Неделю назад Netflix выложил свой новый сериал «Маньяк». Мы честно посмотрели пять серий (ровно половину сезона) и нашли их очень странными, но любопытными. Делимся впечатлениями и разбираемся, из чего собран «Маньяк».
Режиссер и сценарист
Интерес к «Маньяку» вызван в первую очередь личностью режиссера. Кэри Фукунага при своей, скажем прямо, небольшой фильмографии создал себе очень серьезную репутацию. Для этого оказалось достаточно всего лишь превратить «Настоящего детектива» в ломающий шаблоны шедевр.
Ничего странного, что новая работа Фукунаги привлекает большое внимание публики. «Маньяка» неизбежно будут мерить по мерке «Детектива», но этот проект совершенной иной, более странный и, возможно, новаторский. Складывается ощущение, что Фукунага дорвался до редкой возможности поиграть с разными жанрами – и с изощренным удовольствием запутывает зрителя.
Помогает режиссеру в этом шоураннер сериала Патрик Соммервиль. Ранее он прославился как сценарист сериала «Оставленные».
Запутанный сюжет. И психологические проблемы
Первые пара-тройка серий «Маньяка» оставляют странное чувство непонимания – ты никак не можешь разобраться, что же происходит. Цельная картинка совершенно не складывается.
Мы знакомимся с героями. Это Оуэн Милгрим, неудачливый и нелюбимый сын в семье богача и, похоже, шизофреник. И Энни Лэндсберг, одинокая девушка-изгой с серьезными психологическими проблемами и зависимостями. Их восприятие реальности отличается от обыденного. Оуэн разговаривает с невидимым братом, а Энни постоянно переживает травматические отношения с сестрой.
Герои сталкиваются в фармакологической компании (впервые – осознанно), где становятся участниками психологического эксперимента. Цель эксперимента – испытания нового препарата для лечения душевных расстройств и усиления защитных механизмов психики. Одновременно лекарство действует как сильный галлюциноген, погружая Оуэна и Энни в новые реальности. Например, в 1980-е, где они – счастливая американская семья, которая похищает лемура у продавцов шуб, или в 1950-е, где парочка пытается похитить потерянную главу «Дон Кихота».
Приняв на веру то, что авторы уже сообщили про психику героев, зритель постоянно находится в сомнении – где правда, а где вымысел.
Конспирология
Уже один сюжетный ход с фармакомпанией и новым лекарством – весьма подходящая основа для конспирологических теорий. Тем более когда экспериментом управляют сумасбродные врачи вроде наркомана Марумото (умирает в третьей серии) или его сменщика Мантлерея, поклонника киберсекса с эльфийками.
Если учесть, что главным в эксперименте является суперкомпьютер GRTA (у которого, к слову, ярко выраженная женская идентичность), то теории заговора лезут в голову сами собой.
Самый явный признак конспирологии – диалоги Оуэна с его несуществующим (как мы думаем) братом Гримссоном. Он постоянно твердит Оуэну, что вокруг существует враждебная система, с которой надо бороться, и что Оуэн спасет мир. К слову, так и происходит в девятой серии.
Наконец, тонкая шутка для гиков. Когда реальный брат Джед говорит Оуэну про его письма в ФБР (в письмах речь шла о заговоре), вспоминается настоящая история про писателя-фантаста и знатного параноика Филипа Дика. Однажды в 1974-м он написал в ФБР, что писатель Станислав Лем на самом деле пытается манипулировать общественным мнением на Западе и вообще является не человеком, а неким комитетом завуалированных личностей.
Филип Дик – знаменитый американский писатель-фантаст, автор романов «Убик», «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Человек в Высоком замке» и др., утверждал, что встретил бога, одним из последствий чего стал его философский труд «Экзегеза».
Станислав Лем – польский писатель, мыслитель, футуролог. Написал фантастические романы «Эдем», «Солярис», исследование «Сумма технологии» и др. Филипа Дика называл единственным гением в американской фантастике.
Фантастика и немного сатиры
Мир «Маньяка» явно вымышленный, хоть и очень похож на наш. Но в нем, например, в Нью-Йорке есть статуя Экстра-Свободы, мужчина с крыльями. В нем не видно животных (разве не отсылка к «Андроидам и электроовцам» Дика?), но есть роботы, убирающие собачьи какашки. На этих самых PoopBots сделал состояние отец Оуэна Милгрима.
К слову, о роботах. Суперкомп GRTA с эмоциями фрустрированной дамочки – очевидный намек на HAL 9000 из «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. Одним словом, в сериале «Маньяк» все очень переплетено. Ах, да, MANIAC – это тоже название компьютера из далеких 1950-х.
Что касается сатиры, то Фукунага довольно точно подмечает одержимость современного общества разными медиа и зависимость от них. Будь вы в мире «Маньяка», то смогли бы воспользоваться услугами «прокси-друга», чтобы бесплатно получить товар, еду или услугу. Бесплатно в этом случае – за прослушивание рекламных сообщений, озвученных живым человеком.
Джона Хилл и Эмма Стоун
Просто великолепны! В общем-то, этого вполне достаточно, чтобы начать смотреть «Маньяка». Джона Хилл выходит далеко за рамки своих привычных комедийных ролей и заставляет смотреть на себя совершенно иначе, чем раньше. Эмма Стоун чрезвычайно хорошо изображает жертву посттравматического синдрома.
Сам сюжет дает актерам много свободы для игры – каждый из них создает сразу несколько персонажей (мы ведь говорим про разные реальности в том числе). И следить за превращениями Хилла и Стоун интересно.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Netflix.