В октябре 2019 года Татьяна Чипсанова стала победительницей в номинации «Лучшая фотоистория» журнала New Zealand Geographic. Редакция CityDog.by связалась с девушкой, чтобы узнать, как она работала над проектом.
Однако во время разговора выяснилось, что на фотографиях – приемная семья Татьяны. Белоруску вместе с 12-летней дочерью Лолой удочерили в племени тюхое.
Кто такая эта Татьяна
Татьяна Чипсанова занимается фотографией и копирайтом в Провинциальном музее города Нельсона (Nelson Provincial Museum) на Южном острове Новой Зеландии. А еще изучает маорийский язык в городском политехническом институте.
Вместе с дочкой и друзьями ездит на музыкальные фестивали, летом старается как можно чаще выбираться в походы: рядом с Нельсоном расположены три потрясающе красивых национальных парка.
«В Новую Зеландию мы с бывшим мужем переехали из-за работы»
– Я несколько лет жила в Бразилии и Великобритании, – рассказывает Татьяна. – Потом перед нами встал выбор: вернуться в Беларусь всей семьей или отправиться в Новую Зеландию. Мы уже склонялись к Беларуси, но проблемы с документами решили иначе. Отец моей дочери – бразилец. Хотя он получил предложение о работе в нашей стране, рабочую визу ему тогда так и не дали.
До переезда я почти ничего не знала о Новой Зеландии, но уже хотела ее увидеть: несколько художественных фильмов и восторженные рассказы о родине от новозеландских друзей не прошли зря.
Когда мы здесь поселились, я поняла, почему каждый новозеландец всегда возвращается домой. В этой стране все мировые проблемы кажутся такими далекими! Отключившись от новостей, можно представить себя жителем какой-то утопии: красивейшая природа, отзывчивые люди и захватывающая культура маори. Я сама удивилась тому, как сильно полюбила эту страну.
Маори не любят посторонних, но Татьяна завоевала расположение племени тюхое
После переезда я неожиданно для себя оказалась в сфере культурного и исторического наследия. Почти сразу нашлась интересная работа в государственном архиве Новой Зеландии.
В то время представители племени тюхое собирали материал об истории взаимоотношений своих предков с Британской Короной. Так мы и познакомились.
Первый раз я попала в племя, когда приняла приглашение от одной влиятельной женщины тюхое. Их племя не любит посторонних журналистов и фотографов. К счастью, в мире маори многое зависит от того, кто тебя приведет. То, что меня познакомила с соплеменниками именно тюхое, было очень важно для наших отношений.
Потом меня часто видели на территории племени, начали узнавать и постепенно привыкли. Сейчас я и сама знаю многих по именам.
На контакт с тюхое повлияли и новые тенденции в среде маори. Сейчас коренное население Новой Зеландии задействует своих фотографов, чтобы документировать события из жизни племени. Наверное, потому что на протяжении столетий о быте маори весь мир знал только из рассказов европейских колонизаторов. Их информация зачастую была предвзятой и отражала интересы переселенцев из Европы.
На новой работе я очень много узнала об истории страны и о народах маори. Я не оговорилась: здесь живут именно народы маори, и каждый из них уникален.
Так, среди других коренных жителей Новой Зеландии тюхое известны стремлением к независимости. Они сохранили свой диалект и традиции. Многие слова и фразеологизмы тюхое не встречаются у остальных маорийских народов.
У народа тюхое особенное место в истории Новой Зеландии. На контакт с европейскими переселенцами они вышли последними из маори. В 1840 году почти все племена маори подписали Договор Вайтанги о передаче управления страной королеве Великобритании. Этот договор лежит в основе новозеландского государства. К тюхое тогда просто не доехали: до 1865 года о них даже не знали.
Племя до сих пор живет на своей исконной территории в самом большом лесу Северного Острова – в заповедном парке Те Уревера. Тюхое независимы, но в то же время максимально гостеприимны. А еще мне очень импонирует их чувство юмора.
Однажды в дом семьи Тепа ворвался вооруженный спецназ
С семьей Тепа я познакомилась только через несколько лет после первого визита в племя. Моя подруга, Ваитанги Тепа, попросила сфотографировать ее многочисленную родню, живущую в деревне Руатоки.
Первый фотопроект о семье Тепа был далеко не радостным. Накануне в их дом по ошибке полиции ворвались вооруженные спецназовцы. Для семьи это стало потрясением, но не неожиданностью: у тюхое долгая история, в которой несправедливые рейды Британской Короны на мирные поселения не были редкостью.
Более того, в 2007 году правительство Новой Зеландии испытало на племени Тюхое новый закон о противодействии терроризму. Тогда деревня Руатоки была похожа на сцену из фильма о войне в странах третьего мира.
Сразу после этих событий закон отменили. В 2014 году новозеландское правительство попросило прощения у тюхое за конфискованные земли и годы гонений, но за ошибочный рейд перед семьей Тепа никто не извинился.
Среди племен маори распространен обычай усыновления – фангай
Суть обычая фангай (whāngai) в том, что ребенка воспитывают как родного не только его биологические родители. Фангай существует у маори с незапамятных времен, хотя и не признается государством официально.
Традиционно у тюхое может быть несколько пап и мам. Факт усыновления не скрывается, и детям разрешается жить на несколько домов. Чаще всего усыновителями становятся родственники, но приемная семья не всегда в биологическом родстве со своими детьми.
По правилам маори, фангай распространяется на сирот, незаконнорожденных детей или детей, чьи родители слишком молоды или бедны, чтобы воспитать их самостоятельно. Дедушки и бабушки усыновляют или удочеряют своих внуков для передачи древних традиций.
Были случаи, когда представители старшего поколения усыновляли молодых, но уже совершеннолетних людей. Несколько раз тюхое становились приемными родителями и для европейцев.
– Благодаря обычаю фангай семья Тепа вырастила более 25 детей. Мой тюхое-папа говорит, что дети не должны быть биологическими, чтобы их любить. В этом есть что-то от устройства мира в мифическом Золотом веке человечества, – думает Татьяна.
«Наши русские дочь и внучка»: как Татьяна и Лола вошли в семью Тепа
– В 2010 году я была на дне рождения почтенной родственницы старейшины племени, у которого мы останавливались на несколько дней. Тогда он впервые удочерил меня перед всей своей большой семьей. Наверное, так у них принято. Старейшина не был Тепа, но они хорошо друг друга знали.
Когда у меня появился контакт с Тепа, я начала регулярно документировать жизнь семьи. Рождение младших детей и взросление старших, работа на семейной ферме, болезни – на фотографиях остались самые важные события этих лет. Мы часто общались, и я рассказала, что мои родители умерли много лет назад.
Какой-то особой церемонии удочерения не было: в один день старшие Тепа попросили нас с Лолой звать их папой и мамой. Забавно, но по-маорийски «папа» и «мама» звучат так же, как и по-русски.
Нас они называют «наши русские дочь и внучка». Хотя я рассказываю своей маорийской семье о Беларуси, Тепа проще говорить всей деревне, что мы из России.
Тюхое очень позитивные и относятся к ситуации с юмором. Шутят, что выдадут меня замуж за одного из своих мужчин – тогда племя даст мне какую-то часть земли и право голоса. Но я ни на что не претендую: мне вполне достаточно моих фотографических проектов (смеется).
После удочерения я почувствовала связь с тюхое. Взаимный интерес только усиливался, и мы с Лолой искренне полюбили всю семью. Радуемся их успехам, переживаем за родителей: как и многие пожилые люди, они стараются скрывать от нас проблемы со здоровьем.
Нас приглашают на семейные праздники, и мы обязательно приезжаем, когда есть возможность. Так приятно, когда по возвращении в деревне Руатоки нас встречают радостные детишки и старики!
Я устаю от доминирующей в Новой Зеландии чопорной белой культуры, унаследованной от британских переселенцев 19-го века. Маори более свободные и открытые в своем семейном кругу, и этим они похожи на белорусов. Среди тюхое я могу по-настоящему отдохнуть.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: личный архив Татьяны Чипсановой.