Сайт urbanist.by опубликовал любопытное фотоэссе о минской колористике – в цветовых схемах других городов часто видят и объект культурного наследия, и ресурс для брендинга, навигации и улучшения городской среды.
Фотоэссе Марии Дубовицкой – легкая провокация; не ответ на вопрос о происхождении мифа серости, но приглашение подумать о способах его понимания и объяснения. Мария показывает «не-продуманную», спонтанную цветовую реальность Минска.

– Многие считают, что характерный для Минска цвет – серый. Так ли это? Или наше повседневное восприятие города определяется сложившимися ассоциациями, настроением и дошедшими до автоматизма привычками?
Я решила обратить внимание на цвета зданий и интерьеров, которые окружают меня каждый день на моем почти ежедневном маршруте «дом – университет». В результате получилось субъективное исследование фрагмента минской повседневности с оценкой только той визуальной информации, которая была получена одномоментно, на небольшом пространственном и временном отрезке.
Я выделила ключевые локации этого маршрута, а в каждой из них – основной цвет. Мне хотелось подумать над тем, какие эмоции и ассоциации этот цвет у меня вызывает в отрыве от среды. Ведь в своей повседневной жизни я чаще всего концентрируюсь на своих переживаниях и делах, поэтому городские объекты воспринимаются скорее с утилитарной точки зрения. Оказалось, я никогда не замечала, какие сложные и субъективно красивые цвета меня окружают!
По итогу проекта я выделила два базовых цвета пастельных тонов, которые так или иначе были свойственны каждой из выбранных мной локаций и были основой для акцентных цветов. Ни один из них не был ахроматическим (черным, белым или серым). Миф о «серости» Минска был разрушен. Возможно, его истоки лежат не в минских цветах и фактурах, а в социальном поле города: медиадискурсах, многократно рассказанных историях и устоявшихся представлениях горожан?














Этот материал – адаптированная версия статьи, подготовленной для студенческого журнала E.Note №4 (Eвропейский колледж Liberal Arts в Беларуси). Исследование выполнено в рамках курса Оксаны Жгировской «Современное искусство: исследование повседневности».
Презентация ECLAB 2018/2019 состоится 4 сентября в 19:00 в галерее современного искусства «Ў» (ул. Октябрьская 19).
Фото: Мария Дубовицкая.