Мы уже упоминали о минских зданиях, при проектировании которых авторы иногда слишком явно вдохновлялись известной архитектурой. Решили продолжить тему и сделали целую подборку любимых минчанами строений, которые можно встретить и в других странах.
Красный костел в Польше
Все слышали печальную легенду строительства костела: якобы его перед смертью увидела во сне и зарисовала Елена, дочь политического деятеля Беларуси Эдварда Войниловича. А в реальности все было так: мужчина действительно потерял двоих детей, а после достаточно скрупулезно выбирал, как будет выглядеть костел в их память. Сам фундатор храма писал в дневнике следующее: «Я начал выбирать образцы и рассматривать различные архитектурные решения…»
И как раз во время поиска проекта Войниловичу попала в руки открытка с видом костела Святой Альжбеты в польском местечке Ютросин недалеко от Познани. Выбор был сделан.
Тот же архитектор Томаш Пояздерский создал проект костела в Минске чуть более монументальным и с большей примесью деталей и приемов неоготики в декоре. Как говорится, найдите отличия.
Всехсвятская церковь в Лейпциге
Храм Всех Святых (полное название – храм‐памятник во имя Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших) открыли в Минске в 2008 году, а первый камень заложили еще в 1991-м.
Автор идеи храма – протоиерей Федор Повный. Свою задумку он привез из Лейпцига, где служил еще в советские годы в местной церкви в память о Битве народов: она же и стала прототипом для Минска.
При этом многие считают, что идея была позаимствована у минского Петропавловского собора, перестроенного на основе униатской церкви в Верхнем городе в годы российской империи. Сейчас на его месте стоит здание детской филармонии, восстановленное по образцу снесенной русскими униатской церкви.
Дома на улице Ленина в Ереване
Послевоенные дома под номерами 2–6 на улице Ленина в Минске стали одним из первых примеров ансамблевой застройки. Здания построены в едином стиле, выделяются цветовым решением, множеством деталей и арками на первых этажах.
Но главная особенность этих домов – фасад из туфа. Тот, кто хотя бы однажды бывал в Ереване, сразу же заметит похожие мотивы, ведь этот материал является национальным камнем Армении.
Ереван из-за цвета зданий даже называют розовым городом, а еще – внимание – городом Солнца. Так же, напомним, часто называют и Минск.
Дворец спорта в Челябинске, Вильнюсе, Волгограде, Днепропетровске и Тбилиси
Необычное здание, в профиль напоминающее кузов БЕЛАЗа, быстро завоевало популярность на советском пространстве. В Минске оно появилось в 1966 году на Парковой магистрали (сейчас – проспект Победителей) – его строили по дипломному проекту архитектора Сергея Филимонова.
Архитектура здания считалась достаточно смелой: наклоненные колонны, парус натянутой крыши, взлетающий козырек. Планировалось, что фасад дополнит панно на спортивную тему известного художника-монументалиста Фернана Леже.
Его супруга, беларуска Надежда Леже, привезла в Минск эскиз, хотела оплатить все расходы по транспортировке и установке мурала. Но такую абстракцию чиновники посчитали излишней. Зато само инновационное здание в стиле брутализма стали повторять по всему Союзу. Причем некоторые из городов сегодня даже пытаются доказать свое первенство минской идеи. Но мы-то все знаем.
Советские близнецы: дома-«соты», Комаровский рынок, кинотеатр «Современник»
Вообще «близнецов» в советских городах очень много. Оно и понятно: все аспекты жизни в стране старались максимально унифицировать. Классик советской архитектуры из Пинска Иван Жолтовский был одним из идеологов этой идеи. Он утверждал: «Стандартизация и типизация не противоречат, а способствуют задаче создания красивой, величественной и радостной архитектуры коммунизма».
В разных городах на тот момент одной страны стали заимствовать чужие проекты. Примеров масса, поэтому не удивляйтесь, когда увидите родные минские здания за тысячи километров от Беларуси.
Например, архитектор Александр Белоконь знаком многим по узнаваемым домам-«сотам» на перекрестке проспекта Машерова и улицы Богдановича. Да, они тоже существуют не в единственном экземпляре.
Центральный колхозный рынок Минска был построен по проекту, который разрабатывали для Челябинска.
Но, пожалуй, лидером по цитируемости среди всех минских зданий был кинотеатр «Современник» на улице Харьковской. Его двойников можно встретить без преувеличения в сотне городов бывшего СССР. Правда, в Минске его уже искать бесполезно: летом 2023 года здание полностью снесли.
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Wikipedia.org, Azbyka.ru, Prokudin-gorskiy.ru, Photobuildings.com, Zabava.by, Freepik.com, Armgeo.am, Dzen.ru, Architime.ru, Madeinvilnius.lt, Exponet.ru, Ladentdeloeil.net, Etoretro.ru, Obzoor.by, Realt.onliner.by.