Она могла стать «обычной пенсионеркой», но открыла свой бизнес и считает, что это было правильное решение. Историю минчанки Людмилы Серегиной читайте в рубрике «Натхняльнікі», которую мы создаем вместе с МТС.
– Ко мне в школу однажды пришел мальчишка учиться. Ходил на занятия вечно простуженный, – в голосе Людмилы Серегиной чувствуется небольшое раздражение. – Я ему говорю: «Иди вылечи нос, прекрати сопли сюда тягать». Он не слушал – в итоге отправила из школы.
И что вы думаете? Стал парикмахером! Говорю: «Вот и правильно! Стоишь, сзади волосы чешешь. Это более-менее». Парень понял мою шутку и не обиделся.
Серегина не берет в свою школу грима всех желающих. Перед набором проводит собеседование: в критерии отбора входит внешность. По ее словам, гример должен приятно пахнуть и опрятно выглядеть.
Про талант и характер гримера Серегиной знают и на «Беларусьфильме», и на студии Довженко в Киеве, и на «Мосфильме» в России. Минчанка рассказывает, что не любит, когда ее отвлекают. Мол, если у тебя есть статус профессионала, то можно любую звезду строго попросить не двигаться. Одна актриса как-то довольно четко охарактеризовала нашу героиню: «Осторожно, этот гример откручивает головы, если что-то не так».
– Были актеры, которые не хотели гримироваться, выпендривались. Если я с ними в хороших отношениях, то «зажму» и предложу хотя бы нос загримировать. Раньше в кино косметику вообще не любили наносить. Говорю: «У тебя брови кучкой, нос потный и длинный, переносица широкая. Давай, хоть что-то исправим!».
Как все начиналось: «Я подумала: а что буду есть на пенсии?»
Людмила Александровна училась в школе в Витебске, когда в Московском индустриально-педагогическом техникуме открылся экспериментальный курс, где готовили гримеров для кино.
– Четыре года учебы, а потом трех лучших студентов из группы, включая меня, отправили на практику в театры разных городов страны – остальных распределили в парикмахерские. Я уехала в Казахстан.
«Бегала из театра в театр», работала в Благовещенске, Донецке, Москве, Бресте, Киеве. В итоге наша героиня переехала в Минск и стала работать на «Беларусьфильме».
– Раньше приезжал актер – мы бежим купить в буфет булочку, чтобы посмотреть на Табакова, Мартиросяна, Виторгана, Меньшова, Соколова. А теперь ко мне садится актер, я его гримирую, а он спрашивает: «Скажи, Мила, а в каком я городе?». Вы представляете, какое сейчас время, представляете, как снимается кино?
В такие моменты Людмила Серегина и стала задумываться, чем будет заниматься после пенсии – быть зависимой от режиссеров и актеров ей уже не сильно хотелось.
– Что я буду делать? Буду по картинам бегать? Так здоровья не хватит! В кино жесткий ритм: иногда спишь по 4 часа. Все на площадке отработали, а ты должен помыть кисти, приготовить усы, бороды, парики на следующий день. Я задумалась…
Совет открыть собственную школу нашей героине дала первая ее наставница Алла Чуря. Только после долгих советов и размышлений Людмила решилась на запуск проекта.
Так в 2013 году появилась школа-студия Милы Серегиной. Сегодня наша героиня рассказывает о нескольких десятках своих учеников, которые продолжают работать и строить карьеру гримеров и визажистов.
– Я учу от 8 до 10 месяцев. Первый набор студентов вообще полтора года учился – меня же все знают в индустрии, поэтому не хочу позорить собственное имя. Я не готовлю «приблизительных людей»: если делать, то во всем хорошо, иначе войдет в привычку.
Поэтому у меня сейчас есть ученицы, которые стали художниками-гримерами – это высшая профессиональная оценка! Юля Качанович, Рената Ересько, Валя Волчек, Лида Ельцова, Марина Мартинчик, Тата Новаш – запомните эти имена! – с гордостью говорит Серегина и буквально требует, чтобы мы написали имена ее учениц.
Во время нашего разговора Людмила Александровна постоянно повторяет: гример – это еще и психолог.
– Ты – последняя инстанция, после тебя актер уходит в кадр. Ты должен понимать его и любить, где-то помочь настроиться. Актеры же как дети – очень ранимые!
Сидела у меня на гриме актриса, у нее не получалась роль. Очень переживала, надеялась, может образ, который ей сделаю, как-то поможет ей. Так я ей просто волосы собрала и сильно заколола шпильками! «Класс, – говорит – теперь я понимаю, как мне играть!».
Ей за 60, у нее две работы, внуки – как она все успевает?
– Я сейчас хочу поменять формат школы, хочу расшириться и попробовать делать проекты в Средней Азии. Честно говоря, уже немного выдохлась, здоровье не то, – сетует Людмила Александровна, которая кроме собственного бизнеса преподает в Академии искусств, помогает сыну и его семье. – Надеюсь, еще взмахну крылом, а там подхватят!
С другой стороны, загруженность в школе и в вузе помогает ей грамотно планировать день и рабочую неделю, в которой обязательно остается время на себя: маски, массаж ног, спины.
– Если за собой не следишь, не заботишься, то много не проработаешь. А жить нужно всегда по полной программе, нельзя ставить на себе клеймо «пенсионер». Я и сейчас по возможности стараюсь путешествовать: думаете, мое поколение успело в жизни испытать удовольствие? Мы учились, бежали, работали – о чем вы говорите!
Вообще не люблю слушать о чужих болезнях. Болит – сделай массаж, прими холодный душ. Нужно уделять себе внимание. Я недавно перенесла серьезную операцию, лежала в больнице. Все в палате плачут. Сижу, думаю: а чего это я не плачу? И в это время отвечаю мужчине на письмо – он мне комплименты всяческие высказывает.
Напоследок Людмила Александровна признается, что ей всю жизнь морально помогало, когда рядом была своя компания. Всегда отмечали праздники, поддерживали друг друга, выручали: «Святое, когда есть хорошие друзья».
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by, из личного архива героини.
УП «Проспектпресс», УНП 101520868