Посмотрели первые эпизоды сериала, в котором снимаются актеры из «Игры престолов», а продюсером выступил Ридли Скотт. Рассказываем, почему вам тоже стоить обратить внимание на «Террор».
О ЧЕМ СЕРИАЛ
В основе «Террора» – реальная история пропавшей арктической экспедиции Франклина. В 1845-м два корабля британского ВМФ HMS Erebus и HMS Terror отправились на поиски Северо-Западного прохода (так называется путь через Канадский Арктический архипелаг вдоль берегов Америки). Экспедиция пережила две зимовки, а когда в 1848 году моряков стали искать, оказалось, что их следы утеряны. Два оснащенных корабля и 129 членов экипажа пропали.
Их, разумеется, искали – гордость британского флота нельзя было оставить в забвении просто так. Но о забвении прекрасно позаботилась Арктика. В 1854-м путешественник Джон Рэй выяснил у эскимосов-инуитов некоторые подробности о пропавших моряках. Рэй первым предположил, что моряки, бредущие пешком во льдах, вынужденно прибегли к каннибализму. В 1992 году эта версия подтвердилась практически полностью.
Точка в поисках экспедиции была поставлена в 2014–2016 годах. Сперва в проливе Виктория был найден HMS Erebus и поднят его судовой колокол (2014 г.). А в 2016-м Arctic Research Foundation объявили о важнейшей находке – затонувшем HMS Terror.
Бонус. Посмотрите документалку про HMS Erebus и HMS Terror.
НАЧАЛО. «МЫ ВСЕ УМЕРЛИ»
«Террор» начинается с финала. Сериал сразу раскрывает зрителям свою концовку – не нужно быть слишком внимательным, чтобы услышать слова инуита «кораблей больше нет, прохода нет... передайте, что нас не стало». И пять пуговиц от флотского мундира – все, что осталось от великолепной британской морской экспедиции. Начальная сцена – флэшбек наоборот, ее герой, вероятно, больше не появится в сериале. Но для истории «Террора» он важен, и мы еще вернемся к нему.
Несмотря на то, что вы теперь знаете финал, настоящая интрига остается и будет только усиливаться по ходу. Авторы озвучили финал, но не дали ни малейшего пояснения, что случится в сериале. Заспойлерим: будет беспощадная борьба за жизнь. И лавкрафтианский ужас.
ЧТО ВСЕ-ТАКИ ПРОИСХОДИТ?
1845 год. Мы на бывшем бомбардирском корабле, который в связке с еще одним таким же судном продирается через ледовые просторы Арктики. И если в начале картина едва ли не идиллическая – сверкающее на солнце море с ледовой крошкой, – то в финале первой серии она перестает быть таковой. Пурга, затертый во льду корабль, сумерки, плохая видимость, нарастающая нервозность экипажа... Сериал потихоньку забирает зрителя в плен, ровно как Арктика пленила два британских корабля.
Формально перед нами исторический сериал. К слову, визуально он сделан на очень высоком уровне: проработанные детали, тщательно выстроенные декорации, хорошая работа костюмеров. Но историзм здесь – довольно серьезная ловушка. «Террор» – далеко не историческая драма, вернее, не только историческая.
В «Терроре» будет много персонажей, но главных два – капитаны Джон Франклин и Фрэнсис Крозье. И как раз последний выступает пророком, которого никто не слышит. «Если мы не умерим свое высокомерие, мы погибнем», – говорит суровый ирландец, чуждый сантиментов и деликатности. Напротив, сэр Франклин верит в силу Королевского военно-морского флота и собственную звезду.
Обе точки зрения – суть две стороны противостояния человека и природы. И «Террор» во многом сериал про дух исследования и рациональный поиск. Но уже по некоторым кадрам и микросюжетам понятно, что вмешается иррациональное. И тогда «Террор» – мистическая драма про «место, которое хочет нашей смерти» (снова Крозье).
НЕМНОГО ПРО КОМАНДУ СЕРИАЛА
Продюсером сериала стал Ридли Скотт, и уже это веская причина для просмотра. Автор сценария – Дейв Кайганич, работавший над драмой «Большой всплеск» с Тильдой Суинтон.
Главные роли распределились так. Киран Хайндс в роли Джона Франклина – и Король-за-Стеной из «Игры престолов» выглядит тут совершенно не похожим на жестокого Манса. Роль Крозье досталась Джареду Харрису из «Безумцев». К главному дуэту примыкает капитан Джеймс Фитцджеймс – в его роли Тобиас Мензис (брат леди Кейтилин, снова «Игра престолов»).
Также авторы постарались добиться максимальной аутентичности и взяли на роли инуитов трех инуитских актеров. Одна из актрис сыграет Безмолвную, персонажа, чья судьба будет тесно связана с капитаном Крозье.
А ПРИ ЧЕМ ТУТ ДЭН СИММОНС?
Знаменитый американский писатель и написал роман «Террор», который лег в основу сериала. Он превратил драматичную историю экспедиции Франклина в мистический хоррор. И да, название в его интерпретации – не столько название корабля, а именно террор в значении «ужас».
Считается, что роман – отсылка к викторианской пьесе The Frozen Deep, созданной Уилки Коллинзом и Чарльзом Диккенсом. В ней они воспели мужество британских моряков (особенно на фоне обвинений в каннибализме). Однако текст Симмонса гораздо больше, чем подобная интерпретация.
Симмонс блистательно описал арктическую эпопею, тщетность борьбы за жизнь и иррациональный ужас, преследующий моряков. К слову, у него есть имя – Туунбак, это мифическое божество из инуитских легенд (не важно, что Симмонс мог его просто выдумать). Автор превратил исторический роман в напряженный хоррор. И атмосфера в романе местами очень напоминает тексты Лавкрафта. Еще одна литературная параллель – «Моби Дик», ведь в «Терроре» герои тоже противостоят сверхсуществу.
Кажется, «Террор» – идеальный случай, когда стоит и читать первоисточник, и смотреть экранизацию.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: coolantarctica.com, canadiangeographic.ca.
глядя я трейлере упитанных моряков без головных уборов (когда по книге, они кутались так что еле было видно глаз, там же минус 60!) в атмосферу и качественную адаптацию не особо верю. но сериал конечно я б назвал для себя самым ожидаемым за 17/18 годы.
NB не вздумайте тереть коммент: это, типа, комплимент
я ехал в crjhjv поезде Freccia Bianca из Болоньи в Милан. У меня с собой был очень-очень тяжелый чемодан (хоть и с колесиками). В Милане мне предстояло добраться от вокзала до отеля - менее километра дистанции, т..е. смешное расстояние, чтобы брать такси, но не такое смешное, если тянуть за собой сундук, который не на всякий бордюр втащишь.
в Болонье я волновался, как я этот чемодан дотащу
подъезжая к Милану, я был морально готов тащить два таких чемодана сразу и при этом благодарить судьбу за то, какая лёгкая и беспроблемная у меня жизнь
очень сильный роман, но сериал я вряд ли стану смотреть (как и роман перечитывать)
.