Каким было легендарное предместье много лет назад – снимки, о существовании которых вы и не подозревали.
Несколько лет назад мы писали большой материал о том, как Троицкое предместье превратилось в тот район «пряничных домиков», каким мы знаем его сейчас. В статье «Как реконструировали Троицкое: 5 млн долларов за эксперимент» можно найти уникальные кадры «регенерации» старинного предместья. Но сегодня мы покажем вам фотографии, которые мало известны – а часто и совсем не известны – минчанам.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Обживать этот берег Свислочи люди начали с XI-XII века. И, хотя сегодня с Троицким предместьем ассоциируют только известный квартал, в действительности это только западная его часть. От излучины Свислочи до улиц Коммунистической и Киселева – вот они, исторические границы когда-то самого большого минского предместья.
Здесь стояли храмы и монастыри, более трехсот лет шумели Троицкие рынки. Например, новый рынок просуществовал с начала XIX века до 1935 года, когда на его месте стали строить Театр оперы и балета.
Еще до революции в Троицком жили торговцы-евреи, ремесленники, ювелиры, аптекари. В военные времена тут вместе с белорусским, польским и русским языками все еще можно было услышать идиш. Рассказывает краевед Павел Ростовцев:
– На фото ниже – панорама Троицкого предместья со стороны площади Свободы. Фрагмент аэрофото 10 сентября 1941 года. Тут хорошо видна застройка вдоль фронта четной стороны Коммунальной набережной (ее снесут в 1976 году), а за ней хорошо различимы дворовые постройки, которые на сегодняшний день и являются «парадным фасадом» реконструированного квартала.
Также хорошо видны окрестности предместья: севернее квартала, за Свислочью – так называемые «татарские огороды», различим деревянный Татарский мост в самой правой части кадра.
По воспоминаниям старожилов, Троицкое никогда не было «сказочным», «под Европу» районом: старые кирпичные дома, которые отапливались дровами. Говорят, что даже туалеты стояли на улице. Ни о каких черепичных крышах и речи не было.
Старовиленская улица, 1942 год. Вид со стороны Коммунальной набережной в сторону улицы Пролетарской (сейчас Янки Купалы). В кадр попала группа немецких солдат.
Магазин «Вянок», Остров слез или ЗАГС? Спросите у старожилов – и они вам ответят, что точкой притяжения для минчан в Троицком всегда была баня. Вспоминает Дина Шавцова:
– Мы ходили в эту баню. Там можно было купить мыло, мочалку, одеколон и другую гигиеническую мелочевку. В общем пользовании были самые необходимые в таком месте предметы – тазики. Самым же большим детским наслаждением было выпить газировки за 3 копейки из автомата. Если бы не «послебанная» газировка, то, возможно, это заведение и не запечатлелось бы в моей детской памяти.
Павел Ростовцев: «Коммунальная набережная в конце 1940-х – начале1950-х. В левой части кадра – баня №2, стоявшая на берегу Свислочи. Обратите внимание на здание правее бани – это угловой дом № 8 по Коммунальной набережной/№2 по Старовиленской. На этой фотографии он еще двухэтажный с мансардами. Во второй половине 1950-х годов в здании будет надстроен полноценный третий этаж. Оригинал этого фото находится в коллекции В. И. Каледы. Оно было опубликовано в книгах “Мінск учора і сёння” 1989 г. и “Воспоминания о городе”».
А это 1960-е годы. Минск разрастается, застраивается, и городские власти пытаются причесать старый город под гребенку «идеального советского города». Полуразрушенный Верхний город, Немига, которая вот-вот пойдет под снос. Троицкое пока не трогают: оно не мешает пробиваться улице Горького (теперь Богдановича) к окраинам, но уже мешает «чуствам прэкраснага» некоторых чиновников.
Павел Ростовцев: «Коммунальная набережная, 1966 г. Сравните с предыдущим фото – за прошедшие 10-15 лет в угловом доме №8/2 по набережной был надстроен третий этаж. В глаза бросаются деревья, высаженные и выросшие вдоль домов по набережной. Фасады зданий практически скрыты за ними. Автор фото – В. И. Каледа, оригинал фото хранится в БГАКФФД (Дзержинск)».
Краевед Павел Ростовцев рассказывает о фото ниже:
– Это те самые бани №2 по Коммунальной набережной, 3. Фото сделано 10 августа 1966 года, фотограф Михаленко. Видите мемориальную доску слева от входной двери? В надписи на ней говорилось, что в этом здании 18 октября 1942 года была набрана и напечатана листовка “Да насельнiцтва Беларусi”. В подготовке листовки принимали участие оставшиеся на воле после очередной волны массовых арестов минские подпольщики Xасень Александрович, Иван Кабушкин и другие.
Здание бани, как и вся застройка по «красной линии» четной стороны Коммунальной набережной, было снесено в 1976 году.
Среди минских историков и краеведов до сих пор ходит легенда о том, что об облагораживании Троицкого минские власти задумались после визита в город советского генсека Хрущева. Он-де спросил, где тут у нас исторический центр для прогулок. А такого не оказалось.
– В конце 1970-х в Троицком было несколько хороших домов, а в основном такой бардак был, честно говоря. И в центре города, в таких ужасных условиях живут коренные минчане?! – вспоминает Василий Петрович Макаревич, который работал над реконструкцией предместья как руководитель инженеров-конструкторов. Сейчас Василий Петрович занимает должность главного специалиста НТЦ института «Белжилпроект». – Тем более в то время и Москва взялась делать реконструкцию...
Уникальное цветное фото Троицкого предместья за некоторое время до начала глобальных переделок (архив искусствоведа Ольги Кукуни). Как видите, начало района просто перестроили – в первозданном виде оно мало напоминало «европейский райончик».
Взяться за реконструкцию Троицкого предместья власти БССР решили и для того, чтобы «накопить необходимый производственный и проектный опыт» и наконец-то замахнуться на святая святых – Верхний город. Поэтому реконструкцию Троицкого архитекторы называли… экспериментальной.
В 1981 году начались работы по реконструкции предместья. Генеральным проектировщиком выступал «Белжилпроект». Авторы – Л. Левин, Ю. Градов, С. Багласов, С. Усенко – вдохновлялись архитектурой предместья девятнадцатого века, но копировать ее целиком не собирались. Впрочем, когда мы говорим «не собирались копировать», то должны четко понимать: район преобразился до неузнаваемости в нечто совершенно иное, нежели то старинное Троицкое.
И большой вопрос, четкого ответа на который нет до сих пор: нужно ли было фактически целиком переделывать предместье в «кусочек Европы», которым тут даже не пахло, и тем самым окончательно убить дух района?
В 1987 году на межреспубликанской научной конференции, организованной в Риге советским комитетом Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, о проекте скажут однозначно: «На Троицком предместье, с которого началась реконструкция исторического центра, возникли немасштабные и пластически чуждые постройки, имитирующие чужеродные для предместья архитектурные формы».
Или все-таки такая переделка оправдана: зачем городу старый дряблый грязный район с неопределенной структурой и стилистикой?
«Если проектировщик ничтоже сумняшеся вторгается в заповедные места со своими собственными идеями, возводит постройки, чуждые исторической среде, можно ли назвать это реставрацией? Нет, это насмешка над реставрацией. Пример подобной, мягко скажем, некорректной деятельности как нельзя нагляднее проявился в Троицком предместье». (Строительство и архитектура Белоруссии, 1987, №3.)
Ныне покойный архитектор Леонид Левин в свое время в беседе с CityDog.by честно признался:
«Нет, мне не стыдно за Троицкое предместье. Да, недоработки есть. Мы о них знаем. Но что, мы сейчас будем говорить: “Ой, ребят, а мы не то окно сделали, не в тот цвет покрасили”? Весь ансамбль Троицкого был сделан на одном дыхании, в одном творческом порыве. Понимаете?»
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из личных архивов Павла Ростовцева и Ольги Кукуни.
___________________________
пасьля гаспадараньня акупацыйнага саўка нішто, акрамя самога акупацыйнага саўка "не несет особой ценности" (калі маеце адваротныя прыклады, з удзячнасцю іх выслухаю).
.
і ўсё з дакладнасцю наадварот - па-за акупацыйнага саўка межамі (рым, варшава, капраніка, etc, etc).