно мы хотим представить игру. Затем делаем эскиз стенда и решаем, что там будет.

Прошлогодний стенд начинался с заявления: «Распечатаю картинок и постеров, сделаю призы, викторину да каверзных вопросов, и все будет прекрасно!» В этом году все куда серьезнее. Во-первых, нужно записать все грандиозные идеи на листики. Во-вторых, прикинуть расходы на материалы. Ужаснуться. Пересчитать. Подумать, что эта цифра ближе к реальности. В-третьих, закупить материалы так, чтобы еще на следующий UniCon осталось. Чтобы не отсылать парня в костюме пришельца за клеем в магазин.

Наш стенд делается разными людьми: дизайнеры и скульпторы, которые делают декорации из игры, универсальные рабочие, которые делают что угодно с таким энтузиазмом, что хочется отдать им диплом по специальности «строительство». У нас есть косплеер, который оживит основного персонажа вселенной.

Мы делаем подкаст «Навигатор Mass Effect», специально для конвента, и снимаем видео на Youtube. Сколько времени мы на это тратим? В зависимости от того, на какой стадии находится проект. Есть приятная стадия: «Давайте два часа попьем чай и пошутим шутки». А есть стадия «Завтра с шести утра до девяти вечера мы будем пилить и красить». Я раздаю локальные задания, которые можно делать дома, между учебой или работой. Стараюсь сделать так, чтобы людям хотелось работать ради стенда. Мне это дает возможность чувствовать себя настоящим. Переписывание конспектов лекций радости не приносит, а от нового выпуска сносит голову. Быть нормальным – скучно. Быть гиком – 365 дней праздника.


«Лера, могу построить лестницу и полку для фигурок»

В этом году у 19-летней Леры второй UniCon. В прошлом году девушка помогала команде сериала «Доктора Кто» – синяя будка как раз оттуда.

– Это главный символ Доктора. Вторым вариантом было выстроить Лондон в помещении фестиваля. Но от него мы отказались. И очень зря. В этом году я делаю стенд «Автостопом по Галактике». Почему я вообще это делаю? Я очень люблю эту вселенную, поэтому буквально через пару дней после проведения предыдущего конвента сказала: «Ребята! Нам не хватает «Автостопа»! Я хочу делать стенд!» Ребята посмотрели на меня и ушли. А я и мое желание делать стенд остались.

Стенд начинается с идеи, продолжается набором команды и придумыванием концепции. Ты не можешь просто поставить стол посреди зала и ждать, что что-нибудь произойдет само. Ты продумываешь конкурсную программу, всякие развлечения внутри стенда – и обдумываешь, что именно ты собираешься делать с аудиторией.

Я прихожу домой с учебы, ем, делаю стенд, ложусь спать и посреди ночи поднимаюсь доделывать стенд. Времени это отнимает много. Мешает ли это основным занятиям? Нет, а вот основные мешают! Поэтому я от них всех отказалась. В последние семь месяцев я общаюсь исключительно с ПВХ-досками и членами команды. Никуда не выхожу, с новыми людьми не общаюсь – у меня тут стенд.

Все делать приходится самим. И у многих это работа «по специальности»: дизайнеры шьют и рисуют, журналисты пишут аналитику, буклеты и делают промо-материалы, архитекторы строят стенд. Я в своем резюме так и напишу: «Лера, могу построить лестницу и полку для фигурок».

Фестиваль любителей фантастики Universe Convention (UniCon) пройдет 2930 марта в ДК МАЗ (пр-т Партизанский, 117а, метро «Автозаводская»). Вход платный – дополнительная информация тут.


  Фото из личных архивов героев.

Еще по этой теме:
Этнографическая экспедиция по минским квартирам
Как эко-дружественные семьи живут в Минске
Скажите: в какие компьютерные игры вы играете?
поделиться