В Минске появился новый театр – «Современник». CityDog.io разобрался, имеет ли он отношение к одноименному московскому, и узнал, что о необычных постановках в духе постмодерна думают зрители.
«У меня большая новость! Мы открыли театр, над которым я работал в течение трех лет. Театр “SO.ВРЕМЕННИК” теперь есть и в Минске», – написал в своем инстаграме режиссер театра, актер Роман Шидловский.
Первые постановки, или «плоды экспериментальных поисков в постдраматическом направлении», как называет их Роман, зрители увидели 24 и 31 августа этого года. Их играли в концертном зале «Минск».
Что известно о режиссере: родился в Орше, учился в Могилеве, переехал в Минск
Если верить «Википедии», Роман Шидловский родился 8 декабря 1985 года в Орше. В 2006-м окончил Могилевский государственный колледж искусств, а в 2007-м организовал в Гомеле театр-студию «Колесо», где был художественным руководителем и режиссером.
В 2013 году Роман окончил Академию искусств в Минске, стажировался и до 2019-го работал в минском театре имени Горького. В 2019–2020 гг. был худруком «Театра на Немиге», а с 2021-го – арт-директором театра-лаборатории ReFlexia.
А еще Шидловский основал свою школу актерского мастерства Art Reflexia.
Что известно о новом театре? (Нет, это не филиал московского театра)
В инстаграме театра указан адрес ул. Октябрьская, 5 – это адрес КЗ «Минск», где труппа играет свои спектакли.
В сентябре репертуар театра составляют три постановки: «Мастер и Маргарита» (по роману Булгакова), «Триггер» (психологическая трагедия, написанная актерами театра вместе с режиссером) и «Пианист/Оркестр страстных женщин» (по мотивам пьесы Жана Ануя).
Чтобы понять, имеет ли минский «So.временник» отношение к московскому, CityDog.io связался с Шидловским, но тот на контакт шел неохотно, сухо ответив: «Мы не являемся филиалом московского “Современника”. Мы минский “Современник”. Выбор был не в названии, а в человеке, который создал этот театр в свое время». Остальные вопросы остались без ответа.
Вот что пишут зрители о постановках «So.временника»: «Я в восхищении!»
На сайте 24afisha.by под спектаклем «Триггер» пользовательница Ольга оставила такой отзыв (количество восклицательных знаков сохранено): «Сказать, что я в восторге, – это не сказать ничего! Я в восхищении! Великолепная игра актеров! На самом деле психологический триллер, пазлы которого начинают складываться ближе ко второму акту, все становится логично и понятно! Очень закрученный и неизбитый сюжет! Послевкусие от спектакля такое, что не отпускает и на следующий день!»
В инстаграм-аккаунте театра размещено еще одно хвалебное мнение от минского диетолога: «Мне казалось, что тема “Мастера и Маргариты” затерта в моей жизни до дыр и ничего нового я не открою. Я ошиблась. В первую очередь меня бесконечно впечатлила линия Иешуа, Пилата, Левия Матвея. Я с такого ракурса никогда не видела эту историю. Она была наполнена тяжелыми чувствами, отчаянием, любовью, страхом, гореванием. Даже сейчас пишу, и у меня мурашки бегут. Мне было так больно, будто меня ножом резали, все это чувствовать было невыносимо, я плакала горько…»
А вот что думают о спектакле «Мастер и Маргарита» читательницы CityDog.io
«Было ощущение, что попали на школьную самодеятельность»
Карина узнала о театре от мамы – вместе с ней и сходила на один из первых показов спектакля «Мастер и Маргарита» в августе.
– Мама у меня знатная театралка, любит ходить на постановки бестселлеров, вот и здесь не устояла, – рассказывает девушка. – Когда шли на спектакль, о театре не имели никакого представления. И уж тем более не догадывались, что попадем на какую-то самодеятельность.
Уже после по обрывкам информации в интернете удалось узнать, что это экспериментальный театр, в котором выступают выпускники частной театральной школы. Профессиональные актеры там тоже есть, но их, видимо, меньшинство.
Актерская труппа очень маленькая. А так как героев в произведении много, один человек играл сразу по 3-4 персонажа.
Например, Мастер был же и критиком Латунским. Если это был замысел постановщика, то выглядело как сюр и насмешка. Бегемот – худощавая девушка с тонким звонким голосочком. Воланд – женщина, идентифицирующая себя мужчиной. Мастер – скоморох-балагур как будто в маниакальной фазе депрессии.
Смотреть было тяжело, затянуто и скучно. Я боялась увидеть, как будет передана атмосфера величественного Бала Сатаны, – оказалось, не зря. В руках у театральной Маргариты был туалетный ершик в виде скипетра. В этом и был весь постмодерн.
В общем, постановка «Мастера и Маргариты» не понравилась. Она откровенно очень слабая и сырая. Спектакль идет 3 часа, начало задержали на 20 минут из-за плохой организации билетного контроля. Булгакова перекроили вкривь и вкось. Я понимаю, что это был постмодерн и вольное прочтение, но в таком случае лучше не замахиваться на объемную классику, которую даже экранизировать сложно, не то что поставить в театре.
Я для себя выводы сделала и больше на постановки этого театра не пойду, хоть и досидела до конца спектакля из уважения к актерам. Такими выносливыми, как я, оказались не все зрители: после антракта ушло процентов 30.
«Стоило бы заранее подготовить зрителя к такой интерпретации»
Мнением мамы Карины мы тоже поинтересовались. Женщина считает, что режиссер должен был использовать авторское название спектакля, а не общеизвестное.
– Для меня театр – это всегда праздник. А тут еще и спектакль по любимому произведению Булгакова! Я шла в предвкушении.
Но, к сожалению, ожидания увидеть классического «Мастера и Маргариту» не совпали с реальностью. Не впечатлило, не захватило, не зацепило. А скорее наоборот: разочаровало и утомило.
Не понравилась игра актеров – особенно резкая, агрессивная Маргарита и образ Воланда, почему-то сыгранный женщиной. Затянутые сцены, упрощенные декорации, костюмы...
Если режиссер решил по-своему интерпретировать Булгакова, стоило бы заранее подготовить к этому зрителя и не использовать авторское название произведения.
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из личного архива героинь, Facebook.com, Unsplash.com.