Урбанист Святослав Мурунов: «Минску нужна общая столешница»

Урбанист Святослав Мурунов: «Минску нужна общая столешница»
Селфи двора, офисные распродажи и общество любителей отдыхать на траве – участники занятий под руководством известного российского урбаниста придумали городу много поводов для коммуникации. Мы узнали у Свята Мурунова, как бороться с минской серостью.

Селфи двора, офисные распродажи и общество любителей отдыхать на траве – участники занятий под руководством известного российского урбаниста придумали городу много поводов для коммуникации. Мы узнали у Свята Мурунова, как бороться с минской серостью.


Святослав Мурунов приехал в Минск уже не в первый раз и снова проводит воркшоп по созданию городских сообществ. Тех, кто не попал на занятия к очень эффективному тренеру, мы решили порадовать удаленным разговором и задали Святу самые волнующие вопросы. Например, недавний материал об эскапистах собрал почти две сотни репостов в Facebook – могут ли городские сообщества помочь горожанам стать внимательнее друг к другу?

Первым делом Святослав рассказал нам о том, как искать эскапизм и как его победить:

– Эскапизм как общепсихологическое состояние становится белорусским культурным кодом. Уход в себя нужно анализировать. В чем причины – в том, что невозможно самовыражаться, или не хватает каких-либо социальных движух, или нет возможности проявить свое творчество, или отсутствует какое-то понятное будущее? У эскапизма всегда есть очень понятные причины, связанные с жизненными сценариями людей, с медиапространством – что показывают по телевизору, о чем пишут в книгах, что рисуют белорусские художники, каково белорусское кино. Искусство как рефлексия очень быстро показывает, в чем причина психологических изменений в обществе.

Анализ причин позволил бы видеть какую-то давящую сверху плиту, некий такой тоталитаризм с человеческим лицом, контроль, который не оставляет человеку даже возможность свободно мыслить. Государство все регламентирует, все контролирует, из-за этого человек чувствует себя винтиком в машинке и не хочет думать об этом, потому что изменить он ничего не может. Демократия и политические партии не работают, человеку некомфортно, и для него эскапизм – это реакция, некое примирение с реальностью: «Ок, я не буду сейчас об этом думать, потому что это больно. Я лучше уйду в себя, и у меня будет свой внутренний мир, где будет красиво, где будет звучать музыка на улице, где будет вкусно пахнуть, где можно во дворе со всеми здороваться-знакомиться, где у меня есть возможность говорить и думать то, что я хочу, писать, ошибаться, вставать, падать, идти дальше». То есть существовать там, где сценарий более человечный. Это серьезная проблема, и Беларуси нужно запустить рефлексию в обществе: определить причины этого эскапизма, подумать, что с этим можно делать, как системно изменить.

А что делать, если инициативы рубятся городскими властями?

– Страх тоже влияет на эскапизм. Если государство не хочет менять правила игры, то дайте хотя бы горожанам, жителям своей страны, возможность свободно творить, общаться, проявлять себя. Пусть не в политическом плане: боитесь политических партий? Отлично, оставьте политику для себя. Но в плане города, в плане творчества, в плане социального взаимодействия – предоставьте свободу!

Можно посмотреть на факты: люди уходят в себя, возрастает алкоголизм, растет эмиграция, внутренняя иммиграция и так далее. Идут процессы, которые, может быть, пока незаметны с точки зрения цифр, ВВП и других показателей, но на улицах Минска явно мало людей, которые улыбаются. На улицах Минска не звучит музыка, на улицах Минска гоняют уличных музыкантов. Для меня было шоком, когда в Гродно я подошел к уличным музыкантам в переходе и попросил их сыграть песню Виктора Цоя «Перемен», они сказали: «За это нас сажают в тюрьму» и расплакались. Уличные музыканты расплакались – серьезные дядьки. И они не про политику, они про самовыражение, творчество, социальное взаимодействие. Человек – социальное существо, и без взаимодействия он чувствует себя замкнутым. Государство делает своих жителей несчастными, когда тотально все запрещает.

Кстати, в городе новый мэр. Что бы вы ему посоветовали?

– Новому мэру я бы посоветовал, прежде всего, сделать встречу со всеми неформальными творческими сообществами на нейтральной территории, не в администрации и не в Доме культуры, а, например, в парке или какой-нибудь библиотеке. Сделать не для того, чтоб отчитаться о том, что он построил или что сделал, не рассказать о своих планах, а устроить такой честный разговор: «Друзья, чего в городе не хватает? Какие правила нужно изменить? Каких пространств не хватает в городе? Какие регламенты мешают вам самовыражаться? Каких событий не хватает сообществам? Что нужно сделать для того, чтобы люди вовлеклись в городские инициативы, проектировали парки, проектировали дворы, изучали бы историю края, занимались бы современным белорусским языком?» То есть поменять риторику, поменять саму политику взаимодействия. Увидеть в городских активистах партнеров.

– А какие классные идеи уже появились на воркшопе?

– Мы генерируем идеи для создания новых сообществ: идей больше 80, там есть и идеи событий, и идеи сообществ, поэтому все их перечислять нет смысла, но есть интересные вещи. Мне нравится, что идеи, которые рождаются на этом воркшопе, все так или иначе связаны с культурой Беларуси, с восстановлением истории, причем не просто с восстановлением – «Давайте памятник поставим!», а с переосмыслением: «Давайте высаживать газоны в виде белорусской вышиванки!»

– Что бы вы сами добавили в минские парки?

– Ну, минские парки я бы перепроектировал. Они все хорошо спроектированы с точки зрения архитектурного ландшафта, т.е. там есть нужный ландшафт, есть растения, лавочки, но они абсолютно молчащие, я не узнаю историю Минска, прогуливаясь по его паркам. Мало интересных архитектурных форм, мало названий, мало функционала: не хватает красивых кафе, лектория, интересных пространств, где люди могли бы взаимодействовать, – открытой мастерской, детского пространства с белорусским колоритом.

Ландшафтные парки не стоит трогать, но нужно усилить их природную составляющую, природный эффект на горожанина: где-то добавить зону рефлексии, где-то поставить камень, чтобы люди сидели и думали, смотрели на него, где-то сделать интересные подвесные дорожки и места наблюдения за птицами, то есть наполнить парки функционалом и проявить их суть. А в каких-то городских парках добавить элементы городского взаимодействия: например, мобильные скамейки, чтобы горожане сами перемещали их по парку и ставили там, где удобно. Самое главное, чтобы скамейки были со спинками, потому что в парке часто гуляют мамы с детьми, пенсионеры, без спинок им плохо.

– Скоро начнется проект «Города», который вы планируете. Что там будет происходить?

– Мы планируем исследовательскую экспедицию в январе по четырем разным городам Беларуси, уже сделали предварительный анализ, посмотрели, кто там есть. Будем организовывать встречи, лекции, проектные семинары, такие вот микро-воркшопы. В каждом городе будем встречаться с активистами, представителями бизнеса, представителями власти. И генерировать разные идеи, передавать различные компетенции, как город можно было бы перезагрузить силами самих горожан, бизнеса и власти.

– Какие сообщества, по вашему мнению, сейчас доминируют в Минске ?

– В Минске преобладают коммуникационные сообщества – поговорить, рассказать, кого-нибудь с кем-нибудь познакомить, но не хватает сообществ действия. И причина этого кроется в первом вопросе и в первом ответе: слишком серьезный контроль, слишком серьезные запреты. Вы своей молодежи фактически запрещаете проявлять себя, заставляете их уходить в интернет, в интроверсию, становиться эскапистами в раннем возрасте  хотя, возможно, у них есть энергия и желание сделать свой город лучше. Возможно, у них есть проекты, связанные с преобразованием городской среды, с творчеством городской среды. Когда вы закрашиваете все граффити, то заставляете город молчать. Понятно, что архитектурные сооружения, сталинский ампир и другие здания в городе требуют осмысления и не надо их трогать, но промзоны, дворы, электробудки отдайте уличным художникам, сделайте так, чтобы подростки рисовали, а не сидели в компьютерных игрушках.

Пешеходная улица была чем-то очень воодушевляющим для минчан, теперь ее нет. Что делать? 

– Сейчас города возвращают себе понимание того, что пешеходные улицы – это важно, но здесь вопрос не про сообщества, а про урбанистику. Улица – это и есть комплексное восприятие города: пройдя по пешеходной улице, я могу понять этот город. Здесь очень важно, какие кафе, магазинчики, музейчики представлены на этой улице. Какие функции есть: лавочки, интересные архитектурные формы, ларечки, какие растут деревья, что с ландшафтом этой улицы, насколько она шумная. Проблема больших городов сейчас в шуме: в Москве, например, расширяя Садовое кольцо, вырубили все деревья, потом сделали чуть-чуть пешеходных бульварчиков, но говорить на них невозможно, потому то есть большой шум от машин. Минску хочется пожелать, чтобы он сохранил свои пешеходные улицы, сделал, может, зеленые насаждения, чтобы они защищали проезжую и пешеходную части, посмотрел бы, какие функции представлены на этой улице, какие есть названия.

Мы, кстати, вчера понаблюдали городскую среду и опять вскрыли проблему, что не хвататет названий на белорусском языке. Вы до сих пор пользуетесь русскими или иностранными словами, собственной культуры или стесняетесь, или не знаете, как правильно ее подать через современный дизайн. С этим можно работать. Мне не хватает, конечно, на улицах Минска вкусных запахов и хороших звуков. Мне хочется, чтобы на улицах Минска пахло драниками, кофе, булочками, десертами, чтобы звучали уличные музыканты  хотя бы летом, потому что это и делает город живым. Выступали какие-нибудь небольшие театральные коллективы, читали лекции на улицах, поэты какие-нибудь появились, потому что это делает улицу живой. Люди на улице знакомятся друг с другом и понимают, что город живет, начинают улыбаться, когда улица вызывает у них эмоции. Если на улице ничего не вызывает эмоций, мы все больше уходим в интроверсию и закрываемся. Минску не хватает улыбающихся горожан. Заставить вы их не можете, потому что улыбка сугубо персональна: если я чувствую себя хорошо, если мне интересно, я улыбнусь, поздороваюсь, а если мне страшно, плохо, грустно – я закроюсь, воткну глаза в асфальт и пойду с работы домой или из дома на работу.

У вас есть гастроном «Центральный» с общей столешницей. У нас в первый приезд была идея для парков Минска: общая столешница, за которой могли бы собираться профессора, омоновцы, студенты и всякие маргиналы и философы, – нам показалось, что это есть некий объединяющий людей культурный код. Не мешало бы в ваших парках сделать длинные такие столешницы, за которыми люди могли бы играть в шахматы, выпивать, разговаривать, есть колбасу с картошечкой. Почему нет? К улицам сейчас большое внимание, их нужно переосмыслять.

Практический семинар «Социальное проектирование: организация сообществ» был организован просветительским учреждением «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» в партнерстве с международной некоммерческой организацией Pact в рамках программы «Лидерство в местных сообществах».

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Отстаньте от меня, я в домике – почему среди минчан так много эскапистов
Сообщество открытых данных: «Теперь каждый может увидеть, живет ли он в опасном районе»
«Люди одевались вызывающе»: художник о городе и галерее начала девяностых
поделиться