Люди, истории
CityDog.io

«Одну из первых заказчиц нашла на улице». Минчанка создает крутые украшения из бисера по беларуским мотивам – оцените

«Одну из первых заказчиц нашла на улице». Минчанка создает крутые украшения из бисера по беларуским моти...
Минчанка Полина создает горлячки – женские украшения из бисера, которые были популярны в Беларуси в прошлом веке. На работу ее вдохновляют мотивы традиционной беларуской вышивки: узоры из текстиля она часто воспроизводит в своих работах.

Минчанка Полина создает горлячки – женские украшения из бисера, которые были популярны в Беларуси в прошлом веке. На работу ее вдохновляют мотивы традиционной беларуской вышивки: узоры из текстиля она часто воспроизводит в своих работах.

Полина работает продавцом, а в свободное время создает горлячки – женские украшения из бисера, которые были популярны в Беларуси в 40–50-х годах прошлого века. Узоры на них могут быть разными, но в классическом варианте рисунок – повторение геометрических мотивов рубах, скатертей и рушников.

Как рассказывает Полина, бисероплетением она увлеклась после начала войны в Украине. Именно в тот период в Сети появилось много украинского контента, из которого девушка узнала о существовании «силянок» – старинных украшений украинских женщин из бисера. Выглядели они как сплошные ровные или ажурные полоски, которые плотно прилегали к шее.

– Мне стала цікава, ці ёсць нешта падобнае ў беларускай культуры. Аказалася, што ў нас ёсць гарлячкі – адмысловыя ўпрыгажэнні на шыю. Бісерныя пляцёнкі часта рабілі рознакаляровымі. Трапляліся чырвоны, сіні, жоўты, белы і чорны колеры. Малюнкі залежалі ад таго, якую гісторыю хацела перадаць майстрыха. Мне захацелася гэта ўсё ажывіць і занесці ў паўсядзённае жыццё.

Пример традиционного беларуского украшения горячка.Узор для традиционного беларуского украшения из бисера. 

Так выглядит готовая горячка.

Бисер в Беларуси известен с IV века до нашей эры – его использовали для создания бус. Выбирали для этого разные материалы: янтарь, хрусталь, яшму, агат и другие камни. Иногда в ход шла бронза, глина и даже стекло.

В период Полоцкого княжества бисер диаметром 3–5 мм производили в мастерских, занимавшихся созданием посуды. Эти украшения пользовались большой популярностью, особенно в Полоцке, Гродно, Новогрудке, Минске, Заславле, Логойске, Друцке, Витебске.

А вот традиция прямого бисероплетения получила развитие в Гомельской области, особенно в Ветковской и Брагинской областях. Девочек с раннего возраста учили плести горлячки, а самых талантливых отправляли в монастырь – вышивать бисером по иконам.

Из орнамента нельзя выбросить ни один элемент: «Все линии, ромбы и другие узоры складываются в одну историю»

Вдохновение и референсы узора для будущих горлячек Полина находит по-разному. Мастерица часто обращается к народным мотивам, изучает беларуский строй, откуда и берет идеи для своих работ.

– Асноўнае натхненне ідзе з тэкстылю, бо, хоць у нас і выраблялі бісер, упрыгажэнняў было няшмат. Звычайна гэта былі пацеркі (бісер, нанізаны на вяровачкі), а вось такія гарлячкі з узорам былі толькі ў двух месцах – Веткаўшчыне і Брагіншчыне. І нават там не было той разнастайнасці, як у тэкстылю. Таму вось гэта сумяшчэнне пацерак і гарлячак – рыса сучасная.

Часто не удается сделать точную копию узоров: много зависит от формы и размера бисера, который используется в изделии. Если бусины большие, то важно следить за шириной ленты, чтобы ее все еще можно было комфортно носить на шее.

Схема бисероплетения для традиционного беларуского украшения горячка.

От референса до эскиза и готовой работы.

В создании дизайна также можно отталкиваться от сюжета, который хочется передать. Но есть важная особенность: отдельные знаки лучше не брать во внимание – скорее, стоит брать сразу целый ансамбль.

– У іерогліфах, напрыклад, часта дзейнічае прынцып злучэння. Там адзін сімвал можа азначаць жыццё, іншы – сонца. Калі іх сабраць разам, то атрымаецца зямля. У гарлячках так не працуе. У залежнасці ад маленькіх дэталей усё значэнне ўзора можа змяніцца, – делится мастерица.

О технике создания: «Принцип похож на то, как в детстве мы создавали фенечки»

Создавать горлячки можно двумя способами: вручную и на станке. Предварительно нужно сделать схему, по которой в дальнейшем и будет создаваться украшение. Далее мастерица выбирает метод, согласно которому будет создавать свои украшения.

Создание горлячек на станке, по словам Полины, похоже на бисероплетение, которым многие занимались в детстве.

Так выглядит схема для горлячки.

Для изучения схем для горлячек мастерица рекомендует в первую очередь обратиться к книгам.

– Раю паглядзець падручнік В. Лабачэўскай і З. Зімінай «Беларускі народны строй». Таксама ад В. Лабачэўскай «Беларускія посцілкі і дываны» і «Беларускі народны тэкстыль». Яшчэ адна добрая кніга – М. Віннікавай і П. Богдан «Традыцыйны беларускі касцюм».

Ну і кніга, якой я карысталася з самага пачатку, – М.С. Кацар «Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка». Яна цікавая, але талкаванне сімвалаў ды ўзораў ужо лічыцца ненавуковым. Але там шмат прыкладаў і фота, таму, мне здаецца, яе ўсё роўна можна браць для візуала.

О том, как горлячки можно стилизовать: «Это обычное украшение, такое же как все остальные»

Как рассказывает Полина, она спокойно вписывает горлячки в свои повседневные образы.

– А чаму не? Мы кожны дзень носім любыя іншыя ўпрыгажэнні. Не бачу праблемы ў тым, каб неяк стылізаваць яго.

По словам Полины, ей часто делают комплименты окружающие, если она едет в транспорте. Обычно спрашивают, сама ли девушка делала украшение. Первый свой заказ мастерица тоже получила буквально «на улице».

– Я прыйшла на выставу, дзе да мяне звярнулася адна жанчына. Спачатку яна зрабіла камплімент маёй гарлячцы, а потым папрасіла зрабіць і ёй нешта падобнае.

Стоимость: «Все зависит от сложности работы»

На стоимость горлячки влияет ее ширина и количество декоративных элементов, которые были использованы. Дешевле будут те, которые выглядят просто как лента. Дороже те подвески, к которым добавляются дополнительные ромбы или нити из бисера.

Обычно цена горлячки начинается от 65 рублей. Дальше все рассчитывается индивидуально.

По словам Полины, она хотела бы в будущем создавать больше украшений и, возможно, сделать это хобби своим основным видом заработка.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: архив героини.

#Беларусь
поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter