«Я год не только не ела хлеба, но и не видела, чтобы кто-нибудь ел», – минчанка пересказывает историю жизни своей мамы: гражданская война, две мировые, четыре смены власти в истории одной простой семьи.
Откуда эти истории
Родственники минчанки Ольги Карповой решили издать книгу семейной истории, которую она написала по просьбе своего сына. Так мы и узнали об этих воспоминаниях – через друзей, которые искали корректора для проекта. Каждая семейная история содержит в себе большую историю – признаться, от того, что происходило в нашей стране век назад, наворачиваются слезы.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_16621/098.png)
Родителям Ольги – Александре и Сильвестру Гиско – пришлось пройти через испытания двух мировых войн, революцию, гражданскую войну и череду смен власти (Российская империя, Польша, Германия, Советский Союз).
Когда Александре было 13 лет, ее семью, как и многие другие, насильственно выселили из родного дома и угнали вглубь Российской империи. Она одна из всей семьи выжила и вернулась на родную землю. Ольга надеется, что знания о корнях дадут потомкам силы крепко стоять на этой земле, оставить на ней следы добрых дел, жить в согласии со временем, с верой и правдой.
Жизнь беженцев в российской глубинке: «Даже верблюды были в хозяйстве»
Во дворах остались коровы, свиньи, овцы, куры, гуси и всё, что наживали нелегким трудом; остались страдать и кот, и собака… На телеге дедушка, бабушка Евдокия Федоровна и три их дочери – Елена, Ксения и Александра – отправились в неизвестность под присмотром конников с нагайками. Ехали долго, несколько ночей спали под открытым небом. Приехали на железнодорожную станцию. Лошадей велели отпустить. Дедушка трудно расставался с лошадью: он обнял ее, уткнулся в шею и долго стоял, а из глаз лошади катились крупные слезы.
Конечной станцией оказался губернский город Самара. Привокзальная площадь была заставлена конными повозками. Желающих взять себе семью было больше, чем беженцев. На одной из повозок отправились в путь, как оказалось, не ближний.
Хлебная биржа в Новоузенске. Начало ХХ века.
Семья, в которую их привезли, встретила радушно: стол был накрыт как на Пасху. Проходят недели и месяцы, а Пасха не кончается.
Очень зажиточно жила семья: много разного скота, даже верблюды были в хозяйстве. Семья торговала пшеницей: выращивали ее много и увозили на верблюдах в амбары на берег Волги, куда причаливали купцы. Дом большой, в семье три женатых сына, у двоих дети. Жили все дружно, уважительно относились друг к другу. Мама всю жизнь вспоминала о прекрасных отношениях в «расейскай» семье.
Семье беженцев выделили большую комнату, питались общим столом. За большим столом сидел хозяин, по одну сторону – его семья, по другую – семья моей мамы.
На столе всегда свежие куличи, пироги с разными начинками, что создавало атмосферу праздника у беженцев. Выпечка из пшеничной муки у белорусов была лишь по большим праздникам: на свадьбы, крестины. Пшеница в наших краях была малоурожайной, рискованной культурой, и выращивали ее мало. Основной хлебной культурой всегда была рожь, и называли ее «жито», что во всех смыслах связано со словом «жить». Хлеб был только черный, но какой это был хлеб!
В наших краях была традиция выпекать сдобные булки для проведывания рожениц, так и говорили – «ходить с булками». Родственницы договаривались об очередности посещения: так, чтобы в течение месяца поддерживать роженицу. Переступив порог, молча подавали узелок с булками. Роженица должна была тут же развязать узелок и откусить булку, и только после этого начинались «абдымки», поздравления и пожелания семье. В развязывании узла и откусывании булки был определенный сакральный смысл для развития новорожденного. Развязать узел – скорее ножками пойдет, откусить булку – скорее ребенок заговорит.
На новом месте всей семьей сразу включились в работу: было время уборки урожая. Выполняли разные работы по хозяйству, перенимали их опыт и делились своим.
Смотрел мой дедушка, как забивают свиней: отрубят голову, разрежут брюхо, все внутренности выбросят, снимут шкуру – остальное в ледник (специально оборудованный погреб, в котором и летом сохранялся лед) и на кухню.
Не выдержал такого расточительства и предложил наш способ переработки. Закололи кабана, осмолили соломой, выжгли всю щетину, скребли и мыли горячей водой, укрыли соломой для медленного остывания. И все переработали, сделали «пальцем пиханую» колбасу, сальтисон, кровянку, завялили полендвицу, запекли окорока. Все очень понравилось хозяйской семье, особенно колбаса. Им все было в диковинку, но сказали, что это слишком трудоемкий процесс. Чего стоит только подготовка оболочки для колбас: вымыть тщательно, вывернуть.
Картофель хозяева сажали «под лопату»: выращивали очень мало, только для первых блюд. Отварной, жареный, а тем более драники никогда не появлялись на столе. Дедушка предложил свой способ – «под плуг»: посадили побольше, ухаживали, как принято у нас, собрали хороший урожай. Хозяин взялся за голову:
– Ну куда столько картофеля?!
На это мой дедушка сказал:
– Наконец-то картошечки поедим и драники сделаем.
Он очень скучал по родине, черному хлебу и картошке. Заложили картофель на хранение – столько, сколько решил дедушка. Остальное хозяин с сыном погрузили на верблюдов и повезли в Самару. Через несколько дней вернулись очень довольные: картофель хорошо и быстро продали, привезли подарки детям и женщинам, своим и беженцам.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/2.jpg)
Потихоньку беженская молодежь стала осваиваться, ходить «на круг» (молодежные вечеринки), но держались особняком в своем уголке. Как говорила мама, местная молодежь не танцевала, а плясала – каждый сам по себе выделывал разные «кренделя», то высоко подпрыгивая, то вертясь как юла.
Наши так не умели. Часто их пытались вовлечь, но бесполезно. Но вот отыскались свои музыканты, и однажды попробовали танцевать свои танцы: краковяк, подеспанец, полечку. Удивлению местной молодежи не было предела: по селению тут же распространились слухи о том, что беженцы танцуют «кадрили» как господа. На следующий раз и стар и млад собрались посмотреть, как танцуют беженцы.
Возвращение в Западную Беларусь: «Родители вспоминали польский период как лучший в их жизни»
Пунктом сбора для возвращения назначили Самару. Состав долго не выделяли, голод и болезни косили и беженцев, и местных. Дедушка умер на Пасху. По дороге обратно – ни еды, ни медицинской помощи, лишь ежедневно выносили умерших и пополняли водой для питья бочки из-под селедки. В дороге умерла и бабушка, а когда поезд прибыл в Брест, мало кто мог самостоятельно выйти из вагона. Маминых сестер унесли на носилках, и больше она их не видела. Мама сама смогла выйти из вагона, она часто говорила: «Я год не только не ела хлеба, но и не видела, чтобы кто-нибудь ел. Выжила потому, что много пила воды, а вот сестры отказывались от воды».
От брестского вокзала до деревни Скорбичи – около десяти километров. На месте родительского дома – обгоревшие развалины печки и бурьян: шесть лет не обрабатывалась земля. В родную деревню уже вернулись все, кто остался в живых. Некоторые семьи не вернулись совсем. Так, от деревни до шоссе на Каменец была дорога, и называли ее «романюкова дорога» – это на месте полосы земли семьи Романюк, которая так и не вернулась, не заявила о правах на землю.
Беларусь в Первую мировую войну потеряла больше 2 млн человек. Весной 1918 года в России находилось больше 2 млн беженцев из белорусских губерний – родного крова лишился каждый третий белорус, и каждый третий белорус лишился жизни. История Первой мировой войны была забыта советской властью, потому что война была проиграна: ни памятных дат, ни героев, ни памятников. Родные земли наших героев принадлежали территории, которая по Брестскому мирному договору 3 марта 1918 года отошла к Польше.
Отец, Гиско Сильвестр Трофимович, был образованным человеком для того времени, окончил 4 класса царской церковно-приходской школы. В уланском полку конной кавалерии служил около девяти лет, хорошо знал характер и повадки лошадей, умел с ними договариваться. Чтобы не навредить себе и своей семье, Сильвестр долгие годы хранил молчание. О военном прошлом отца я узнала уже в старших классах.
Венчание Александры и Сильвестра состоялось в Чернавчицкой церкви вскоре после Пасхи 1923 года. Скромную свадьбу организовали тетушка и ее сыновья в Ковердяках. Жить молодожены поехали в Скорбичи (сейчас – Дружба), в старенький родительский дом Сильвестра, который он делил с младшим, уже женатым, братом.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/gisko-fam.jpg)
Гиско Александра Григорьевна и Сильвестр Трофимович, конец 1930-х.
В июне 1924 года в стареньком родительском доме родился первенец – Николай. Молодая семья начала строить свой просторный дом с деревянными полами (в старых домах в то время полы были глинобитные, земляные). Позже, когда дети покинули отчий дом, в большой комнате нашего дома разместили сельскую библиотеку. За перегородкой комнаты для родителей оставили около десяти квадратных метров. Но родителей выручила большая кухня, в которой пришлось поставить еще и кровать.
Трудное было начало, но помогали родственники: кто семенами, кто дельным советом. Отдохнувшая, давно не паханая земля требовала больших усилий, но зато порадовала высоким урожаем. По осени, взвесив свои возможности, решили продать часть земли Александры и начать строить свой дом. Обратились в гмину (аналог сельсовета) за помощью в приобретении строительных материалов.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/Untitled-1.jpg)
27 sierpnia 1916 , Smolary Stoleńskie, gmina wiejska Huszcza w powiecie lubomelskim województwa wołyńskiego
Власти всячески способствовали развитию крепких хозяйств. Устраивали конкурсы «На лучший двор», «На лучшего коня» с довольно крупными призами. Штрафовали нерадивых хозяев, если лошадь натерла хомутом шею, если привезли кур на продажу со связанными лапами. Животное не должно страдать: перевозить кур можно было только в плетеных корзинах с крышками.
Оказывается, польская власть не только «ополячивала» население Западной Беларуси, но и окультуривала. Мои родители вспоминали польский период как лучший в их жизни. С одной лишь оговоркой: «Они паны, а мы хамы». Самой большой обидой было пренебрежительное отношение поляков к местному населению. При Польше были хорошие возможности для развития хозяйства, обучения детей. Да, в школе обучение велось на польском языке, а при царе – на русском. Кроме классического набора дисциплин и Закона Божия, в польской школе обучали, как ухаживать за животными; как посадить, прививать и формировать деревья; какого размера рыбу можно вылавливать. Даже выдавали специальные линейки с насечками минимальной длины плотвы, карася, щуки и других рыб.
И если бы последующие власти продолжали идею экологического воспитания, а не руководствовались принципом «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача», не оскудели бы наши леса, реки и озера.
Вторая мировая война: партизаны и полицаи
Не меньше немцев местное население боялось так называемых «партизан». Бандитские группировки появлялись по ночам и грабили население. И даже когда окончилась война, они еще долго «партизанили» и убивали представителей местной власти. С детства помню, с каким страхом, шепотом произносили «бандеровцы». Я всегда думала, что название произошло от слова «банда», а оказывается, от имени Степана Бандеры.
Банде́ровцы – название членов организации украинских националистов, которую возглавлял Степан Бандера с 1940 по 1959 гг., а также их последователей, которые воевали против большевиков, но были враждебны и к национальным меньшинствам. С 1 июля 1941 года бандеровская народная милиция Львова перешла в подчинение СС. После понятие «бандеровцы» стали использовать для обозначения всего украинского национализма, независимо от отношения к Бандере.
Родители часто вспоминали, что в начале войны у нас из сарая ночью уволокли откормленного кабана. Родители все слышали, но опасались расправы – стояли в сенях и сдерживали друг друга. Хорошо, что на вышках скопились многолетние запасы фасоли, она-то нас и спасла от голода.
Трудно было в оккупации сберечь подростков. Немцы устраивали облавы на молодежь, увозили в Германию для работы на военных заводах и в шахтах, обязывали работать в полиции. Подростки редко ночевали дома. Устраивались на чердаках, в клунях, в кустарниках, в лесах. Так, муж моей сестры рассказывал, что часто ночевал в лесу на деревьях.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/vjoska_u_zahodnjaj_belarusi_logo.jpg)
Полицаями становились чаще всего по принуждению. Но так устроен человек, что даже маленькая власть над другим, с кем ты недавно проводил свое босоногое детство, быстро портит и отдаляет людей. Между местной молодежью и полицаями случались драки. Чаще это так и оставалось между ними, но однажды полицаи пожаловались в комендатуру на нападение в деревне Скорбичи. Приехало начальство, искали зачинщиков, собрали отцов, угрожали матерям. Мама рассказывала, что ей к груди приставили дуло револьвера с требованием сказать, где сын. Отцов увели в комендатуру в деревню Мотыкалы. Им грозило повешение.
Появился Николай и, узнав, что отца забрали, решил идти сдаваться. Запрягли лошадь, положили сена в телегу, мама взяла поводья и повезла сына. Вдали показались конники, Николай упал в телегу и зарылся в сено. Ближе мама увидела, что это староста нашей деревни Василь Марчук с полицаями. Староста подал маме знак, значение которого она поняла чуть позже. Дальше по дороге увидела идущих им навстречу мужиков – босых, в исподнем, без шапок. Среди них был и папа. А спас их всех староста. Ему удалось уговорить полицаев, убедить коменданта в благонадежности арестованных отцов и за каждого поручиться.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/palicai_1_logo.jpg)
Полицаи, местечко Ишкольдь, Новогрудское воеводство.
Замечательный был человек Василь Марчук, мои родители относились к нему с большим уважением. Спасать своих односельчан ему помогала и какая-то бумага, которую он сумел заполучить у авторитетного немецкого офицера группы войск, ненадолго расквартированных в нашей деревне в самом начале войны. А после войны, когда судили всех старост и полицаев, вся деревня стояла за Марчука – и отстояли.
ГУЛАГ после войны: «Я – мелочь»
Когда Красная армия погнала фашистов обратно, на освобожденной территории сразу же началась мобилизация: собирали подросшую с начала войны молодежь. Необученные юнцы стали «пушечным мясом» военной машины. Очень скоро в деревню одна за другой полетели похоронки. Из одногодков Николая в нашу деревню вернулся он один. В одном из боев на подступах к Берлину их дивизия приняла на себя главный удар – это был ад. Бой был выигран, но от дивизии осталась маленькая горсточка тяжело раненых бойцов, в их числе мой брат. Он потерял один глаз, на теле – 14 осколочных ранений, в госпитале ампутировали большой палец руки. Раненых увозили на лечение санитарными поездами в глубокий тыл.
После госпиталя Николай вернулся домой. Мама рассказывала, что я его очень боялась. Лицо землисто-серого цвета, в язвах, повязка на один глаз. В поры кожи лица так въелся порох, что еще долго при прикуривании папирос происходили микровспышки пороховых пробок. Свое спасение он считал чудом и не раз об этом вспоминал. Немного восстановив силы в родительском доме, брат Николай отправился в Брест на поиски работы. Но вскоре советская власть нашла ему «подходящую работу». Для реализации планов форсированной индустриализации Советского Союза нужно было много бесплатной рабочей силы.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/gisko-n.jpg)
Николай Сильвестрович Гиско, 1947 г.
Лагерям ГУЛАГа было уже около 25 лет. Вновь созданные сразу после войны башкирские лагеря ГУЛАГа близ Ишимбая пополнялись бывшими военными и «неблагонадежными» жителями Западной Беларуси. Судебные органы работали в ускоренном режиме и по упрощенной схеме.
Из-за неосторожно брошенной фразы Николай оказался в лагере для политических заключенных города Ишимбая. Позже он скажет:
– Я что – мелочь, а какие там умы пропадали...
Недалеко от Ишимбая начиналась стройка нового города Салават. Он предназначался для рабочих запроектированного там крупного (секретного в то время) объекта. На стройке этого города Николай проработал геодезистом около пяти лет. Геодезию осваивал в тюрьме самостоятельно. После смерти Сталина был освобожден по амнистии, а позже реабилитирован.
Вернулся домой тяжело больным – туберкулез. Началось длительное лечение, удаление доли легких. В израненном войной и лагерями теле жил крепкий дух, но иногда брат впадал в депрессию – и тогда в помощь себе брал рюмку, но выходил из запоев быстро, так как очень любил водить машину.
Родина начала проявлять запоздалую заботу: льготы, спецобслуживание, машина «Запорожец»… В санатории для больных туберкулезом он познакомился с Асей, тоже фронтовичкой. Два израненных одиночества вступили в союз, и Николай уехал за Асей в город Пинск, где и прожил остаток своей жизни. Все, за что брался, Николай осваивал легко и быстро. И, я думаю, если бы не война и тюрьма, иначе сложилась бы его жизнь.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/silvestr.jpg)
Сильвестр Трофимович Гиско (отец Ольги), 1968 г.
«На чердаке всегда были подвешены два мешка с сухарями»
В нашей деревне под такие определения никто не подходил. Трудом наемных работников у нас никто не пользовался, да и безземельных крестьян у нас не было. Тем не менее в черном списке «кулаков» оказалось около десятка дворов нашей деревни.
После того как западную часть Беларуси 17 сентября 1939 года «освободили» и присоединили к восточной, советская власть тут же начала выискивать своих врагов, проводить насильственную коллективизацию, составлять списки кулаков. Опыт репрессирования у большевиков был уже большой...
Родители не раз вспоминали такой случай: в нашей деревне остановилось воинское подразделение из числа тех, что вытесняли поляков из западной части Беларуси. Офицер зашел к нам во двор, увидел в загоне свиноматку с поросятами и как начал стрелять в воздух и кричать:
– Да тут полный двор свиней! Вот где живут кулаки!
Летом, кажется, 1949 года я уже училась жать серпом жито на нашей полоске земли, а осенью к нам в деревню приехали «умельцы загонять в колхоз». Отца и еще нескольких человек держали в школе, не отпустили на ночь домой. А утром объявили, что не пустят и в туалет, пока те не подпишут заявления, добавив к этому:
– Нам бы крупную рыбу загнать, а мелочь сама пойдет.
А эта «крупная» отличалась лишь бóльшим трудолюбием, умением, внутренней организованностью и большой любовью к земле. «Мелочь» – как правило, просто ленивые, нерадивые хозяева. У них и огород зарастал бурьяном, и корова запускалась в августе, и конь хромал, оттого что хозяин не ухаживал за копытами. А советская власть избрала их своей опорой, от этого мы и хромали весь советский период.
Родители жили в постоянной тревоге и готовности: на чердаке всегда были подвешены два мешка с сухарями. А дети были приучены перед сном складывать одежду в такой последовательности, чтобы если ночью вдруг разбудят, то и в потемках могли бы быстро одеться. На сборы «черновороновцы» давали очень мало времени. Вскоре все дети, кроме меня, уже работали в городе, а когда по выходным приходили домой, родители не разрешали им оставаться на ночевку.
Произвол местной советской власти был безграничный. Вспоминается такой случай. Как-то утром к соседям подъехала машина. Я побежала к калитке и с интересом рассматривала ее – машина в деревне в то время была большой редкостью. И вдруг слышу крик и причитания тети Настуси – вижу, как два мужика тащат через двор мешок, а соседка уцепилась изо всех сил за мешок и слезно просит:
– Ну оставьте хоть немного! Чем я буду детей кормить?
У калитки ее ударили, тетя Настуся повалилась и умолкла. Я побежала домой и рассказала маме все, что видела. Мама обняла меня и просила больше никому об этом не рассказывать. Позже она еще не раз напомнит мне, что в подобных случаях надо не рассматривать машину, а подальше бежать и прятаться. А пока она пошла помочь соседке. Выяснилось, что в мешке было просо – необработанное пшено. И это был весь их запас на целый год. Пшено после хлеба и картофеля было важнейшим продуктом питания: это каши, крупники – самая популярная еда моего детства.
![](https://stat2.city-dog.by/content/editor_images/2019/02_february/21_uspamin/deti.jpg)
Слева – Ольга и Федор, июль 1951. Справа – Федор Сильвестрович Гиско, 1965 г.
Я часто слушаю воспоминания своих сверстниц из восточной части Беларуси или России об их голодном, полном лишений детстве. И тогда я мысленно, а иногда и вслух благодарю Всевышнего, что к нам советская власть пришла почти на 25 лет позже и не успела довести наш край до полного разорения и нищеты.
Книга Ольги Карповой вдохновила нас на статью о полезности нашей национальной кухни. Спасибо за очередной повод почувствовать свои корни!
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из личного архива, «Новы час», http://photopolska.eu, http://inbelhist.org.
Людьми прошедшими такие годы можно только гордиться и восхищаться и хранить память о них.
Спасибо журналу, что публикует такие статьи для молодого поколения.
Спасибо, Ольга Сильвестровна за вашу храбрость, силу и время написать свою историю и своих корней