В своем курсовом проекте студент Артем Бобров разместил на месте заброшенного депо многофункциональный центр с пешеходной улицей и садом. Как вам такая мысль?
Российская компания хотела возвести здесь торгово-развлекательный комплекс,
пятизвездочную гостиницу и жилые дома — но из-за разногласий с Мингорисполкомом
планы так и не воплотились в жизнь.
Артем Бобров в этом году заканчивает БНТУ, а параллельно работает архитектором и дизайнером интерьеров. Он честно признается, что очень любит этот свой курсовой проект:
— Центр — единственный некоммерческий проект в моем портфолио. Сложно судить, как его приняли преподаватели, поскольку никаких комментариев от них я не услышал.
Артем объясняет, что одна из главных задач, которую он ставил перед собой как архитектор, — «связать» улицы Козлова и Красная. Дело в том, что с проспекта Независимости участок депо просматривается хорошо — а значит, Красная может быть композиционным продолжением Козлова.
Центр проектировался под офисы, выставочные пространства и торговые помещения. В зданиях соединяются открытые и крытые галереи, чтобы посетители практически незаметно для себя попадали с улицы в помещение.
Разрезы показывают вертикальную планировочную структуру и иллюстрируют общий объем здания.
Ядром комплекса становится пешеходная зона — с дорожками для прогулок и деревьями.
— Я хотел, чтобы у людей возникало ощущение, будто они выходят в сад: зелень деревьев и контрастирует с брутальным каменным обликом здания, и гармонично вписывается в его структуру.
Чтобы объект излишне не выбивался из общей картины, модуль членения фасада многофункционального центра очень похож на тот, что использовался в зданиях по соседству.
— Иногда мне кажется, что большинство проблем в архитектуре Минска — оттого, что каждый автор хочет как-то подчеркнуть свое строение. Разумеется, знаковые объекты в архитектурном облике города обязательно должны присутствовать. Но необходимы и фоновые, причем их должно быть значительно больше, — говорит Артем, но тут же поправляет себя: — Само собой, я не говорю о стилистическом подражании. Здания, построенные в XXI веке, должны выглядеть как здания, построенные в XXI веке — и никак иначе. Сооружения, особенно коммерческого назначения, не должны быть совсем незаметными — просто им следует обращать на себя внимание ненавязчиво, без крика.
Одним из ярких примеров такого «желания выделиться» Артем называет дом «У Троицкого».
— В моем понимании, это просто апогей неудачной архитектуры. Не знаю, насколько красиво так говорить, но это правда. Он стоит отдельно от всех. И не только «вырывается» из композиции места, но и откровенно слаб в архитектурном плане. Причем как в экстерьере (что, думаю, очевидно для всех), так и в интерьере: мне доводилось видеть его планировки, там есть много спорных моментов.
Впрочем, несмотря на такой «новострой», Артем убежден, что у минской архитектуры светлое будущее — и через пару лет, когда молодые профессионалы европейского уровня возьмутся за работу, все изменится к лучшему. Но все-таки не уверен, что его курсовой проект мог бы появиться на улицах Минска.
— Мне кажется, что с точки зрения архитектуры этот объект неплохо бы вписался в городскую среду. Но об его экономических показателях я пока не могу рассуждать хоть сколько-нибудь компетентно. Раньше я занимался только частными жилыми домами и интерьерами, но с этого года начал работать в сфере общественной архитектуры — и все больше понимаю, что застройщик обращает мало внимания на саму архитектуру объекта. Основные показатели: стоимость, рентабельность — а эстетические свойства отходят на второй план. Но, возможно, я и ошибаюсь.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: автора проекта, maxim-nm.livejournal.com.
Кстати, для многих может стать открытием, что сто лет назад на месте тролл. парка было кладбище.
И уж поверьте, Артём куда талантливее многих и действительно увлечен своим делом.
А если личное отношение, то я очень люблю эти старые керпичные корпуса.
Если хочешь что-то построить - слушай город, если хочешь что-то сносить - слушай сердце.