На днях в кинотеатре «Беларусь» демонтировали последние пленочные проекторы. Накануне мы зашли в аппаратную и расспросили ведущего инженера Ирину Новикову, как ей работалось с пленкой и чем лучше «цифра».
Всегда хорошая погода
На улице жара, а в аппаратной прохладно и свежий воздух. «У нас тут всегда так, и зимой, и летом», – говорит Ирина Валентиновна. Оказывается, такие комфортные условия нужны для кинопроекторов, а точнее, для мощных ксеноновых ламп, которые освещают экран.
В «Беларуси» пять залов, все разной вместительности, самый большой рассчитан на 280 мест. В нем самый большой экран – 12 метров. Для этого зала светит самая мощная лампа – 6 тысяч ватт. Для остальных залов лампы чуть слабее: от одной до трех тысяч ватт.
Лампам нужна комфортная рабочая температура, не больше 45 градусов. Поэтому у них специальное воздушное охлаждение, а у ламп больше 3 кВт – еще и водяное.
Год назад в кинотеатре начались перемены – в двух залах пленочный проектор заменили на цифровой. «Минутку, подходит время сеанса, я должна запустить фильм», – Новикова смотрит на монитор и нажимает клавишу.
– Хорошая у вас работа, кондиционированное помещение, кнопочку нажимаете, между показами, наверное, масса свободного времени? (Улыбаемся.) А с пленкой так же было?
– Работа хорошая, но времени свободного нет. Нужно ведь постоянно контролировать процесс, пять залов – не один. Сеансы плотненько стоят, стараемся, чтобы если зритель опоздал на один сеанс, то смог пойти на ближайший в другом зале.
Я проработала всю жизнь в кино. Конечно, привыкаешь к пленке… Но и цифровая техника хорошая, ничего не могу сказать. С пленкой ведь определенные сложности в работе. Ее нужно готовить, переносить, наматывать на большие диски, потом беспокоишься, чтобы ее, не дай Бог, не поцарапать.
Считается, что с технической стороны использование цифрового оборудования более целесообразно. С пленкой больше хлопот. Она изнашивается, и транспортировать ее нелегко.
Поцарапаешь пленку, получишь выговор
Современная кодаковская кинопленка не имеет проблем с усадкой или разрывами, как старая, на триацетатной основе. Но технические повреждения получить может и она. Запал ролик – вот и царапина. Пылинка может приклеиться. Поэтому, когда идет демонстрация, должны соблюдаться определенные условия: чистота, порядок, температура, влажность.
Если на пленке появятся повреждения, точно будут неприятности на работе. Ведь после главного кинотеатра страны фильм отправляется дальше по Минску, порой в регионы.
Кинопленка имеет четыре категории качества, которые зависят от количества показов и степени износа. Повреждения снижают качество пленки и понижают ее категорию. Первая категория – от 0 до 90 сеансов, четвертая – свыше 400 показов. Там уже возможны механические повреждения и на кадре, и на звуковой дорожке. И по перфорации уже возникают повреждения, насечки, разрывы.
Кинотеатров в городе много и пленку крутили по очереди. Сначала в центральных столичных кинотеатрах, потом в кинотеатрах «второго экрана», потом в регионах. «Беларусь» в основном работает только с пленкой первой категории. А четвертая вообще практически нигде не используется.
Доставка пленки
В «Киновидеопрокате» есть специальная транспортная служба, которая развозит по кинотеатрам коробки с фильмами. Один яуф (так на профессиональном киношном сленге называют большие круглые коробки для кинопленки – прим. автора) может весить 15–20 кг, а фильм состоит из двух-трех, а то и шести частей.
Перед показом части кинопленки нужно склеить в одну ленту и перемотать на диск. Клеят обычным скотчем. Но есть и специальный, кинотоновский, от поставщика оборудования.
– Долго фильм готовить к показу?
– Как у кого. У меня быстро. В среднем полчаса, 40 минут. А потом уже только контролируешь процесс. В былые времена, когда было два кинопроектора, киномеханику надо было переходить с одного на другой. Теперь уже давно один, а еще у нас в «Беларуси» тут все компьютеризировано. Составляются программы показов, так что от начала до конца сеанса мы только одну кнопочку нажимаем.
Кино «для своих»
– А вы по ту сторону окошка, из зала, кино смотрите?
– Смотрю, но с технической целью: хожу, чтобы проверить качество записи, послушать звук, все ли в порядке. Это в первую очередь касалось пленки. Но с «цифрой» тоже надо проверять: бывает некачественная запись, очень редко, но бывает! Может быть, видели: в кино фильм идет-идет и – раз! – затормозился. Это вот и есть некачественная запись. Тогда правообладатели качают новую копию и присылают нам. А как обычный кинозритель – нет, не хожу. Сапожник без сапог.
– А можно устроить закрытый сеанс – для своих?
– Цифровые фильмы нам передаются с ключом-кодом. Без ключа мы фильм показать не можем, потому что он закодирован. Ключ дается на определенное время, на которое подписан договор с правообладателями фильма. Затем фильм остается в памяти компьютера, но показать мы его уже не можем.
Такая система, потому что правообладатели должны знать, сколько проводится сеансов, в какое время. И они могут нас контролировать. У нас стоят камеры видеонаблюдения в зале, и правообладатель в любое время может через интернет посмотреть, как идет сеанс и даже посчитать, сколько зрителей. Так что закрытые показы «для своих» исключены.
– А с пленкой можно было?
– То же самое и с пленкой. Пленку тоже ведь давали на определенный срок и на определенное количество сеансов. Конечно, на пленку ключа не было, но проблемы за несогласованный просмотр были бы точно.
… Пленка доползла до конца. Сеанс окончен. Кстати, аппаратура для кинопленки в отличном состоянии, ведь в «Беларуси» она использовалась всего пять лет, с открытия кинотеатра после реконструкции в 2008-м. Может, поедет в другие кинотеатры, где еще по старинке крутят кино?..
Фото: CityDog.by.
в "пленочных" залах картинка никакая... кривая по краям, вся в царапинах "ожогах", да и дрожит постоянно...
а они про пылинки и царапинки)))
У той жа час mpЗ і лічбавае відэа валодаюць сваімі спецыфічнымі вартасцямі.
Нішто не лепш - толькі справа густу.
Падвучыце матчастку.